Комитет стран – участников проекта SALIS (Strategic Airlift Interim Solution) ратифицировал российско-украинский контракт с НАТО на выполнение стратегических перевозок в интересах этой организации, сообщает информационное агентство Jane’s Defence.
Искусственный подогрев
Прогнозируемая прибыль компаний-перевозчиков от такого сотрудничества может составить до 300-400 млн. долларов
Речь идет о долгосрочной аренде шести тяжелых транспортных лайнеров Ан-124 «Руслан», принадлежащих российской авиакомпании «Волга-Днепр» и украинской «Авиалинии Антонова» – подразделению одноименного Авиационного научно-технического комплекса (АНТК). Доля участников в перевозках по контракту с Североатлантическим альянсом составит 50/50.
Напомним, что церемония подписания предварительного контракта состоялась на прошлой неделе. Речь идет об аренде трех российских и трех украинских лайнеров сроком на три года с возможностью пролонгации договора до 2012 года.
К 2012 году ожидается, что на вооружение военно-воздушных сил (ВВС) альянса уже будет в достаточных количествах поступать военно-транспортный Airbus A-400M, разработка которого ускоренными темпами ведется европейским консорциумом при активном участии крупнейшего в Европе военного концерна EDAS.
Решение о целесообразности аренды 5-6 «Русланов» сроком на 7-9 лет для использования в программах стратегических авиационных перевозок SALIS и ЕСАР (European Capability Airlift Programme) было принято на саммите НАТО в Брюсселе еще 12 июня 2003 года как страховочный вариант на случай неудачи или задержки программы А-400М. По предварительным оценкам, прогнозируемая прибыль компаний-перевозчиков от такого сотрудничества может составить до 300-400 млн. долларов.
Надо отметить, что эти деньги окажутся далеко не лишними как для российской, так и для украинской стороны. На сегодняшний день ЗАО «Волга-Днепр» и государственное предприятие «Авиалинии Антонова» являются крупнейшими предприятиями по перевозкам негабаритных и сверхтяжелых грузов.
Однако финансовая отчетность обеих компаний оставляет желать лучшего. Так, по итогам 2004 года чистые убытки «Волга-Днепр» составили 2,4 млн. долларов. Еще хуже обстоят дела у украинских партнеров. Общая сумма убытков по итогам 2003-2004 годов превышает 100 млн. долларов, причем основной причиной этого стали постоянные аресты и задержания самолетов за рубежом из-за различного рода финансовых претензий.
По этой причине объем перевозок украинской стороны снизился на 40% по сравнению с 2000 – 2001 годами. Вообще, киевляне успели «вскочить на подножку уходящего поезда» в самый последний момент. В силу того, что только 1 декабря 2005 года в Брюсселе был освобожден из-под ареста Ан-124-100, «Авиалинии Антонова» до этой даты вообще не рассматривались как полноценный участник тендера.
В авиационных кругах в последнее время даже сложилось мнение, что скандалы с украинскими лайнерами искусственно подогреваются российскими конкурентами. Для подобных домыслов, пожалуй, есть основания. Идея альянса АНТК и «Волга-Днепр» родилась достаточно давно. Таким образом, создавался бы крупнейший в мире перевозчик, способный существенно влиять на рынок.
Реанимация «Руслана»
Генеральный конструктор АНТК им. Антонова Дмитрий Кива (фото: ИТАР-ТАСС) |
Антоновцы раньше на это отвечали сдержанно: мол, АНТК – государственная структура, а россияне – акционерная компания. Все это производило впечатление вежливого отказа. Но заявления россиян о перспективном альянсе продолжали появляться с завидной регулярностью.
Теперь же ситуация коренным образом изменилась. То ли россиянам удалость «дожать» украинцев, то ли в руководстве киевской компании взяли верх прагматически мыслящие руководители, тем не менее, рассматривать антоновцев как «бедных родственников», примазавшихся к выгодной сделке, ни в коем случае нельзя.
Тенденции последних лет демонстрируют значительный рост грузоперевозок из-за операций США и других стран НАТО в Афганистане и Ираке. Как полагают эксперты, в ближайшее десятилетие под эти и другие перспективные программы может потребоваться до 20 машин – а это практически весь совокупный парк тяжелых воздушных грузовиков России и Украины (не считая морально устаревших Ан-22 «Антей»).
