Рейтинговое агентство Moody's повысило рейтинг российских облигаций и депозитов до уровня Baa2. Страновой рейтинг для краткосрочных заимствований в иностранной валюте, краткосрочных банковских вкладов и краткосрочных рублевых заимствований России с уровня «Not Prime» были повышены до уровня «Prime-2». Всем рейтингам Moody's присвоило прогноз «стабильный».
Слишком мягко
Moody's рассчитывает, что общий объем внешнего долга России сократится к концу 2005 года до 29,7% ВВП
На решение повысить рейтинг повлияли не только рост цен на нефть, увеличение валютных резервов и Стабилизационного фонда, но также и «стабильное политическое положение страны в целом и продемонстрированная готовность страны погашать – порой досрочно – свой внешний долг», говорится в пресс-релизе. По мнению Moody's, показатели ликвидности и задолженности Российской Федерации «существенно улучшились за достаточно короткий период», сообщает Прайм-ТАСС. Moody's рассчитывает, что общий объем внешнего долга России сократится к концу 2005 года до 29,7% ВВП. В 2000 году этот показатель составлял 63,5% ВВП.
Однако не все так безоблачно, как кажется на первый взгляд. Для начала эксперты агентства отметили, что бюджетная политика в 2005 году была менее эффективна по сравнению даже с годом предшествующим. Тем не менее этот факт не повлиял на решение агентства повысить рейтинг России. Вероятно, из-за неоднозначности этой характеристики. Независимые аналитики тоже разошлись во мнениях относительно бюджетной политики государства в 2005 году.
Так, по мнению руководителя независимой аналитической группы «Центр развития» Дмитрия Лепетикова, существенных изменений в 2005 году по сравнению с 2004-м бюджетная политика государства не претерпела. «Правительство, так же как и в прошлом году, не смогло спрогнозировать уровень инфляции, и, так же как и в прошлом году, бюджет выполнен с большим профицитом», – пояснил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Лепетиков. К тому же этот профицит был, как и в 2004-м, обеспечен доходами от сырьевого сектора, отметил аналитик управляющей компании «Проспект» Игорь Лавущенко.
Но существенные изменения в бюджетной политике 2005 года все-таки есть, считает экономист инвестиционной группы «Тройка Диалог» Антон Стручиневский. В частности, в отличие от года предыдущего, существенно выросли госрасходы, а ожидавшаяся монетизация льгот была проведена слишком мягко. Именно в этом основной недостаток бюджетной политики 2005 года.
Отсутствие инвестиций
Ведущий аналитик и вице-президент Moody's Джонатан Шиффер |
И все же, отметили аналитики Moody's, недостатки бюджетной политики – следствие неразвитости российской экономики в целом, и прежде всего с точки зрения ее конкурентоспособности. По мнению Игоря Лавущенко, здесь сказывается неразвитость законодательной базы, благоприятствующей росту среднего и малого бизнеса. Главная причина этого – до сих пор имеющие место административные препоны и налоговое давление.
Однако Дмитрий Лепетиков уверен, что рынок малого и среднего предпринимательства не развивается из-за отсутствия и у государства, и у бизнеса четких разработанных механизмов реализации инвестиций. Без них же развитие малого и среднего бизнеса вообще вряд ли возможно.
Антон Стручиневский возражает, что фондовый рынок, например, к инвестициям готов. Однако главная проблема развития экономики не отсутствие инвестиций, а нежелание государства реструктурировать естественные монополии. Предложение министра промышленности и энергетики Виктора Христенко продать 49% акций Газпрома иностранцам Стручиневский не считает решением проблемы. Это лишь облегчит торговлю акциями, но нисколько не повысит конкуренции на газовом или нефтяном рынке.
Развитию рынка инвестиций мешает незащищенность миноритариев, подчеркивает Стручиневский. Для борьбы с этим явлением, согласился он с экспертами Moody's, нужна судебная реформа, а административная должна быть продолжена.
Неминуемый кризис
Рост количества прямых иностранных инвестиций по отношению к ВВП за последние два года не превышал 0,5% в год (фото ИТАР-ТАСС) |
Единственно, в чем единодушны экономисты, так это в том, что ждать дополнительного притока инвестиций в связи с повышением рейтинга не приходится. Качественное изменение произошло задолго до этого. Для того чтобы произошел качественный сдвиг в доступе зарубежных инвестиций на российский рынок, стране необходимо обладать значимыми позициями в рейтингах двух международных агентств. Этими рейтингами Россия обладает уже с начала 2004 года, поэтому рассчитывать, что повышение на один пункт в одном из рейтингов как-либо существенно изменит ситуацию на рынке инвестиций, просто бессмысленно, уверен Игорь Лавущенко.
По мнению Антона Стручиневского, рост количества прямых иностранных инвестиций по отношению к ВВП за последние два года не превышал 0,5% в год. Такие же темпы сохранятся и в будущем году. Поэтому развивать дополнительные инструменты по стерилизации денежной массы не нужно. Они и без того имеются в достатке у правительства. В качестве таких эффективных инструментов он назвал обязательную норму резервирования, право обратного репо и Стабилизационный фонд.
Но Игорь Лавущенко считает, что все инструменты, имеющиеся в наборе у правительства, не эффективны, так как действуют в отрыве от реальной экономики и не способствуют росту оборачиваемости средств. В частности, это как раз следствие отсутствия механизмов для эффективных и долгосрочных инвестиций. А то, что компании стали больше занимать и суммарный долг российских предприятий превысил госдолг России, не свидетельствует о росте инвестиций, так как большинство привлеченных средств тратится на текущие расходы, отмечает Лавущенко. К тому же, по мнению Антона Стручиневского, львиная доля общего долга частных компаний приходится на займы государственных корпораций.
В такой ситуации Лавущенко, соглашаясь с экспертами агентства Moody's, считает просто необходимым создать какой-то специальный государственный орган, который бы следил за целями заимствований и уровнем долга. В крайнем случае необходимо этой функцией наделить какую-либо из уже существующих государственных контрольных служб. Опасность ведь действительно велика.
По мнению Антона Стручиневского, если государство не озаботится этой проблемой, стране в будущем грозит неминуемый кризис. Однако он все-таки считает, что создавать специальную структуру для этого не надо, вполне достаточно того, чтобы менеджмент компаний обратил внимание на эту проблему. А Дмитрий Лепетиков вообще считает, что госкорпорация – такой же экономический агент, как и частная компания, поэтому вправе решать сама, когда ей занимать, а когда нет.
Об угрозе экономического кризиса говорил сегодня и министр финансов Алексей Кудрин. Его тоже волновал вопрос стерилизации возможного массового притока в страну инвестиций. Так или иначе, но главным инструментом для этого все эксперты назвали продолжение реформ. Но эти опасности все-таки еще очень далеко, по крайней мере, аналитики агентства Moody's считают, что в течение ближайших пяти лет у России не должно возникнуть трудностей. Именно поэтому они присвоили новому рейтингу прогноз «стабильный». Вероятно, в ситуации благоприятной внешней конъюнктуры наши чиновники не смогут исправить все указанные недостатки.