Свободные тарифы, по мнению Ломакина-Румянцева, дело ближайших лет. Для того, чтобы государство устранилось от их регулирования, необходимо предпринять ряд мер.
Ввести европейский протокол
Руководитель Федеральной службы страхового надзора Илья Ломакин-Румянцев |
«Первое, что для этого необходимо и что, в принципе, возможно сделать уже со следующего года - это упростить систему фиксирования страховых случаев с определенным лимитом, - считает руководитель ФССН. - В результате будет снята значительная часть конфликтов между страховщиком и страхователем. Через 2-3 года на основе этой упрощенной системы можно ввести европейский протокол. Для этого потребуется унификация методик определения вреда жизни и здоровью и вреда имуществу пострадавших в ДТП».
Европейский протокол, о котором говорит чиновник, подразумевает, что при наступлении страхового случая потерпевший обращается в собственную страховую компанию, а не в компанию виновника ДТП, и именно от собственной компании получает компенсацию. А компания уже сама связывается со своими коллегами и регулирует конфликт и денежные претензии.
Европейский протокол подразумевает, что при наступлении страхового случая, страховая компания сама регулирует конфликт и денежные претензии
Кстати, о европейском протоколе как образце для подражания говорили на заседании правительства РФ в четверг. По мнению вице-премьера Александра Жукова, «в ближайшее время мы должны реализовать европейский протокол». Это прозвучало как поручение для страховых компаний, однако президент Российского союза автостраховщиков Андрей Кигим уверен, что без помощи государства реализовать эту цивилизованную меру не удастся.
Второй мерой, которая должна способствовать либерализации тарифов ОСАГО, станет, по мнению Ломакина-Румянцева, «повышение надежности всей системы ОСАГО путем совершенствования гарантийных функций РСА, расширения его прав как коллективного гаранта, вплоть до наделения его функциями корпоративного ликвидатора».
К слову сказать, на правительственном заседании неделю назад замминистра финансов Сергей Шаталов пообещал, что тарифы ОСАГО в ближайшее время не будут измены.
Естественный отбор страховщиков
В «свободное плавание» могут в ближайшие годы уйти тарифы не только на ОСАГО, но и на АвтоКАСКО (фото ИТАР-ТАСС) |
В «свободное плавание» могут в ближайшие годы уйти тарифы не только на ОСАГО, но и на АвтоКАСКО. По расчетам, которые произвели эксперты СК «Росгосстрах» на основании данных Всероссийского союза страховщиков (ВСС), Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор) и Федеральной службы государственной статистики (Росстат), АвтоКАСКО становится все менее выгодным видом бизнеса для страховых компаний.
В результате поглощения крупными компаниями «малышей» рынка страхования или в результате отказа последних от этого вида услуг на российском рынке может остаться не более 10 крупных компаний, предлагающих АвтоКАСКО.
Росгосстрах утверждает, что сумма страховых премий по АвтоКАСКО вырастет в этом году лишь на 50-55%. «Лишь», потому что в прошлом году прирост составил 64% (28 млрд. рублей), а в 2003 – 78%. При этом страховые выплаты увеличились на 73% по сравнению с прошлым годом (16,3 млрд. рублей), а количество страховых договоров увеличилось лишь на 36% (1,1 млн. договоров).
Постепенное сокращение числа игроков может привести к изменению ценовой политики при определении тарифов. «Теоретически в условиях, близких к монополии, увеличение тарифов АвтоКАСКО возможно, - считает заместитель исполнительного директора РСА Андрей Батуркин. – Однако я не уверен, что расчеты Росгосстраха указывают на то, что тарифы АвтоКАСКО будут увеличены. По-моему, это лишь способ посеять панику среди автовладельцев».