Комментируя в пятницу ход переговоров о вступлении России в ВТО, Алексей Кудрин подчеркнул, что «запрет деятельности прямых филиалов на российском рынке банковских, страховых услуг и услуг на рынке ценных бумаг был основным условием всех предложений по либерализации российского рынка, которые мы делали нашим партнерам в ходе переговоров».
Эксклюзивная услуга
Филиалы оказываются в привилегированном положении – им не нужно получать лицензии и создавать резервный капитал
Непременное требование ко всем иностранцам, желающим присутствовать на отечественном рынке под зарубежной маркой, – зарегистрировать новое, российское предприятие. Особенно тщательный контроль над соблюдением этого условия ведется в сфере банковских услуг и страхования.
Мотивация проста – присутствие западных игроков создает неравномерные конкурентные условия для всех участников рынка. За границей и страхование, и банковская сфера существуют десятилетиями, они прошли не одну волну консолидации, благодаря чему были созданы гиганты отрасли, известные на весь мир, рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД главный экономист компании «Ренессанс Капитал» Владимир Пантюшин. «Их капитализация во много раз превосходит размер собственных средств отечественных банков и страховщиков», – подчеркнул эксперт.
Опасность для внутреннего рынка заключается в том, что «филиалы находятся под юрисдикцией зарубежных компаний и фактически не подчиняются российским порядкам», объяснил руководитель информационно-аналитического центра Всероссийского союза страховщиков Эдуард Гребенщиков. «Филиалы оказываются в привилегированном положении – им не нужно получать лицензии и создавать резервный капитал, это все уже сделано, – продолжил Гребенщиков свою мысль. – А к отечественным страховым компаниям предъявляется масса требований, выполнение которых оттягивает ресурсы».
Интересы страхователей в этом случае отходят на второй план, уступая место опасности обрушения отечественного рынка. Примером эксклюзивной услуги, которую могут предложить иностранные компании, пока является продажа «зеленой карты», рассказал Гребенщиков. Речь идет о страховании водителей во время их поездок за рубеж. Пока Россия не является членом международной системы «Зеленая карта», этот продукт вправе предлагать только зарубежные страховщики, которые сбывают его через российские страховые компании, за что последние получают комиссионные. Но после того, как Россия вступит в систему Зеленая карта, российские страховщики смогут продавать свои собственные полисы Зеленой карты, иначе говоря, автогражданку и в выездном варианте. В целом же кардинальных различий между услугами отечественных страховых компаний и зарубежных Гребенщиков не видит.
Этот факт подтверждает и то, что услуги уже существующих на рынке иностранных компаний, таких как AIG или РОСНО, не сильно отличаются по цене от предложений, например, Росгосстраха или «Альфа-Страхования». Кроме того, зачастую бывает так, что услуги отечественных компаний дешевле иностранных.
В свете всего вышесказанного Эдуард Гребенщиков уверен, что страховщики поддержат идею министра не допускать существования нерезидентов на отечественном рынке.
Возможности для маневра
Европейский комиссар по вопросам внешней торговли Паскаль Лами (www.vremea.net) |
Тем не менее примером «допущения» иностранных компаний через филиалы может служить Польша, где под национальными названиями прекрасно существуют зарубежные банки. Но у прекрасного существования есть и оборотная сторона медали. Как сообщил в интервью газете ВЗГЛЯД директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, после превращения польских предприятий в иностранные филиалы уровень безработицы в Польше поднялся до 27%. Произошло это из-за того, что все производства, не способные к продаже своего товара на внешних рынках, были иностранцами закрыты.
Фактически сейчас «Польша, как и большинство стран Восточной Европы и Прибалтики, не имеет собственной экономической политики и полностью подчинена Западу», пояснил Делягин. Наглядным примером того, к чему может привести присутствие прямых филиалов иностранных банков, может служить Эстония. Там в 1999 году после того, как остался всего один национальный банк, название которого Михаил Делягин уточнить не смог, а остальные банки стали иностранными, за любую банковскую операцию со счетами предприятий взималась комиссия – 50 долларов.
Для защиты национальных интересов необходимо развивать внутренние ресурсы страны. И в ближайшее время открывать рынок не стоит, уверен Гарегин Тосунян. «Пока отечественная банковская система не станет достаточно капитализированной, мы не должны допускать иностранные филиалы в страну», – подчеркнул глава АРБ.
И это понятно. «Глядя на капитализацию российских страховых компаний и банков, ясно, что пока конкурировать им с иностранцами напрямую будет сложно», – подтверждает версию Тосуняна Владимир Пантюшин. Если допустить нерезидентов на рынок, отечественные банки просто разорятся. В сложном положении окажутся даже Сбербанк и ВТБ, не говоря уж об остальных участниках рынка, подчеркивает Пантюшин. Поэтому Россия и отстаивает необходимость развития страхования и банковских услуг своими силами.
Отступать дальше под нажимом иностранцев просто опасно, что и подтвердил Алексей Кудрин, когда заявил: в этом вопросе все «возможности для маневра исчерпаны».
Спустя некоторое время рынок все-таки можно будет открыть. «Но понадобится еще около десяти лет, чтобы его отечественные участники смогли конкурировать с иностранцами», – расставил все точки над i Владимир Пантюшин.
На ход переговоров о вступлении в ВТО заявление министра финансов скорее всего никак не повлияет, считает главный экономист «Ренессанс Капитала». «Позиция России в этом вопросе четко определена, о чем участники переговоров осведомлены», – пояснил он. Сейчас сторонам приходится решать другие проблемы: какие ограничения могут быть сняты и возможный срок принятия в ВТО. Наше правительство намерено разрешить их все к декабрю, а уже весной будущего года Россия по планам властей должна вступить во Всемирную торговую организацию.