По поводу снятия антидемпинговых ограничений для России недавно высказывался глава Росатома Сергей Кириенко. По его словам, для страны принципиально необходимо избавиться от всех дискриминационных санкций, затрудняющих конкуренцию атомной продукции на рынке. И первоочередная цель в этом процессе – открытие рынка США.
Движение заморожено
Владимир Смирнов подчеркнул, что Россия требует всего лишь равных условий для всех участников рынка
Американцы ввели антидемпинговые ограничения для России в начале 1990-х годов по причине огромного ввоза природного урана из нашей страны в США, в результате чего цены на него упали, а российский Минатом был заподозрен в нарушении антидемпинговых правил рынка.
13 крупных американских компаний инициировали антидемпинговое расследование в отношении российской стороны. Параллельно для российских производителей была введена невероятная пошлина в размере 116%. Затем в 1993 году Минторг США предложил России заключить договор ВОУНОУ, в соответствии с которым расследование приостанавливается без каких-либо результатов, но не завершается.
На это прежнее руководство России согласилось, так как в рамках соглашения ВОУНОУ с Минторгом США наша страна получила небольшие квоты на поставки сырья, которые полностью закончились в 2002 году.
Однако, несмотря на отсутствие регулирующих документов, антидемпинговые ограничения продолжают действовать, потому что Россия не может ни оспорить результаты расследования, так как их просто нет, ни доказать в суде, что пошлина 116% незаконна, хотя законность этих пошлин, которые, к слову, наложены только на Россию, наша сторона готова оспаривать в суде США.
Но пока антидемпинговое расследование юридически не прекращено, российская сторона этого сделать не может. И все же Россия уже сейчас жестко ставит вопрос о юридическом оформлении новых договоров и отказе от старых, потерявших свою актуальность, то есть требует возврата к ситуации 1993 года, когда были введены пошлины.
Такова позиция Техснабэкспорта, занимающегося экспортом продукции атомной отрасли, а заодно и Росатома, и Росэнергоатома, которая была сегодня озвучена на круглом столе, посвященном этой проблеме. Генеральный директор Техснабэкспорта Владимир Смирнов подчеркнул, что Россия требует всего лишь равных условий для всех участников рынка.
«Удивительно то, что речь уже давно не идет о поставках природного урана, из-за которых началось расследование, – отмечает он. – Речь идет о поставках низкообогащенного урана, то есть обработанного высокотехнологичного продукта, а также об услугах, предлагаемых нашими предприятиями по упаковке сырья, а ведь нигде услуги пошлинами не облагаются».
«Но так как мы можем действовать только в рамках договора ВОУНОУ, любое коммерческое движение российских ядерных предприятий на рынке США заморожено, – сетует Смирнов. – И заморожено на основании неактуальных документов».
Услуги самообогащения
Российское топливо составляет основу работы АЭС и позволяет производить 10% всей электроэнергии США (фото: ИТАР-ТАСС) |
Представители американских холдингов, присутствовавшие на круглом столе, также выступили за разрешение доступа России на рынок Штатов. «Мы выступаем за диверсификацию наших поставщиков, – заявил вице-президент крупнейшей американской компании Exelon Джеймс Мэлоун. – Россия нами расценивается как важный партнер в этой области, искусственные барьеры давно доказали свою нецелесообразность на рынке».
С ним согласился и вице-президент Pacific Gas and Electric Corporation Дж. Трамуто. Понять американских бизнесменов можно. Сейчас в США есть только один поставщик сырья – компания USEC, фактический монополист в секторе. Именно с этой компанией у нас подписан договор ВОУНОУ, по которому наша страна поставляет ей по заниженным ценам высокообогащенный уран, а она его превращает в низкообогащенное топливо для американских АЭС. И, разумеется, продает его по своей цене.
Выхода к конечным потребителям у нас нет, притом что российское топливо составляет основу работы АЭС и позволяет производить 10% всей электроэнергии США.
Еще одна немаловажная особенность: Россия обладает принципиально новыми технологиями по обогащению урана. USEC работает с диффузными установками, а российские предприятия – с центрифужными, что намного эффективнее и безопаснее. Таким образом, американцы сами себя лишают высококачественного топлива.
«При этом все упирается в позицию Минторга США», – сообщил газете ВЗГЛЯД гендиректор Техснабэкспорта. Его слова подтвердил и Джеймс Мэлоун, сказав, что к Министерству торговли США у американских бизнесменов вообще очень много претензий. «Мы считаем, что оснований для ограничений нет, – заявил газете ВЗГЛЯД Мэлоун. – Минторг действует в своих интересах за счет интересов миллионов потребителей».
По словам Владимира Смирнова, в случае открытия американского рынка для российских товаров пользоваться наибольшим спросом помимо низкообогащенного урана будут прежде всего услуги по конверсии и самообогащению урана. «Дальше мы можем говорить о сотрудничестве в части технологии фабрикации топлива, – отметил Владимир Смирнов. – Ограничения, наложенные на природный уран, тормозят развитие колоссального набора услуг и системных взаимоотношений».