Газета ВЗГЛЯД представляет мнение двух аналитиков, работавших в разное время советниками президентов США. Нынешняя нерешительность Барака Обамы оставляет большое пространство для интерпретаций дальнейших шагов Америки.
Збигнев Бжезинский, американский политолог, социолог и государственный деятель:
Збигнев Бжезинский (фото: Reuters) |
Президент Обама сталкивается с крупнейшей за весь срок своего президентства внешнеполитической задачей. Кризис на Украине станет для него проверкой.
До сих пор американский президент вел в высшей степени разумную внешнюю политику, и отношение Обамы к российской политике доказывает, что 44-й президент США – реалист.
Реализм не означает, что вы сразу же начинаете атомную войну с потенциальным противником. Наоборот, вы препятствуете, сдерживаете, наказываете и изолируете с помощью других методов. И все для того, чтобы сделать украинское приключение достаточно дорогим для россиян.
Запад или США не должны угрожать войной. Но действия России подтверждают, что Запад должен незамедлительно признать нынешнее правительство Украины легитимным.
Неопределенность в отношении правового статуса Украины может соблазнить Путина повторить свою крымскую авантюру. Украинская армия может рассчитывать на прямую и непосредственную помощь США и Европы. Украинцы не должны бояться, что останутся одни в беде.
Да, силы НАТО должны быть приведены в боевую готовность. Присутствие воздушных сил США оправдано политически. Если Запад хочет избежать конфликта, то он должен быть уверен, что Кремль не настроен двусмысленно и не спровоцирует применение силы в центре Европы.
Патрик Бьюкенен, политический комментатор, писатель и политик:
Патрик Бьюкенен (фото: Bbsrock/wikipedia.org) |
Когда подразделения Красной Армии разгромили венгерское восстание в 1956 году, убив 50 тысяч человек, Эйзенхауэр не пошевелил и пальцем. Когда Хрущев построил Берлинскую стену, Джон Кеннеди отправился в Берлин и выступил с речью. Когда страны Варшавского договора ввели войска в Прагу в 1968 году, Джонсон ничего не сделал. Когда Москва приказала польскому генералу Войцеху Ярузельскому распустить активистов движения «Солидарность», Рональд Рейган отказался доводить Варшаву до состояния дефолта.
Президенты США довольно часто не видели в событиях Восточной Европы интереса для США. Они чувствовали, что случай был на нашей стороне во время холодной войны. И история доказала их правоту.
Нужен ли Крым США? Нет. Со времен Екатерины Великой и до Хрущева этот полуостров принадлежал России. Народ Крыма на 60 процентов состоит из этнических русских. И имеем ли мы право отказать им в праве отделиться от Украины большинством голосов, когда мы бомбили Сербию в течение 78 дней, чтобы отделить Косово?
По всей Европе народы самоопределяются с конца холодной войны. Шотландия голосует о выходе из состава Великобритании. Каталония может стать следующей.
США и ЕС могут парализовать экономику России и закрыть ее счета, но будет ли это разумно? Что мы сделаем, если Москва вспомнит долги Киева, откажется покупать украинские товары и повысит цены на нефть и газ?
Это не призыв игнорировать то, что происходит на Украине, но призыв понять ситуацию и действовать в долгосрочных интересах США. Действия Путина хоть и вызывают у нас тревогу, не являются иррациональными.
Толпы, образованные на Майдане, создали баррикады, сражались с полицией, были вооружены дубинками и бутылками с зажигательной смесью, заставили избранного президента Виктора Януковича капитулировать, бежать из страны, затем захватили парламент, понизили статус русского языка, заявили, что Украина – это часть Европы.
Для американцев это – демократия в действии. Для Москвы же все происходящее выглядит чуть ли не как Пивной путч. В Крыму и Восточной Украине этнические русские поддержали свергнутого президента и отвергают политиков, настроенных враждебно к России, с которой украинцы имеют глубокие исторические, религиозные, культурные и родовые связи.Тем не менее, Путин идет на серьезный риск. Если Россия присоединит Крым, ни одна крупная страна не признает эти действия законными, и он может потерять остальную часть Украины навсегда. Если он отрежет или сможет аннексировать Восточную Украину, то породит новую гражданскую и вторую холодную войны. Так что следует отказаться от воинственных воплей о том, что Украина и Грузия должны стать членами НАТО, чтобы Запад «смог гарантировать им защиту от действий России».
Вспомните, как немецкий кайзер заверил австрийцев, что окажет им полную поддержку в сербском вопросе в 1914 году, а британцы заключили соглашение с польскими полковниками в 1939 году об оказании взаимопомощи в случае агрессии со стороны одной из европейских держав. Эти военные гарантии привели к двум мировым войнам.