«Изменение цен естественных монополий не меняет инфляцию в принципе», – пояснил Кудрин в среду. По словам министра, при повышении тарифов на электричество и газ сжимается спрос на другие товары, «однако правительство и национальные банки во всех странах подпитывают денежную массу для стимулирования спроса».
Нобелевская премия
Правительство, по словам Чубайса, вправе решать, чем «выбрать» инфляцию: повышением тарифов или ростом цен на товары
Мнение министра финансов РФ Алексея Кудрина совпадает с точкой зрения главы РАО «ЕЭС» Анатолием Чубайсом. На заседании правительства 23 марта главный энергетик был удивлен несогласием министра экономического развития и торговли Германа Грефа с повышением тарифов естественных монополий. Правительство, по словам Чубайса, вправе решать, чем «выбрать» инфляцию: повышением тарифов или ростом цен на товары.
Рассуждения главы РАО Герман Греф не оценил, ядовито заметив, что они «достойны Нобелевской премии».
Тарифы, по мнению независимых экспертов, безусловно, оказывают влияние на темпы инфляции в России. «Кудрин пытался подчеркнуть, что увеличение тарифов – это временный фактор, а основной, влияющий на инфляцию, – рост денежной массы», – поясняет главный экономист Deutsche UFG Ярослав Лисоволик.
«Повышение тарифов отражается ростом инфляции, но с определенной временной задержкой», – уверена консультант Экономической экспертной группы Мария Мосолкова.
«При подсчете индекса потребительских цен учитывается стоимость платных услуг населению (ЖКХ), что вызывает рост инфляции. Опосредованное влияние оказывают также издержки производителей, связанные с затратами на услуги», – пояснила Мария Мосолкова газете ВЗГЛЯД.
Продолжая тему инфляции, Алексей Кудрин отметил необходимость перехода к более точным показателям определения инфляции в среднем за год. В этом случае инфляция в 2005 году была 12,7%, а не 10,9%, как при расчете «декабрь к декабрю», отмечает министр.
По мнению Ярослава Лисоволика, в вопросе точного расчета инфляции «остается много неясностей». «С одной стороны, все понимают, что инфляция в стране высокая, но официальные цифры при этом гораздо ниже», – уточнил эксперт в интервью газете ВЗГЛЯД.
Фонд будущих поколений
Глава Федеральной службы по финансовым рынкам Олег Вьюгин |
Тарифная политика – не единственная причина высокой (по любым методикам подсчета) инфляции. Рост цен во многом объясняется макроэкономической стратегией правительства.
По мнению главы Федеральной службы по финансовым рынкам Олега Вьюгина, политика Минфина «не имела конкретных целей». По его словам, Минфин выполнял свою функцию и пытался ограничить рост расходов бюджета, так как понимал, что эти обязательства долгосрочны. «Минэкономразвития в основном развивало идею инвестирования, а ЦБ почему-то отвечал за реальный курс рубля», – недоумевает Вьюгин. Для того чтобы макроэкономическая политика стала «безопасной», глава ФСФР предложил выбрать наиболее вероятную среднюю цену нефти на 10-15 лет. После чего рассчитать обменный курс рубля, который обеспечивал бы сбалансированный платежный баланс на эти годы. При этом вмешательство ЦБ допустимо только при существенном отклонении от заданного курса национальной валюты.
Фундамент макроэкономической политики России – Стабфонд. Инвестирование накопленных 1562,7 млрд. рублей, по словам Кудрина, может начаться через 1-1,5 месяца. Это время понадобится для принятия постановления правительства и других нормативных документов, необходимых для инвестирования средств Стабфонда в государственные ценные бумаги за рубежом.
Между тем Олег Вьюгин в среду предложил поделить Стабфонд на резервную часть и «фонд будущих поколений». Средства резервного фонда можно тратить, когда цена на нефть будет ниже оптимальной цены, определенной на 10-15 лет. А средства фонда будущих поколений глава ФСФР предлагает использовать только в случае, если цена на нефть будет «устойчиво снижаться по отношению к наиболее вероятной».
Основными принципами инвестирования должны стать «сохранность, доходность и ликвидность», уточнил Олег Вьюгин. Чтобы деньги не лежали мертвым грузом, часть средств – 1 млрд. долларов – вполне возможно передать в управление частным компаниям, считает глава ФСФР. Помимо этого, необходимо расширить список инструментов, в которые смог бы инвестировать средства Стабфонда Банк России с добавлением корпоративных облигаций, считает чиновник.
В то же время Минфин выступает против диверсификации направлений инвестирования Стабфонда. В частности, из-за опасений по поводу возможного скачка инфляции.
Пока Алексей Кудрин уверен, что в 2009 году можно достичь уровня инфляции в 3-4%. Министр не сомневается, что это нетрудно, «нужна лишь политическая воля».
Тем более что «усилия Минфина привели к тому, что проблема сдерживания инфляции поставлена на первое место, – уточнил Кудрин. – Улизнуть правительству от этого будет трудно».
Тем не менее даже при наличии политического решения уложиться в 4% за 2009 год будет очень тяжело, считает Ярослав Лисоволик. «Остается нерешенной проблема регулирования тарифов и вопросы, связанные с увеличивающимся давлением денежной массы, – опасается эксперт. – Кроме того, в 2007-2008 годах в связи с приближающимися выборами возможно заметное увеличение бюджетных расходов, что не способствует снижению инфляционного давления».