На заседании коллегии Федерального космического агентства, посвященном итогам реализации Федеральной космической программы 2001-2005 годов и задачам по реализации новой Федеральной космической программы, рассчитанной на период до 2015 года, Сергей Иванов заявил, что «в ракетно-космической отрасли России есть ряд проблем».
Внимание прежнего руководства
В плачевном состоянии находится и наземная инфраструктура системы спутниковой связи на Дальнем Востоке
Основной проблемой министр назвал пополнение и восстановление спутниковых группировок, необходимых для нормального функционирования стратегически важных космических систем.
«Не все космические системы, необходимые для решения задач экономики, науки, обороноспособности и безопасности, имеют сегодня полноценные орбитальные группировки», – признает Сергей Иванов.
Развернутый комментарий вице-премьера относительно состояния космической отрасли был вполне ожидаем после недавней аварии коммуникационного спутника «Экспресс-АМ11», принадлежащего ФГУП «Космическая связь», через который велось телерадиовещание на российский Дальний Восток.
Единственный резервный спутник, через который вещание может быть восстановлено, - «Экспресс-АМ2» - давно выработал все ресурсы и в любой момент может выйти из строя. Сейчас рассматриваются варианты аренды иностранных аппаратов, однако такое решение является вынужденным, признают в профильных ведомствах.
«В плачевном состоянии находится и наземная инфраструктура системы спутниковой связи на Дальнем Востоке», – подчеркнул Иванов. Однако о конкретных мерах, направленных на улучшение «нетерпимого положения», ничего сказано не было. Наращивание трансляционных мощностей с вводом в эксплуатацию в 2007-2008 годах двух аппаратов «Экспресс-АМ33» и «АМ44» было признано достаточным.
На ближайшее время приоритетной задачей государства был признан проект ускоренного ввода в эксплуатацию отечественной системы спутниковой навигации и позиционирования ГЛОНАСС. Ускорения строительства этой системы потребовал президент Владимир Путин еще в ноябре 2005 года. Система ГЛОНАСС создана и сдана в эксплуатацию по заказу министерства обороны в начале 1980-х годов.
Она предназначается для навигационного обеспечения военных и гражданских пользователей. Спутники ГЛОНАСС непрерывно передают информацию о точных координатах тысяч воздушных, морских, наземных и космических объектов. Однако в полном объеме система пока не заработала.
Для надежной навигации необходима группировка как минимум из 14 спутников, причем еще 4-6 аппаратов желательно иметь в резерве. Однако при проектировании системы в конструкцию спутников был изначально заложен невысокий ресурс: всего три-четыре года. Срок активной жизни аналогичного американского аппарата системы GPS – около 15 лет.
Концепция системы ГЛОНАСС предполагала замену морально устаревших аппаратов более современными. Неисправный спутник может быть заменен новым в течение нескольких дней, расчитывали разработчики. Однако спутники вышли из строя, а замена им не найдена до сих пор.
Собрать и запустить
Важно опередить в этом вопросе европейцев с их перспективной системой Galileo. Поэтому решение о форсировании развертывания группировки ГЛОНАСС весьма своевременно (фото: NASA) |
Зависимость от иностранных технологий навигации, особенно для оборонного ведомства и специальных служб, вызывает раздражения Сергея Иванова. Кроме того, наиболее распространенная сейчас в мире система GPS начинает морально устаревать и уже не обеспечивает необходимой точности определения координат.
По словам чиновников, Россия за счет ГЛОНАСС может занять лидирующие позиции на рынке услуг навигационного обеспечения. При этом важно опередить в этом вопросе европейцев с их перспективной системой Galileo.
Как считают эксперты Роскосмоса, цена вопроса составляет 150 млн. долларов. Необходимо лишь согласовать технические аспекты, такие как график запусков, графики передачи спутников на управление соответствующим структурам.
Как сообщил Сергей Иванов, «в настоящее время необходимые для этого документы подготовлены и согласованы и до конца этого месяца будут внесены в правительство».
Сейчас на орбите находятся 17 спутников системы ГЛОНАСС. Вывод на орбиту последнего, 18-го аппарата планируется уже на конец 2006 года.
В начале апреля премьер-министр Михаил Фрадков приказал Федеральной службе по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) выдать Российскому институту радионавигации и времени лицензии на вывоз за рубеж приемной аппаратуры глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.
Генеральные лицензии будут иметь срок действия до 31 августа 2007 года и распространяться на конкретный список оборудования, производимого институтом. Сам по себе ГЛОНАСС даже с планируемыми в этом году 18 спутниками пока – до полного развертывания – не позволяет решать многие практические задачи и конкурировать с американской спутниковой системой GPS. Однако совмещенные устройства ГЛОНАСС/GPS могут обеспечить лучшие параметры точность/время, чем GPS-устройства.