Богданчиков заявил, что компания считает более привлекательным приобретение активов в нефтедобыче.
Суверенитет Литвы
Согласно договору об инвестировании ЮКОС может продать свою часть акций только с согласия литовского правительства
Подозрений президента Роснефти относительно Mazeikiu Nafta аналитики не разделяют. «Непонятно, о каких рисках говорит Богданчиков – контрольным пакетом владеет ЮКОС, другой крупный акционер – литовское государство, совместно они выставляют пакет на конкурс, – удивился аналитик инвестиционной компании «Проспект» Дмитрий Мангилев. – Там вроде бы все должно быть чисто».
По его мнению, интерес Роснефти к Mazeikiu Nafta вполне оправдан. «Покупка Юганскнефтегаза предполагает и увеличение перерабатывающих мощностей, так как приводит к росту нефтедобычи, – сказал Мангилев газете ВЗГЛЯД. – С этой точки зрения приобретение Mazeikiu Nafta было бы полезным».
При этом, по его словам, правительство Литвы вряд ли согласится на покупку государственной компанией «Роснефть» Mazeikiu Nafta, и именно по политическим, а не экономическим мотивам. «Литовское правительство вряд ли согласится на участие российской госкомпании в Mazeikiu Nafta из-за опасений, что зависимость от поставок нефти из России может каким-то образом отразиться на суверенитете Литвы», – говорит аналитик.
Сам Сергей Богданчиков тоже с не очень большой охотой говорит о приобретении Роснефтью Mazeikiu Nafta. С его точки зрения, более целесообразно приобретение лицензий, а не компаний, так как старые компании – это высокие эксплуатационные затраты из-за несовершенства инфраструктуры.
Прежде всего Роснефть планирует принять участие в аукционах на право освоения месторождений в Тимано-Печоре, Иркутской области, Баренцевом море, на Сахалине. При этом Юрубчено-Тахомская зона с точки зрения геологии менее привлекательна для компании, заявил Богданчиков. «Есть более эффективные проекты», – уверен он.
Однако, несмотря на преимущественный интерес к лицензиям, на днях президент Роснефти заявил, что его компания заинтересована в приобретении новых активов в России и Казахстане.
Следует отметить, что ЮКОС контролирует 53,7% акций Mazeikiu Nafta (MN), правительство Литвы – 40,66%, остальные акции принадлежат мелким держателям. В состав МN входят Мажейкский нефтеперерабатывающий завод (НПЗ), нефтетерминал «Бутинге» и литовские нефтепроводы.
Выход из тюрьмы
Интерес Роснефти к Mazeikiu Nafta вполне оправдан (фото REUTERS) |
К участию во втором этапе тендера по продаже акций MN, контролируемых нефтяной компанией «ЮКОС», были допущены национальная нефтегазовая компания Казахстана «Казмунайгаз» и польская PKN Orlen, которые предложили наибольшую цену за пакет: Казмунайгаз – 1,2 млрд. долларов, а PKN Orlen, по неофициальным данным, – 1,5 млрд. долларов.
Согласно договору об инвестировании ЮКОС может продать свою часть акций только с согласия литовского правительства. При этом Литва настаивает на выборе такой компании, которая бы обеспечила в дальнейшем стабильные поставки нефти на MN.
Несмотря на то что вроде бы претенденты на актив ЮКОСа определены, в воскресенье «Интерфакс» сообщил, что правительство Литвы может продать акции литовского нефтекомплекса австрийской компании Baltic Holding (BH).
По данным собственных источников литовской деловой газеты Verslo zinios, именно поэтому правительство республики медлит с переговорами с ЮКОСом о продаже акций MN и поговаривает о возможной национализации управляемого ЮКОСом пакета акций MN в размере 53,7%.
Как пишет газета, перекупив акции MN, BH может прийти на литовский нефтекомплекс вместе с какой-либо российской нефтяной компанией. Один из акционеров BH, Petrochemical Holding, уже инвестировал сотни миллионов литов в два завода по производству пластикового сырья под Клайпедой, а необходимые для производства этого сырья нефтепродукты можно было бы производить на НПЗ MN, если установить на нем соответствующее оборудование.
Единственный собственник BH сейчас – австрийская компания Petrochemical Holding, а ее основным владельцем и управляющим является Яков Голдовский. Он-то, если верить литовской газете, и стал снова претендовать на литовский актив ЮКОСа.
Яков Голдовский – бывший президент нефтехимического холдинга «СИБУР». Он и его партнеры приватизировали СИБУР. Но уже в 2000 году Газпром выкупил 51% акций компании, а в 2001 году новое руководство Газпрома обратилось в Генпрокуратуру по поводу управления Голдовским СИБУРом – в итоге Голдовский провел 9 месяцев в тюрьме. После выхода из тюрьмы он продал все свои российские активы структурам Газпрома и уехал из страны.
Однако из Австрии Голдовский все-таки продолжил сотрудничать с Газпромом. Petrochemical в мае 2005 года продала Газпромбанку 55% компании Baltic Holding, специально созданной для покупки MN. Как раз тогда и шли разговоры о том, что BH хотела бы приобрести MN и намерена инвестировать в развитие нефтехимического сектора около 4 млрд. литов.
Но когда ЮКОС объявил конкурс, BH в нем не участвовала. «Мы не заинтересованы в Mazeikiu, – заявил осенью прошлого года Reuters один из руководителей австрийской группы Petrochemical Holding AG, в которую входит BH, Штефан Малашофский. – Ранее шли обсуждения, но из этого ничего не вышло». И вот в августе прошлого года Газпромбанк вышел из проекта. Вероятно, с его уходом изменились и намерения BH относительно MN.