Культура

Эмир Кустурица

«Слишком много Голливуда»

27 сентября 2012, 17:01

Фото: ИТАР-ТАСС

До конца сентября в Петербурге проходит 3-й Международный кинофорум, объединивший сразу несколько городских киносмотров. Жюри основного конкурса Санкт-Петербургского фестиваля возглавил Эмир Кустурица, который в субботу вручит победителям фигурки «Золотых ангелов». В интервью газете ВЗГЛЯД сербский режиссер рассказал о том, почему никогда не отклоняет предложения посидеть в жюри и за что не любит новое российское кино.

В Голливуде все вращается вокруг системы звезд. Это ненормально

ВЗГЛЯД: Вас часто приглашают в члены жюри разных кинофестивалей, от Каннского до Московского, и такое ощущение, что вы никогда не отказываетесь... Неужели вы так любите смотреть чужое кино?

Эмир Кустурица: Когда я был студентом, мы с друзьями постоянно ездили в Берлин и Венецию, чтобы увидеть новые картины Феллини, Антониони, Михалкова, Бергмана и Де Сики. И именно благодаря всему тому, что мы посмотрели, мы смогли снимать свое кино. Сегодня молодые режиссеры часто считают, что знать историю кинематографа не нужно, и все, что требуется для съемок, – это хорошая новая камера. На мой взгляд, это большая ошибка. Когда я был президентом жюри Каннского фестиваля семь лет назад, я был потрясен тем, сколько в мире существует хороших режиссеров, о которых я раньше никогда не слышал, и насколько широка география кино. В Голливуде все вращается вокруг системы звезд. Это ненормально. Не должно быть компромисса между художественным и коммерческим. Нужны не звезды, нужны авторы – в этом и должна заключаться идея хорошего фестиваля. Думаю, у вашего Кинофорума есть все шансы вырасти во что-то большее.

ВЗГЛЯД: И в какую сторону, по-вашему, сейчас движется мировое кино?

Э.К.: Мир кино сейчас переживает драматические изменения. Я, например, очень люблю хэппи-энды. Недавно я разговаривал с одним очень известным немецким режиссером турецкого происхождения и спросил его: «Почему у вас в Западной Европе все фильмы стали такими мрачными и депрессивными? Откуда вся эта безнадежность?» А он мне ответил: «Если я сделаю хэппи-энд, я буду глупо выглядеть в глазах критиков». На мой взгляд, такой подход и такая система абсолютно нежизнеспособны.

ВЗГЛЯД: А разве раньше в кино были сплошные хэппи-энды?

Э.К.: Нет, конечно. Но если мы посмотрим на историю кино, то увидим, что каждое десятилетие после Второй мировой главенствовала какая-то одна кинематография. И примерно каждые десять лет она менялась: предыдущая «сдувалась», и появлялось что-то новое. После войны был итальянский неореализм, в 60-е – волна чешского кино, nouvelle vague во Франции, 70-е и 80-е – замечательное немецкое и польское кино, в 90-е главной территорией была Южная Корея... И в мире кино существовало равновесие. А сегодня мы все существуем в одном большом реалити-шоу. Благодаря развитию технологий у людей появляется ощущение, что каждый может снимать фильмы. Без идей, без внутренних переживаний, без жизненного опыта, без дистанции по отношению к миру, который находится снаружи... Почему-то теперь считается, что задокументированная реальность может заменить собой эстетику кино.

#{interviewcult}ВЗГЛЯД: Откуда, на ваш взгляд, может прийти очередная «новая волна»?

Э.К.: Мне до сих пор кажется, что это будет Россия. У вас богатейшая история, которая не может просто так исчезнуть в никуда. Кроме того, в современном мире это единственная страна, пережившая мощнейший слом системы, радикальную трансформацию. Это должно рано или поздно найти свое отражение в искусстве. Но когда это произойдет? На этот вопрос я вам не смогу ответить.

