Минпромэнерго РФ планирует 26 декабря внести на рассмотрение правительства проект технического регламента «О требованиях к бензинам, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам». Об этом сообщили РИА «Новости» в среду в пресс-службе министерства.
Подпись Путина
Бензин экологического стандарта «Евро-4» отличается от «Евро-2» более низким содержанием вредных примесей
Переход со стандарта «Евро-2» на «Евро-4» необходим для того, чтобы впоследствии избежать повторной модернизации российских нефтеперерабатывающих предприятий. Для того чтобы перевести всю отрасль на стандарт «Евро-4», по подсчетам экспертов, потребуется порядка 30 млрд. долларов.
Переход на «Евро-4» также необходим для того, чтобы российский бензин был признан зарубежными производителями.
Бензин экологического стандарта «Евро-4» отличается от «Евро-2» более низким содержанием вредных примесей. Кроме того, топливо стандарта «Евро-4» обеспечивает защиту топливной системы и двигателя, а также увеличивает ресурс их работы.
Оба экологических стандарта («Евро-2» и «Евро-4») будут действовать одновременно, поскольку состояние российского автопарка не позволяет перейти сразу на более высокий стандарт, отметили в министерстве.
Ранее сообщалось, что требования к машинным выхлопам на уровне «Евро-2» вступают в силу с 1 января 2006 года. С 1 января 2008 года будут действовать уже требования «Евро-3», с 1 января 2010 года – «Евро-4», а с 1 января 2014 года – «Евро-5».
Как разъяснила газете ВЗГЛЯД советник Центра общественных связей Минпромэнерго Ирина Мальцева, ожидается, что фактически требования по бензину вступят в силу в первой половине 2007 года. Это означает, что с 2007 года производство бензина качества ниже стандарта «Евро-2» будет вообще запрещено.
По расчетам министерства, после 26 декабря проект будет находиться в правительстве в течение двух месяцев, затем будет передан на рассмотрение Госдумы.
Предположительно, Госдума примет этот проект осенью будущего года, после чего он пойдет на подпись президенту. В силу же проект вступает спустя полгода после его подписания Путиным.
Рыночный шок
Под бензиновый стандарт «Евро-2» подпадают все бензины выше марки Аи-92 (фото ИТАР-ТАСС) |
При этом проект предполагает, что для бензинов будут действовать два стандарта: «Евро-2» и «Евро-4». По дизельному топливу план несколько другой. Срок вступления новых требований к нему в силу тот же, но, помимо «Евро-2» и «Евро-4», для дизельного топлива предусмотрен еще и переходный вариант «Евро-3».
Под бензиновый стандарт «Евро-2» подпадают все бензины выше марки Аи-92. Стандарт «Евро-4» предполагает те же октановые числа в марках бензина, что и стандарт «Евро-2», то есть с тем же количеством присадок, за счет которых бензин медленней расходуется. Но при этом бензин стандарта «Евро-4» должен содержать меньшее количество технических примесей, которые остаются в бензине при его перегонке из нефти и от которых очень сложно избавиться полностью.
Ирина Мальцева уверена, что за отведенное время нефтеперерабатывающие заводы смогут перейти на выпуск бензина стандарта «Евро-4», тем более что все условия для этого уже создаются. Для начала некоторая часть российских заводов уже выпускает бензин этого стандарта. Пока этого объема хватает, чтобы перекрыть потребности российского рынка. Ведь количество машин в России с двигателями, соответствующими этому стандарту, не превышает 10% от общей численности российского автопарка.
Безусловно, доля машин с обновленным двигателем будет только расти, соглашается Мальцева, но и нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) не будут стоять на месте. И государство будет им в этом только способствовать.
В частности, скорее всего, будут обнулены таможенные тарифы на ввоз импортного оборудования НПЗ, не имеющего аналогов в России, для производства бензинов нового стандарта. Также будут снижены акцизы на производство и продажу бензина. Так что и средства, и время для переоборудования части производств у нефтяников будут, подытожила Мальцева.
Но требования к качеству бензина повысятся не только на бумаге. По словам Ирины Мальцевой, будут расширены функции Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование). Он сможет отслеживать качество бензина на всех бензозаправках. На сегодняшний момент Ростехрегулирование может проконтролировать ситуацию только на НПЗ. По словам Мальцевой, при каждом НПЗ у Ростехрегулирования аккредитована лаборатория.
Для того чтобы не допустить ухудшения качества бензина на бензозаправках, в 2006 году штат Ростехрегулирования значительно расширится. Кроме того, будет выделено специальное финансирование из федерального бюджета на обеспечение контроля. Конкретную сумму, Мальцева, правда, не назвала.
Проект техрегламента предусматривает серию мер защиты потребителя от фальсифицированного топлива, говорится в пресс-релизе Минпромэнерго. Так, производитель обязан будет добавлять в партии бензина экологические маркеры, с помощью которых можно определить продукт на всем протяжении технологической цепочки - от нефтеперерабатывающего завода до заправки. В проекте предусмотрена даже возможность окраски бензина по маркам.
Этилированный же бензин, а также марганцевые и железосодержащие присадки вообще запрещаются к производству и продаже.
Но что особенно важно – все изменения топливных стандартов будут происходить синхронно с изменениями требований к автомобилям. Так что никакого шока это у рынка не вызовет, успокоила Мальцева.