В ближайшее время Владимир Путин проведет совещания по вопросам развития судо- и авиастроения. Встреча с судостроителями запланирована на текущую неделю, а на следующей о состоянии отрасли президенту расскажут авиастроители.
Принципиальные подходы
До конца года Россия подпишет два контракта с крупными западными компаниями об организации производства автомобилей на территории страны
На встрече с членами правительства, прошедшей сегодня, глава государства попросил министров тщательно подготовиться к запланированным совещаниям, хотя чиновники уже работают над этим. «Позавчера с Сергеем Борисовичем Ивановым разговаривал, под его руководством готовится совещание по авиапромышленности, МЭРТ также активно работает», – рассказал президент, добавив, что премьер-министр также держит под контролем ситуацию.
Отметив большой научно-технический потенциал и большие возможности в двух выделенных областях, Владимир Путин предложил оптимизировать судостроение и авиастроение методами, которые применяются для автопроизводителей. «Я прекрасно отдаю себе отчет, что разница между производством автомобилей и самолетов есть, но принципы, применяемые в автостроении, вполне могут быть распространены и на эти отрасли – авиастроение, судостроение», – пояснил глава государства.
«Особенности большие, но принципиальные подходы, которые используются в автомобилестроении, могут быть применены и здесь», – настаивал Владимир Путин.
Предположительно, речь идет о промышленной сборке самолетов и судов иностранными компаниями. Проекты по выпуску российских иномарок уже хорошо зарекомендовали себя. Кроме того, до конца года Россия подпишет два контракта с крупными западными компаниями об организации производства автомобилей на территории страны. «В переговорном процессе участвуют еще 10 компаний», – рассказал глава МЭРТ Герман Греф. Министр рассчитывает, что к 2010 году под иностранными брендами в России будут собирать более 1 млн. автомобилей в год. По его словам, также сейчас идут переговоры с тремя компаниями об организации производства в России запчастей и комплектующих.
В России заказов нет
Президент России Владимир Путин (фото: ИТАР-ТАСС) |
По мнению экспертов, президент мог иметь в виду и другие возможности. «Например, привлечение Рособоронэкспорта к управлению компаниями, как в случае с АвтоВАЗом», – напомнил директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов.
При этом аналитики и участники рынка допускают, что режим промсборки может применяться в производстве самолетов для гражданской авиации.
«Это не коснется производства военных самолетов. Но смысла собирать магистральные самолеты в России для крупных корпораций, таких как Boeing и Airbus, также нет», – считает ведущий эксперт ОАО «НИИ экономики авиационной промышленности» Олег Пантелеев.
По его словам, у этих компаний налажено производство в США и Европе. «Дублировать его будет невыгодно, за исключением отдельных случаев. Например, Китай покупает 150 самолетов A-320 у Airbus, и поэтому компания намерена открыть сборочное производство в этой стране. В России у Airbus и Boeing нет таких заказов», – пояснил Олег Пантелеев.
Возможная сфера сотрудничества в области промышленной сборки – производство в России отдельных узлов и комплектующих для иностранных корпораций. Кроме того, в России могли бы собираться самолеты для авиации общего назначения. «Это могут быть двух- или восьмиместные самолеты, такие переговоры велись, и сотрудничество по сборке таких машин может быть успешным», – полагает эксперт.
Участники судостроительного рынка говорят о серьезных различиях между автопромом и кораблестроением. Замгендиректора Концерна cpeднe- и малотоннажного кopaблecтpoeния Виктор Бoяpкин отметил, что кораблестроение более наукоемкое и кропотливое дело. «Можно открыть завод и собирать несколько тысяч автомобилей в год, а строительство одного корабля иногда занимает три года», – сказал газете ВЗГЛЯД Виктор Бoяpкин.
По его словам, ранее, на этапе возрождения судостроения, сотрудничество между российскими и иностранными судостроителями происходило в основном в сфере сборки корпусов для кораблей.
«Сборка корпусов – самая дешевая часть производства, и иностранцам было выгодно заказывать корпуса на российских предприятиях. Сейчас ситуация меняется в сторону производства кораблей от начала и до конца. Мы заинтересованы в иностранных заказах», – пояснил представитель концерна.