Я часто смотрю российские фильмы и вижу, что и ваше кино сейчас попало под влияние реалити-шоу, телевидения и новых технологий. Ваши режиссеры увлеклись фиксацией реальности, изготовлением слепков с того, что они видят вокруг себя. А видят они в основном депрессию, упадок и прочие ужасы. Но реальность не нужно фиксировать, ее нужно создавать, это и есть процесс творчества, процесс съемок настоящего кино. Технологии должны помогать созиданию, а не автоматизировать процесс. Я всегда считал и продолжаю считать, что кино должно давать людям идеи, пищу для размышлений. И еще в России стало слишком много Голливуда. Каждый раз, когда я приезжаю в Москву и еду по дороге из аэропорта в центр города, я натыкаюсь на билборды с героями американских блокбастеров. Меня это по-настоящему пугает.

ВЗГЛЯД: У нас такая система проката, она сильно отличается от того, что есть, например, в Западной Европе. В мультиплексах показывают голливудскую продукцию, артхаусное кино выходит в одном-двух кинотеатрах и в основном в Москве и Петербурге...

Э.К.: Я понимаю, в чем причина. Когда я впервые попал на Каннский кинофестиваль в 1985 году, отборочная комиссия отсматривала 800 картин со всего мира. Сегодня они выбирают из трех тысяч. То есть количество увеличилось, но качество автоматически упало. В этом виновата и дистрибуция. Люди, которые что-то продают, всегда хотят увеличить объемы продаж: продавать больше продуктов, больше мобильных телефонов, больше мест в зрительном зале или ресторане. С фильмами то же самое. Сейчас, чтобы продавать кино, не нужно быть образованным, мыслящим, разбирающимся в искусстве человеком. В результате единственным местом, где можно увидеть хорошие фильмы, стали фестивали. Только там умное кино еще может найти дорогу к своему зрителю.

Но даже здесь появились посредники. Знаете, как работает сербская система артхаусного проката? У нас есть один прокатчик, который ездит на все главные мировые киносмотры, скупает там всех победителей – и ни одна из этих картин так и не попадает к зрителю. Почему? Да потому что он продает права на показ этих картин разным сербским фестивалям. Так он легко отбивает потраченные средства, но к широкой публике эти картины так и не попадают.

ВЗГЛЯД: Ваш последний полнометражный фильм «Марадона» вышел в 2008 году. С тех пор вы снимаете в основном короткометражки для киноальманахов. А как насчет полного метра?

Э.К.: Я не снимал ничего в течение четырех лет, потому что я не клерк. Я не могу делать кино по заказу, я верю, что оно должно рождаться само, после того, как появляется конкретная идея и вдохновение. Зато я написал книгу, она называется «Смерть – это неподтвержденный слух». Насколько я знаю, скоро она должна появиться и в России. Кроме того, я тоже следил за развитием технологий и ждал того момента, пока цифровая камера приблизится по своим свойствам к пленке. Сейчас такая камера появилась, это Alexa Plus. И я начал работу над полнометражным фильмом, его рабочее название – «Любовь и война». Он состоит из трех частей. В первой главный герой проходит через войну, во второй – переживает любовь к женщине, а в третьей становится монахом. Закончить картину я планирую осенью 2014 года.

ВЗГЛЯД: По российскому телевидению во время чемпионата Европы по футболу транслировали смешной ролик с вашим участием, в котором вы разговаривали с футбольным мячом...

Э.К.: Я не снимал этот ролик, я был всего лишь приглашенной звездой. Но, по-моему, очень хорошо получилось. Раз Сербия не попала на «Евро», разве я мог не поддержать Россию? Мы по-прежнему братские народы.

Текст: Ксения Реутова

Вам может быть интересно

Фигуранты дела о некачественных сухпайках для армии России не признали вину
Темы дня

У России появился свой Голливуд

Президент Владимир Путин принял участие в открытии первой очереди кинопарка «Москино», который станет главной площадкой создаваемого Московского кинокластера и составит конкуренцию Голливуду. Уже сейчас здесь одновременно снимаются десятки фильмов. За год появилось около 50 разных кинопроектов, в том числе об СВО. По мнению экспертов, кинопарк важен для развития всего отечественного кинематографа.

Новый глава МИД Украины силен своей особенной наглостью

Смена министра иностранных дел понадобилась киевскому режиму для нескольких целей, среди которых – укрепление личной власти Владимира Зеленского и необходимость более агрессивного лоббирования военных поставок для Украины. В этом плане Андрей Сибига стал идеальным кандидатом: особенная наглость сочетается в нем с особенной русофобией.

