Все эти цифры министры озвучили в четверг на заседании правительства. Правда, доклад
министра транспорта Игоря Левитина главу Минфина убедил не окончательно. Алексей Кудрин выразил сомнение, что в бюджете найдутся необходимые средства для реализации дорожной программы.
Главная беда России
Транспортная система в современной России ниже всякой критики. Имея уникальное географическое положение, Россия могла бы стать транзитной страной, соединив транспортные потоки Востока и Запада. И зарабатывать на этом немалые деньги. Сегодня транспортный и транзитный потенциал России практически не используется. По словам Игоря Левитина, лишь к двум из десяти федеральных аэропортов подведена железная дорога. Ни один из 16 крупных российских портов не имеет прямого выхода на федеральную сеть дорог.
Именно по этой причине, а также из-за низкой пропускной способности местной железной дороги, Новороссийский порт, на чью долю приходится 23% российского экспорта, вынужден отказываться от дополнительных поставок, что приводит к ежегодным потерям 4-5 млрд. долларов.
Выступление Левитина поддержал заместитель полпреда ЮФО Александр Починок. По его словам, гигантская пробка на южном участке трассы «Москва-Дон» достигает летом 300-400 км. Из-за этого Черноморское побережье теряет ежегодно два миллиона отдыхающих.
Для решения этих проблем министерство транспорта предлагает, в частности, реализовать федеральную целевую программу «Развитие экспорта транспортных услуг» до 2010 года. Основные усилия и средства должны быть направлены на создание высокотехнологичных инфраструктурных объектов: скоростных автодорог, инфраструктуры морских портов, национальной сети аэропортов-хабов (узловых аэропортов), современных логистических комплексов. Эти меры должны на 60% увеличить объем транспортных перевозок через Россию. При этом доля российских портов в перевозке и переработке грузов составит 80%.
Кроме того, необходимо отремонтировать существующие 600 тыс. км автодорог. За исключением московских магистралей, российские дороги представляют собой жалкое зрелище, особенно это касается 500 тыс. км сельских дорог. России требуются и 300 тыс. км новых трасс – на данный момент потребность России в дорогах составляет 900 тыс.км.
Цена платных дорог
За исключением московских магистралей, российские дороги представляют собой жалкое зрелище (фото ИТАР-ТАСС) |
Строительство скоростной трассы Москва – Санкт-Петербург обойдется примерно в 180 млрд. рублей. Такую сумму озвучили на заседании правительства. Точная смета станет известна в октябре, когда будет готово финансовое обоснование проекта. Примерно столько же придется вложить в строительство центральной кольцевой автодороги вокруг Москвы.
Проект обхода города Одинцово уже практически готов. Соответствующие документы уже направлены на рассмотрение правительству и проходят различные экологические экспертизы. На финальной стадии находится и проект участка ЦКАД, ведущего к аэропорту «Внуково».
По словам Левитина, создание ЦКАД позволит вывести за пределы столицы огромное количество складов. Правда, есть и другие плюсы. Строительство и обслуживание «большого» кольца создаст для жителей Подмосковья 450 тысяч новых рабочих мест.
Надо делать не много, а хорошо
Реализация ФЦП «Развитие экспорта транспортных услуг» в течение ближайших пяти лет обойдется недешево. Озвученная Левитиным сумма в 736 млрд. рублей (из которых 304 млрд. рублей – это бюджетные средства, а остальные деньги – частные инвестиции) неприятно поразила министра финансов РФ Алексея Кудрина. Глава Минфина выразил сомнение, что такие средства под силу российскому бюджету и просил пересмотреть концепцию.
В том, что модернизация дорог обойдется России дорого, и в том, что эта модернизация необходима, соглашались все присутствовавшие на заседании члены правительства. Если автодороги будут соответствовать западным стандартам и это приведет к сокращению жертв ДТП, то как можно говорить о дороговизне программы, – звучало на заседании. Одновременно министры признали, что существующий на данный момент ремонт дорог – это бездонная яма, куда сколько ни вкладывай, результата не дождешься.
«У нас очень дорогие и одновременно некачественные дороги, - заявил вице-премьер Александр Жуков. – У нас каждый год ремонт». Соглашаясь с концепцией развития автодорог, Жуков призвал создать систему жесткой ответственности строителей за качество работы. «Компании-подрядчики, строящие дороги, должны давать гарантии по качеству, в том числе финансовые, - уверен вице-премьер. – Если дорогу построили, а качество плохое, надо возвращать деньги».