В документе говорится, что изыматься могут как доходы, так и имущество коррупционеров. Причем не целиком, а только в неправедно нажитой их части. Согласно этому документу, даже если средства многократно преобразованы, их все равно нужно отобрать.
Незаконное обогащение
Согласно этому документу, даже если средства многократно преобразованы, их все равно нужно отобрать
Антикоррупционная конвенция вступила в действие два месяца назад. Для этого требовалось не менее 30 ратификационных писем от потенциальных участников соглашения.
«Сейчас уже 46 государств завершили процедуру ратификации», - пояснил глава думского Комитета по международным делам Константин Косачев. По мнению депутата, коррупция - проблема не специфически российская, как пытаются изобразить это оппозиционеры. «По данным ООН, в мире ежегодно тратится на взятки более 840 млрд. евро. И даже при всех масштабах российского мздоимства наша доля тут не решающая», - сказал глава думского комитета.
Однако, считает Косачев, это не повод отказываться от участия в антикоррупционных соглашениях, ведь худшие места в различных рейтингах национального взяточничества не улучшают российский имидж и дурно сказываются на состоянии экономики.
В качестве основной меры по борьбе с коррупцией ратифицированная сегодня конвенция предлагает конфискацию имущества. «Согласно конвенции, это основной инструмент возвращения преступных средств», - пояснил заместитель министра юстиции РФ Владимир Ялунин.
По его словам, после ратификации страны-участники обязаны узаконить этот институт внутри страны. Изыматься могут как доходы, так и имущество коррупционеров. Причем не целиком, а только в неправедно нажитой их части. Согласно этому документу, даже если средства многократно преобразованы, их все равно нужно отобрать.
Соглашение предлагает странам ввести так называемую презумпцию виновности чиновников. При таком положении дел уполномоченный государственный орган лишь указывает на то, что стоимость имущества должностного лица не соответствует его жалованью. После этого чиновник должен доказать, что его богатства вполне законны.
Как предполагают в профильных думских комитетах, скорее всего, в российский Уголовный кодекс придется ввести новую статью - «Незаконное обогащение», - которая и заставит должностных лиц объясняться на предмет шикарных особняков и огромных яхт.
Выдача с приданым
Заместитель министра юстиции РФ Владимир Ялунин (фото ИТАР-ТАСС) |
Конвенция дает государствам право достать мошенников из-за границы. Страны-участники обязаны выдавать преступников, если инкриминируемое считается преступлением по закону страны, где находится преступник. Однако если, например, в Европе проездом окажется российский коррупционер, вину которого нельзя доказать в рамках европейской правовой системы, преступника все равно выдадут РФ, если сочтут это необходимым и обоснованным.
Причем возвращать планируется не только нерадивых граждан, но и выведенные из страны деньги. «Признание того, что коррупция имеет непосредственное отношение к отмыванию незаконных денежных средств, - важный шаг в области борьбы с этим видом преступной деятельности», - считают в думском Комитете по международным делам. В Минюсте поддерживают эту точку зрения.
«С финансово-экономической точки зрения ратификация не только не повлечет за собой дополнительных расходов, но и, напротив, выгодна для России, - сказал Владимир Ялунин. - Ведь из нашей страны активы незаконного происхождения в основном выводятся».
По ратификации парламентарии голосовали с завидным единодушием: 441 депутат - «за», и ни одного - «против». Однако законодатели признали, что российскую правовую систему еще предстоит привести в соответствие с конвенцией, чтобы воспользоваться всеми преимуществами последней.
В частности, предстоит определиться с тем, какой орган должен разрабатывать и осуществлять политику противодействия коррупции. Кроме того, нужно прописать порядок конфискации и уголовную ответственность за оговоренные в соглашении преступления.
«Реализация некоторых обязательств действительно потребует внесения отдельных изменений в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы, - подтвердил замминистра юстиции. - Но работа в этом направлении уже проводится, мы завершаем согласование соответствующего законопроекта».