«Ахмат» ликвидировал захвативших пленных в Курской области две группы ВСУ

Bloomberg: Запад обеспокоен отступлением ВСУ из Курской области

Су-34 разнес украинские резервы в Курской области авиабомбой с УМПК

Новости

Маск cчел безумием закон о тюрьме за «неправильное» название трансгендеров

Миллиардер Илон Маск раскритиковал идею о тюремных сроках за «неправильное» гендерное обозначение человека, говоря о новом шотландском законе.

Во Франции назвали две катастрофы Зеленского

У украинского президента Владимира Зеленского происходят две катастрофы одновременно: одна связана с внутренней политикой, другая – с провалом на фронте, заявил лидер французской партии «Патриоты» Флориан Филиппо.

Группа ВСУ попала в окружение на Покровском направлении

Подразделения вооруженных сил Украины могли оказаться в окружении между населенными пунктами Лысовка и Желанное на Покровском (Красноармейском) направлении, сообщили украинские СМИ.

Сенатор Грэм заявил о помощи Зеленскому в обмен на украинские полезные ископаемые

Американский сенатор Линдси Грэм (в списке террористов и экстремистов в России) встретился с украинским президентом Владимиром Зеленским и заявил, что украинцы сидят на земле ценой в 1 трлн долларов, которая будет полезна для экономики США.

Иран захотел перенести столицу на побережье Персидского залива

Необходимо перенести столицу Ирана из Тегерана на побережье Персидского залива, заявил президент страны Масуд Пезешкиан.

Преподавателя из Бауманки арестовали по делу о разжигании ненависти

Преподаватель МГТУ имени Баумана Александр Нестеренко помещен под стражу по делу о пропаганде ненависти и вражды, соответствующее решение вынес Чертановский суд Москвы.

Военкор Сладков рассказал об уголовном деле против него

Военный корреспондент Александр Сладков заявил, что Главная военная прокуратура открывала против него уголовное дело о дискредитации Вооруженных сил России.

Отставной полковник СБУ Стариков предсказал обвал фронта ВСУ в Донбассе

Российские военные развили успех у Красноармейска (Покровска) в ДНР, заявил отставной полковник СБУ Олег Стариков в интервью.

FQ: Конфликт на Украине подошел к переломному моменту

Российско-украинский конфликт достиг критической точки, когда ВСУ не смогут самостоятельно избежать поражения на поле боя, сообщило издание Fatto Quotidiano.

Массовая драка произошла на Кубани из-за девушки

У Дома Культуры в поселке Афипский из-за девушки произошел конфликт, который перерос в массовую драку, сообщила администрация Северского района Краснодарского края.

В российских регионах стартовал третий день выборов

В России начался завершающий день голосования на выборах в 49 регионах, первыми избирательные участки открылись для жителей Камчатского края и Чукотки.

Белый дом решил отправить Байдена в турне

Американский 81-летний президент Джозеф Байден в последние месяцы своего президентского срока намерен ездить по США с рассказами о своих достижениях, сообщил источник в Белом доме.
Мнения

Владимир Можегов: Американские выборы решат, быть ли мировой войне

Стратегия демократов кажется уже вполне ясной: продолжать заливать в уши американцам сироп, не давая прийти в сознание, и в атмосфере «шоу должно продолжаться» рисовать Камале «полный успех» до тех пор, пока выборы не окажутся в кармане.

Игорь Мальцев: Нормальные люди во всем мире так или иначе работают на Россию

Люди с нормальными убеждениями по всему миру так или иначе работают на Россию и этого нельзя стыдиться потому, что это исторический этап. Никакого страха и угрызений совести. Только так победим.

Игорь Караулов: Русскую культуру ждут мирные дела

Возможна ли иная, не потребительская культура мирного времени? Я полагаю, что да. Такой культурой могла бы стать культура созидания. У нас в России есть много мирных дел. Наша страна – это огромная мастерская, которая ждет работников. Место русского человека – не в вишневом садочке, а на просторах, где реализуются большие проекты.
Вопрос дня

Что такое режим ЧС федерального характера и зачем его вводят