BMW увеличило продажи на 33%, Ford – на 19%, Toyota – в полтора раза. А АвтоВАЗ только в июне увеличил продажи на 10%, раньше ему даже приходилось останавливать конвейер из-за затоваривания. Во второй половине этого года на российском рынке появятся еще несколько новых моделей. В Калининграде заработала линия по сборке Cadillac, в Москве в субботу началась сборка Renualt Logan.
«Мы хотим открыть рынок и повысить конкуренцию. А для этого предполагается ввести таможенные льготы с целью облегчения сборки в России автомобилей зарубежных марок», - сказал Андрей Шаронов, который в эти дни принимает участие в работе совместной российско-германской рабочей группы по сотрудничеству.
Россия – азиатско-американский рынок
Даже несмотря на то, что почти все иномарки, которые увеличили или еще планируют нарастить объемы сбыта в России, на 100% иномарками назвать нельзя (все они собираются в России), исконно российским заводам от этого не легче. В этом году из-за затоваривания уже останавливались конвейеры АвтоВАЗа и УАЗа. А Иж-Авто с июля вообще прекратил производство недорогих «Оды» и «Фабулы»: заводские склады забиты невостребованными машинами.
Тем не менее, некоторые проблемы со снижением спроса начали возникать и у иномарок. К примеру, объем продаж южнокорейской Kia Motors Co на российском рынке в первом полугодии снизился на 7% - до 9,7 тысяч автомобилей.
Россию можно назвать страной азиатско-американских машин. Согласно исследованию PriceWaterhouseCoopers, самая популярная у россиян иномарка по итогам полугодия - корейская Hyundai. Второе место занял Chevrolet, а японская Toyota замыкает тройку лидеров. Узбекская Daewoo, лидер среди иномарок по продажам в первом квартале, опустилась на четвертое место.
Во втором полугодии иномарки продолжат наступление на российский рынок. К примеру, калининградская BMW, уже увеличившая продажи в I полугодии на 33%, планирует по итогам года продать в России около 6 тысяч машин, то есть на 25% больше, чем в 2004 году.
Ленинградский Ford через сеть своих дилеров продал в течение шести месяцев 19,7 тысяч Focus. По данным компании, рост составил 19%. Второе полугодие Ford надеется начать усиленными продажами своего «потомка» Focus II. Еще до начала официальных продаж этих машин уже было заказано 14,2 тысяч. Ford планирует к январю следующего года довести объем производства автомобилей Focus на заводе во Всеволжске до 60 тысяч в год, вложив в это 30 млн. долларов.
В субботу с конвейера сошла первая московская Renualt Logan. До конца 2005 года компания планирует выпустить около 18 тысяч таких автомобилей, а их цена, в зависимости от мощности двигателя, составит от 8999 до 12099 долларов.
Lada требует льгот
Линия по сборке Cadillac в Калининграде (фото ИТАР-ТАСС) |
Летом Toyota начала строительство собственного завода под Петербургом. Ожидается, что первые ленинградские Camry должны сойти с конвейера уже в следующем году. Однако отсутствие собственного производства не помешало японцам в первом полугодии продать в России 31814 автомобилей Toyota и Lexus, что в 1,5 раза превышает результаты аналогичного периода прошлого года.
Вдвое рассчитывает увеличить продажи в России и Cadillac. В 2004 году General Motors продал 211 машин этой марки. Однако с 1 июля Cadillac получил «калининградскую прописку», где на заводе «Автотор» начались сборки моделей CTS и SRX. Калининградских Cadillac американцы рассчитывают продавать не менее 800 штук в год.
А АвтоВАЗ пока распродает запасы автомобилей. По сообщению пресс-службы самого завода, объем продаж автомобилей АвтоВАЗа на внутреннем и внешнем рынках за шесть месяцев 2005 года превысил уровень производства только на 2,6%. За шесть месяцев продаж в России это 297,4 тысячи машин LADA, экспортировано 46,5 тысяч автомобилей.
Только в июне 2005 года АвтоВАЗ увеличил объем продаж автомобилей в России относительно соответствующего периода предыдущего года на 10%, до 55360 автомобилей.
Но ситуация для лидера отечественного автомобилестроения может измениться. Правительство Самарской области выступило за создание свободной экономической зоны для АвтоВАЗа. Статус ОЭЗ позволит автозаводу выйти на равные условия с иностранными автопроизводителями и поставщиками в области налогообложения и таможенного регулирования, а также создаст возможности для внедрения новых технологий. Говорят, что, воспользовавшись льготами, АвтоВАЗ сможет наладить производство современных автокомплектующих в непосредственной близости от своего главного конвейера.