Эксперты считают, что запрет могут провоцировать крупные табачные компании, чтобы ограничить выход на рынок небольших производителей.
Закон может повлиять только на перераспределение по брендам, но объем продаж не снизится ни у одного из игроков
Депутаты инициируют полный запрет рекламы табака, табачных изделий и курительных принадлежностей. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму во вторник членом Совета Федерации Андреем Ищуком.
Кроме запрета на рекламу, авторы законопроекта предлагают ужесточить требования к предупреждающим надписям о вреде курениях на пачках сигарет. По мнению депутатов, площадь надписи необходимо увеличить с 4% площади поверхности упаковки до 50%.
Авторы нового законопроекта ссылаются на данные Всемирной ассоциации здравоохранения, согласно которым в течение последних нескольких лет курение стало эпидемией.
ВОЗ посчитали, что заядлыми курильщиками сегодня можно назвать 50-60% российских мужчин. Среди некоторых категорий граждан эта цифра достигает 95%. В ВОЗ также отмечают, что в России курит почти каждая десятая женщина, а среди старшеклассников и студентов – 53% юношей и 28% девушек.
Объемы производства табачной продукции в России в прошлом году впервые превысили уровень в 400 млрд. штук и составили, по данным Росстата, 402,9 млрд. штук, что на 7% больше уровня 2004 года.
За последние три года (2003–2005 годы) доля сигарет с фильтром в суммарных объемах производства папирос и сигарет увеличилась на 8,7% за счет сокращения доли папирос на 0,4% и сигарет без фильтра на 8,3%.
Объемы производства табачных изделий десяти крупнейших табачных компаний России в 2005 году увеличились на 8% по сравнению с 2004 годом и составили более 360 млрд. штук. В 2005 году позиции иностранных производителей табачной продукции на российском рынке в очередной раз усилились, суммарная доля транснациональных компаний в общероссийских объемах производства папирос и сигарет увеличилась на 2% по сравнению с 2004 годом и составила 85,8%.
По данным таможенной статистики России в 2005 году внешнеторговый оборот табачной продукции увеличился на 25,9% и превысил 1 млрд. долларов. При этом российская табачная промышленность остается одной из наиболее инвестиционно-привлекательных отраслей – в 2005 году объем инвестиций составил 366 млн. долларов.
Руководитель отраслевого информационного агентства «Русский табак» Максим Королев уверен, что запрет рекламы табака и табачных изделий никак не скажется на доходах производителей сигарет.
«Закон может повлиять только на перераспределение по брендам, но объем продаж не снизится ни у одного из игроков», - полагает Максим Королев.
Представители рекламного бизнеса уверены, что запрет рекламы табака вписывается в «нормальный эволюционный процесс». «Это прошли все развитые рынки, напоминает управляющий партнер рекламного агентства Altman&Solopov Дмитрий Солопов. - В запрете есть свои преимущества, так как курение действительно наносит вред здоровью».
Недостатков от запрета, по мнению Дмитрия Солопова, всего два. «Первый – сокращение доходов средств массовой информации, которые они получали от рекламы. Второй недостаток нелинейный, - пояснил Дмитрий Солопов газете ВЗГЛЯД. - Ограничения чаще всего инициируют крупные табачные компании. Будучи лидерами рынка, крупные компании таким образом закрывают шансы выхода на рынок мелким игрокам, ограничивая конкуренцию».
У участников рынка оперативный комментарий получить не удалось.