Россия выделяет в поддержку Инициативы ускоренного финансирования программы «Образование для всех» 7,2 млн. долларов. Об этом во вторник заявил министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, открывая международное совещание доноров по вопросам образования, сообщает Прайм-ТАСС.
Плоскость интересов
Проблемы с безграмотностью детского населения есть и в России, поскольку зачастую дети из малообеспеченных семей не ходят в школу
Напомним, став председателем «Большой восьмерки» в 2006 году, Россия также стала и сопредседателем глобального проекта в области образования, известного как Инициатива ускоренного финансирования программы «Образование для всех».
«Россия рада тому, что может играть ведущую роль в рамках Инициативы ускоренного финансирования программы «Образование для всех», – отметил Андрей Фурсенко. К настоящему времени в рамках Инициативы ускоренного финансирования утверждены планы развития образования ряда развивающихся стран, где в целом насчитывается 16 млн. детей, не посещающих школу.
Согласно экспертным оценкам, чтобы эти дети смогли пойти в школу в 2006 году, потребуется внешнее содействие в объеме около 1,1 млрд. долларов. Сейчас доноры выделяют около 490 млн. долларов через постоянно действующие двусторонние и многосторонние каналы и 115 млн. долларов через Каталитический фонд Инициативы ускоренного финансирования.
Предполагается, что к концу 2008 года 60 стран смогут добиться утверждения своих планов развития образования в рамках Инициативы ускоренного финансирования для 74 млн. детей, не посещающих школу. Таким образом, 70% безграмотных на сегодня детей получат доступ к образованию.
«Пора предоставить дары образования всем детям нашей планеты», – отметил Андрей Фурсенко. Но проблемы с безграмотностью детского населения есть не только в развивающихся странах, но и в России, поскольку зачастую оказывается, что дети из малообеспеченных семей не ходят в школу.
«По различным оценкам, от 800 тыс. до 3 млн. детей школьного возраста в России не посещают учебные заведения», – сообщил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Алексей Чернышов.
«Это сложная проблема, имеющая под собой множество аспектов, – отметил он. – Для ее решения необходима заинтересованность со стороны государства. Пока ее нет, поскольку личные интересы представителей правящего класса, имеющих возможность отправить своих детей получать образование за границу, лежат в плоскости личных и корпоративных интересов», – констатировал депутат.
Следует отметить, что и с самой системой образования в целом у нас сейчас все далеко не так гладко. Хотя Министерство образования и науки оценило итоги развития образования в 2005 году как положительные, специалисты отмечают наличие довольно большого числа проблем.
Некоммерческая окупаемость
Заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Алексей Чернышов (nvsaratov.ru) |
«Проблема здесь не только в плохом финансировании, – отметил Алексей Чернышов. – К сожалению, в настоящий момент у нас отсутствует четкий комплексный подход к решению данной задачи. Необходимо выделить ряд конкретных приоритетных направлений, на которых нужно сфокусировать внимание: глупо строить новый институт, когда у нас не хватает денег на ремонт школы или создание современной лаборатории», – считает депутат.
Среди позитивных моментов, безусловно, следует отметить увеличение финансирования системы образования в России. По данным Министерства образования и науки РФ, оно в 2005 году увеличилось на 35% по сравнению с 2004 годом и составило 160 млрд. рублей, или 5 млрд. долларов.
«В этом году инвестиции в сферу образования должны превысить 200 млрд. рублей», – обещал ранее Андрей Фурсенко. Из этих средств на реализацию национального проекта «Образование» выделено 25,28 млрд. рублей. «Это только бюджетные средства, в инвестировании данного проекта должны принять участие представители бизнес-сообщества», – пояснили корреспонденту газеты ВЗГЛЯД в пресс-службе Министерства образования.
«Российский бизнес дозрел до активного участия в развитии российского образования», – согласилась с чиновниками министерства член рабочей группы по созданию Московской школы управления, дающей второе высшее образование формата MBA, Ирина Прохорова.
По словам Прохоровой, уникальность данного проекта состоит в том, что Московская школа управления фактически создается бизнес-сообществом. 15 компаний-участников, среди которых инвестиционная компания «Тройка-диалог», уже инвестировали в проект по 5 млн. долларов каждая. Инвесторы собираются помочь новому учебному заведению и преподавательским составом – планируется, что он отчасти будет формироваться из руководящего звена компаний-создателей.
«Государство также принимает участие в создании нового образовательного учреждения – проект был одобрен Министерством экономического развития и торговли и Министерством образования и науки РФ, – отметила Прохорова. – Правда, пока не определена степень его участия. Но даже в случае отсутствия государственных инвестиций проект будет реализовываться в связи с намеченными планами», – уверена представитель бизнес-сообщества.
На полную мощность новый вуз должен заработать в 2008-2009 годах. К этому времени бизнесмены планируют построить кампус для нового учебного заведения, сообщила Ирина Прохорова, пояснив, что авторы проекта хотят создать серьезное учебное заведение, не уступающее западным MBA. «Стоимость обучения в нем будет соответствующая», – пояснила она, особо подчеркнув, что это некоммерческий проект, так как его окупаемость возможна только через 10-15 лет.
«Уже осенью 2006 года для абитуриентов будет доступно прохождение части учебных программ», – добавила член рабочей группы. На фоне создания новых вузов нередки случаи помощи со стороны бизнеса и старой высшей школы, отметила Прохорова. В частности, руководство многих компаний поддерживает свои бывшие учебные заведения, а они в свою очередь расширяют количество коммерческого образования. «Бизнес дозрел», – подытожила она.