За прошедшие выходные цены на бензин в США достигли рекордного уровня. Средняя стоимость галлона по стране составила 3,04 доллара, что на 38 центов выше, чем две недели назад. Аналитики не сомневаются, что причиной столь резкого скачка цен на топливо стали разрушительные последствия урагана «Катрина», обрушившегося на Алабаму, Джорджию, Луизиану и Миссисипи. Властям штатов еще предстоит оценить окончательный размер ущерба, нанесенного стихией, однако рынок уже отреагировал на случившееся скачком цен на топливо.
Восстановлению не подлежат
Чтобы как-то стабилизировать ситуацию, власти США открыли стратегические резервы, объем которых составляет 700 млн. баррелей
На побережье Мексиканского залива, где прошел ураган, было сосредоточено около 10% нефтедобывающих и перерабатывающих мощностей Америки.
По данным Американского института нефти, «Катрина» разрушила 58 буровых платформ и установок, из них 30 не подлежат восстановлению. Кроме того, были парализованы восемь нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ). Два из них уже вернулись к работе, но почти 60% нормального ежедневного производства остаются блокированными. По данным на 12 сентября объем добычи нефти на шельфе залива равен 602 тысячам баррелей в день, вместо привычных 1,5 млн. баррелей в день. Это с учетом того, что 85% нефтяных платформ вернулись к работе. В целом потери в добыче нефти на шельфе Мексиканского залива за период с 26 августа по 12 сентября достигли 17,121 млн. баррелей, что составляет 3,1% среднегодового объема месторождения.
Чтобы как-то стабилизировать ситуацию, власти США открыли стратегические резервы, объем которых составляет 700 млн. баррелей. По мнению аналитика компании Financial Bridge Игоря Васильева, этого достаточно для 270 дней беспрерывного обеспечения производства. Кроме того, доступ к своим запасам открыло Международное энергетическое агентство, которое располагает запасами в размере 1,4 млрд. баррелей.
Благодаря принятым мерам цены на сырую нефть стали падать – баррель стоит сейчас 64.08 доллара. Но динамика цен на нефтепродукты немного отстает от динамики цен на нефть. То есть цены на бензин начинают падать немного позднее, чем цены на нефть, и наоборот, считает аналитик компании «Финам» Станислав Фоменко. И несмотря на то, что в последнюю неделю цены на бензин падают, заметного снижения его стоимости не произошло.
Маленькая зависимость
В США велика зависимость стоимости нефтепродуктов от уровня цен на нефть (фото АР) |
Константин Батунин, аналитик по нефти и газу компании «Центринвест» считает, что серьезное изменение цены на бензин произошло еще и потому, что в США очень высокая корреляция цен между нефтью и нефтепродуктами. Другими словами, велика зависимость стоимости нефтепродуктов от уровня цен на нефть. В России такая зависимость тоже есть, но цена отечественной нефти в большей степени определяется налоговой ставкой. Поэтому даже если баррель Urals подешевеет, на стоимости бензина это может и не отразиться.
Высокая стоимость американского горючего, по мнению Игоря Васильева, объясняется также тем, что в летний сезон отпусков спрос на бензин необычайно высок, в связи с чем все НПЗ работали на полную мощность. И резкое сокращение объемов добычи стало особенно болезненным для экономики.
Васильев отмечает, что «Катрина», безусловно, стала основной причиной скачка цен на горючее. Но плавный рост стоимости бензина был зафиксирован на протяжении всех летних месяцев.
По данным агентства Bloomberg, только в августе цены выросли на 28%, а за весь год, в сравнении с прошлым, бензин подорожал на 17%.
Несмотря на плачевную ситуацию с производственным оборудованием в Мексиканском заливе, аналитики уверены, что ситуация с бензиновым кризисом стабилизируется. В частности, в связи с тем, что стоимость сырой нефти постепенно падает. Кроме того, восстановление разрушенных НПЗ также повлияет на снижение цен на топливо.
Особой уверенности в том, что бензин будет стоить столько же, сколько до урагана, у экспертов нет, так как кроме влияния стихии существует ежегодное повышение цен на нефть и нефтепродукты. И все будет зависеть от того, как скоро удастся вернуть в рабочее состояние заводы и вышки в Мексиканском заливе.