Правительство определило размер дивидендных выплат государственных компаний за 2005 год. «Рекомендуемая цифра – порядка 20%», – заявил министр экономического развития и торговли Герман Греф, добавив, что «это ориентир, на который компании должны направить свои усилия». Греф отметил также, что планы по выплатам дивидендов уже сформированы в соответствии с федеральным бюджетом и направлены во все госкомпании.
Выплаты окажутся ниже
Те предприятия, которые окажутся неприбыльными, не попадают под необходимость отчислять 20% в госбюджет
Дивиденды выплачиваются держателям акций компаний, таким образом, установленная часть прибыли государственных компаний составляет долю поступлений в федеральный бюджет. Главный экономист инвестиционного банка UFG Ярослав Лисоволик полагает, что в условиях высоких цен на нефть, обеспечивающих изрядную часть доходов госбюджета, кардинального воздействия на поступления в бюджет 20% не окажут.
Кроме того, решение министерства коснется только тех компаний, у которых по итогам 2005 года есть прибыль. «Те предприятия, которые окажутся неприбыльными, не попадают под необходимость отчислять 20% в госбюджет», – уточнил Лисоволик в интервью газете ВЗГЛЯД.
Объем дивидендов, установленных за 2005 год, в 2 раза выше показателя, который был определен в 2004 – тогда компании отчисляли 10% своих доходов. Тем не менее, по мнению эксперта UFG, 20% не являются критичными для плательщиков.
«В случае роста отчислений в бюджет компании несколько сокращают инвестиции в развитие собственного производства, но насколько это будет ключевым фактором, сказать сложно, так как долю, определенную Грефом, нельзя назвать слишком большой», – рассуждает аналитик.
Не следует упускать и тот факт, что, в зависимости от значимости компаний для государства, возможны индивидуальные договоренности, и в этом случае размер выплат может оказаться ниже 20%, считает эксперт Центра развития Сергей Пухов.
В РАО «ЕЭС России» корреспонденту ВЗГЛЯД сообщили, что решение по дивидендным выплатам принимается большинством голосов акционеров компании, крупнейшим из которых является государство (52,68% акций РАО). Рекомендации акционерам по размеру дивидендов дает Совет директоров РАО, но большинство в нем также занимают представители государства и голосуют по его директиве.
При этом за 2004 год выплаты в РАО составили 2,758 млн. рублей. По данным компании, чистая прибыль за тот же учетный период равнялась 24,069 млн. рублей – таким образом, дивиденды составили 11,46% от всего объема прибыли.
Перераспределения денежных потоков
Роснефть перечислила в бюджет почти 10% прибыли за год, или 1,755 млн. рублей (фото: afp) |
Из отчетных данных за 2004 год, размещенных на официальных сайтах компаний «Газпром» и «Роснефть», следует, что Газпром за названный период выплатил дивидендов на сумму 28 млрд. 171,48 млн. рублей, или 17,49% чистой прибыли. Роснефть перечислила в бюджет почти 10% прибыли за год, или 1,755 млн. рублей.
Начальник аналитического отдела компании «Файненшл Бридж» Станислав Клещев считает избирательный подход к размеру дивидендных выплат рациональным, а тот, который работает сейчас, – наименее действенным. Ведь в результате госкомпании пытаются занижать чистую прибыль и сократить объем выплат по дивидендам, предпочитая направить средства в инвестиции.
«Назначая размер дивидендов, чиновники исходят из объема поступлений, в тоже время для инвестора, который может покупать акции компании, важен еще и, например, рост курсовой стоимости акций, которыми можно играть, заработав на их цене в течение года, – рассказал аналитик в интервью корреспонденту ВЗГЛЯД. – Таким образом, из-за того, что государство не может получать доход от акций, так как не продает свой пакет, оно пытается «добрать» дивидендами».
По мнению Станислава Клещева, для амбициозных компаний, таких, как Газпром, Роснефть, Транснефть, было бы правильнее перераспределить прибыль в инвестиции. «Экономический эффект от реализации инвестиционных проектов может во многом превзойти незначительные дивидендные выплаты», отметил Клещев.
В любом случае, для тех госкомпаний, для которых 20% прибыли все же могут существенно сократить возможные вложения во внутреннее развитие, компенсирующим может стать тот факт, что инвестиции в госкомпании могут учитываться в бюджете страны. «Не исключен и такой вариант перераспределения денежных потоков», – уточняет Ярослав Лисоволик.
В целом, опрошенные эксперты единодушны в том, что ни на развитии компаний, ни на росте объемов ВВП страны повышение порога необходимых выплат не скажется. «10% прибыли – это не тот объем средств, который может оказать существенное влияние на инвестиционную политику», – отметил Сергей Пухов.