Большая часть снижения продаж кинобилетов пришлась на ключевые рынки, такие как Германия, Япония, Испания, Франция и Италия. Только четыре киноленты принесли их создателям кассы, превышающие 300 миллионов долларов, за пределами США, по сравнению с семью в 2004 году, сказал Гликман. Надежды теперь возлагаются на развивающиеся рынки Бразилии, Китая, Вьетнама и, разумеется, России, передает Reuters.
Большие затраты
Половина фильмов из десятки самых кассовых – российского производства, причем они занимают первые два места
Гликман также отметил, что снижение кассовых сборов в прошлом году пришло на смену 24-процентному росту выручки от проката в 2004 году и практически 50-процентному росту за последние десять лет. Сборы в билетных кассах в прошлом году составили 9 млрд. долларов, а в кино американцы сходили 1,4 миллиарда раз. Это на 240 миллионов раз меньше, чем в 2004 году, передает ВВС.
По оценкам Motion Picture Association of America, развивающиеся рынки могут дать 12% роста кассовых сборов в течение ближайших пяти лет. Это вполне реальная цифра, судя по тому, на какие показатели вышел, в частности, российский кинопрокат. И, что отрадно, большую долю в прошлом году в общих сборах обеспечили отечественные киноленты.
Половина фильмов из десятки самых кассовых – российского производства, причем они занимают первые два места. «9 рота» собрала 24,6 млн. долларов, а «Турецкий гамбит» – 18,5 млн. долларов. Самый кассовый зарубежный фильм – «Звездные войны. Эпизод 3: Месть ситхов» – отстал безнадежно: 9,4 млн. долларов за год.
Кроме вышеназванных в десятку самых кассовых фильмов года из отечественных фильмов вошли «Статский советник», «Бой с тенью» и «Мужской сезон. Бархатная революция», занявшие 7, 8 и 9 места соответственно.
В общей сложности 62 российских фильма собрали 94 млн. долларов при общих сборах около 350 млн. долларов в прокате СНГ, то есть отечественные фильмы дали почти 1/3 всей кассы года. Всего было выпущено 320 фильмов, из них российские фильмы занимали лишь 19,3% проката. В нашей стране за последние десять лет кассовые сборы в кинотеатрах увеличились в 25 раз. Планируется, что к 2010 году сумма сборов достигнет 650 миллионов в год.
Однако, как пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД источник из кинопрокатной компании «West-видео», успех российских фильмов по большей части объясняется большими затратами на рекламу. «По существу «Статский советник», «Мужской сезон. Бархатная революция», «Дозоры» – это рекламные проекты. Первый канал с его возможностями помог собрать кассу этим фильмам», – подчеркнул эксперт.
Основа зарубежного кино
Константин Эрнст |
Но при всей благоприятной конъюнктуре развитие российского кинорынка довольно сильно сдерживают несколько факторов. Самый главный – пиратство, о чем, кстати, сказал и глава Motion Picture Association of America. Сколько точно рынок теряет от действий пиратов, сказать сложно, но ущерб очень большой, если учесть, что пиратский DVD с шестью фильмами стоит 100 рублей, а средняя цена билета в кино, скажем, в Москве равняется 200 рублям.
«Особенно от пиратства страдают, конечно, западные фильмы, – отметил источник газеты ВЗГЛЯД в «West-видео». – Отечественные кинопроизводители часто договариваются с правоохранительными органами насчет жесткого контроля за пиратскими DVD своих фильмов. Кроме того, у пиратов такая психология: все равно у Голливуда денег много, так что он не много потеряет. На самом деле кино – бизнес с высокими рисками, и студии в США частенько разоряются, недополучая доходы из-за пиратов».
Между прочим, как сообщает «Интерфакс», Константин Эрнст после громкого успеха «Дневного дозора» на вопрос, действительно ли есть особое соглашение между правоохранительными органами и Первым каналом о том, чтобы уделять специальное внимание пиратским DVD с записью фильма, ответил: «Да».
Другая проблема, сдерживающая рост рынка, – количество кинотеатров, которых, по разным данным, в России сейчас около тысячи. И хотя к 2008 году их число и планируется довести до 1500, это в десятки раз меньше, чем в США, и в 15 раз меньше, чем во Франции.
«Успехи российского рынка объясняются тем, что он развивается практически с нуля. То, что российские фильмы наконец-то дали хорошие сборы, – прекрасно, но все же зарубежное кино составляет основу, фон, который поддерживает интерес зрителей к кинофильмам на стабильном уровне», – пояснил источник в «West-видео».