Ни одна из сторон самостоятельно с такими грузопотоками не справится. Более того, рынок уникальных авиаперевозок, годовой объем которого оценивается в 400 млн. долларов, растет на 15% в год, и, как полагают эксперты, альянс АНТК и «Волга-Днепр» может занять на нем до 40%. Дальнейшему расширению присутствия на нем российских и украинских фирм мешает нехватка самолетов.
Отбросив конкурентные противоречия, стороны, как кажется, всерьез занялись модернизацией и расширением своих авиапарков. Не далее как 15 декабря в Берлине прошла совместная презентация проекта по возобновлению серийного производства модернизированного самолета Ан-124-100.
Возобновление серийного выпуска модернизированных самолетов Ан-124 является одним из самых перспективных украинско-российских авиапроектов за последние годы, считает генеральный конструктор АНТК им. Антонова Дмитрий Кива.
По его словам, благодаря разработкам украинских авиаконструкторов данная модель транспортного самолета не будет иметь аналогов в мире. Новую версию Ан-124 оснастят новейшей авионикой, модернизированными силовыми установками, она будет иметь увеличенную до 150 тонн грузоподъемность и большую дальность полета, а также в обслуживании потребуется меньшее число членов экипажа, сообщил Кива.
Он также обратил внимание на то, что «Руслан» по характеристикам превосходит подобную версию американского самолета Boeing С-17 Globemaster. Хотя производство первого намного дешевле.
Платформа на «спине»
Киевляне всерьез рассматривают перспективы достройки второго самолета Ан-225 «Мрiя» («Мечта») (фото: combatavia.com1.ru) |
В свою очередь, президент группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин считает, что начатый в 2003 году Украиной и Россией проект рассчитан на производство 100 самолетов Ан-124-100 в течение 20 лет и стоит 6 млрд. долларов.
Стоимость выпуска одного самолета равна около 100 млн. долларов США. Первый обновленный «Руслан» будет выпущен на российском авиационном заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске уже в 2008 году. Вышеупомянутый проект, по словам представителей российских и украинских компаний, должен стать интернациональным.
Поэтому цель презентации программы в Германии – привлечь внимание инвесторов, потенциальных заказчиков и других заинтересованных сторон, отметил Исайкин. По его словам, проект предусматривает привлечение инвестиционных средств на сумму 400 млн. долларов США.
Заказчиками Ан-124, по его мнению, могут стать аэрокосмические и энергетические компании, правительства разных стран, международные организации. Среди наиболее перспективных покупателей новых Ан-124 Исайкин назвал министерство обороны России, ОАЭ и НАТО.
Генеральный директор государственной самолетостроительной корпорации «Национальное объединение «Антонов» Анатолий Мялица считает, что в свое время Украина недостаточно рекламировала собственные достижения в самолетостроительной сфере. Теперь, используя потенциал украинской и российской сторон, это стало возможным, сказал он.
Одну из первых презентаций интернационального проекта было решено провести в Германии, которая, по словам Мялицы, остается одним из важнейших партнеров «Антонова» в мире. Кроме того, киевляне всерьез рассматривают перспективы достройки второго самолета Ан-225 «Мрiя» («Мечта»). Это уникальная транспортная машина, способная перевозить до 250 тонн груза не только внутри гигантского фюзеляжа, но и на специальной платформе, установленной на «спине» лайнера.
По основным параметрам «Мрiя» вдвое перекрывает аналогичные показатели «Руслана». Второй Ан-225 готов на 60-65%. Для его достройки требуется 180-200 млн. долларов. Представители АНТК им. Антонова говорят, что достраивать самолет будут за счет внешних инвесторов, в случае если появится достаточное количество заказов.
Судя по всему, такие времена не за горами: заказы на аренду первого и пока единственного лайнера этого типа поступают все чаще и чаще. Таким образом, два извечных конкурента стали партнерами. Остается надеяться, что их альянс станет хорошим примером равноправного и взаимовыгодного взаимодействия в экономической сфере двух в недавнем прошлом советских республик-сестер.