Непродление контракта – обычная практика, когда работодатель хочет избавиться от сотрудника, к которому нет никаких претензий, а потому увольнение невозможно. Но в случае с «Нехорошей квартирой» получилось совсем уж нехорошо – уволен не просто директор, а человек, с нуля создававший этот музей вместе со своей сестрой – известным булгаковедом Мариэттой Чудаковой.
Во главе учреждений культуры встают управленцы и менеджеры. Чтобы была самоокупаемость. Хотя, как вы понимаете, во всем мире это все на дотации
Первый в России музей Булгакова был учрежден правительством Москвы в 2007 году в квартире № 50 – той самой, в доме № 10 по Большой Садовой улице, где жил писатель. До этого в течение 13 лет (с 1994 года) здесь располагался Фонд Михаила Булгакова, основанный Мариэттой Чудаковой.
«Нехорошая квартира» за пять лет своего существования в качестве музея стала очень популярной. И даже при мизерных ценах на билеты (30 рублей для школьников, 50 рублей для взрослых) умудрялась приносить вполне приличный (по меркам литературных музеев) доход.
В музее газете ВЗГЛЯД подтвердили факт увольнения Мишиной.
«Да, Инна Омаровна уже не работает здесь. С 15 мая. С чем связано? С достижением предельного возраста. Ей исполнилось 70 лет. С нею заключали контракт каждый год, но в этом году в связи с ее юбилеем контракт не продлили. Решение принято департаментом культуры», – сообщила в пятницу газете ВЗГЛЯД сотрудница музея Галина Фадеева.
Пока исполнять обязанности директора музея будет заместитель Мишиной Валентина Зименко. Но департаментом культуры Москвы объявлен конкурс на лучшую концепцию музея, который продлится до октября. Победитель конкурса и станет новым директором учреждения.
«А что, у музея проблемы? Люди не ходят? Были претензии со стороны департамента?» – спрашиваем у Галины Фадеевой.
«Нет, что вы! Люди ходят. По несколько тысяч посетителей в месяц. У нас очень популярный музей», – говорит Фадеева.
«Ну так, наверное, в этом есть и заслуга директора?»
«Ну, возможно», – отвечает сотрудница «Нехорошей квартиры».
Инна Мишина сейчас находится дома (после увольнения у нее, никогда не «сидевшей» на больничном, произошел гипертонический криз) и пытается примириться с мыслью о том, что она уже не имеет никакого отношения к музею, который создавался ее же руками.
«Насколько я понимаю, это сейчас происходит по всей Москве. Это такая тенденция. Пришла молодая команда, которую возглавляет Сергей Капков, этим людям от 25 до 35 лет. И они «омолаживают» московскую культуру. Это происходит везде – в музеях, в библиотеках, музыкальных школах. Я все понимаю, возраст. Ну, переведите на должность заместителя, или помощника, или консультанта. Но нельзя же так выкидывать человека на улицу!» – сказала в интервью газете ВЗГЛЯД Инна Мишина.
О том, что с нею не будет продлен контракт, Инна Омаровна узнала 10 мая.
«10 мая мне сказали – подпишите, что вы уведомлены о том, что с вами контракт не будет продлен. Ну, я подписала – зачем сопротивляться, это же бесполезно», – говорит Инна Мишина.
При этом задолго до окончания контракта руководство Инны Мишиной в департаменте, по словам бывшего директора, морочило ей голову.
«Мне говорили, чтобы я порекомендовала на эту должность человека до 35 лет. А я, дескать, буду его замом. Ну, я и предложила – у нас есть замечательная сотрудница, которая сидит сейчас в декрете с ребенком, но готова выйти на работу в любой момент. Она кандидат наук, филолог, булгаковед, у нее диссертация по Булгакову, она, уже будучи в декрете, провела три конференции. Выпустила сборник. Ну и что? Взяли ее данные. А потом объявили о том, что контракт со мной не продлят. И будут проводить конкурс», – говорит Инна Мишина.
С новой концепцией музея, которая вдруг понадобилась департаменту культуры Москвы, тоже довольно непонятная история. Музей «Нехорошая квартира» создавался фактически во время кризиса. И когда в 2009 году Инна Мишина представила в департамент концепцию музея, написанную ею, документ не приняли с удивительной формулировкой.
«Мой начальник в департаменте культуры сказал мне: «Мы не можем утвердить концепцию. Потому что если мы ее утвердим, мы должны дать вам денег. А денег нет». Позже мы утвердили эту концепцию в нашем попечительском совете. А наш попечительский совет – это ведущие булгаковеды мира, среди них Мариэтта Чудакова, Анатолий Смелянский, Владимир Немцев», – рассказывает Мишина.
#{interviewcult}Несмотря на то, что у булгаковедов нет претензий к концепции музея, конкурс на новую концепцию все же будет проведен департаментом.
«Кто победит, тот и приведет в музей свою команду. И будет властвовать в нем. Знаете, мне сотрудники рассказали, что в музей приезжала одна из помощников Сергея Капкова, дама примерно 21 года, и произнесла следующую фразу: «У меня есть свое видение булгаковского музея». Это притом что она учится на юридическом и к филологии отношения не имеет. Да и видение, у нее, разумеется, отличается от видения булгаковедов, – призналась Мишина. – Это сейчас повально в Москве происходит. Во главе учреждений культуры встают управленцы и менеджеры. Чтобы была самоокупаемость. Хотя, как вы понимаете, во всем мире это все на дотации».
На вопрос, были ли у департамента культуры претензии к работе музея, Инна Мишина отвечает отрицательно.
«Нет, никаких претензий. Я понимаю, если бы это был музей, который мхом порос. Но у нас же не так! В «Нехорошей квартире» самые низкие цены на билеты во всей Москве, и, тем не менее, хорошие сборы. У нас в обычное время около двух тысяч посетителей в месяц. А в эти каникулы вообще думали, что музей разнесут – больше тысячи человек в день приходило. Сейчас вот чиновники «новшество» ввели – подумали о тех, кто работает, и продлили работу музеев до 9 часов вечера по четвергам. Но только мы уже несколько лет по средам до 9 работали. Только не кричали об этом на каждом перекрестке. Сейчас только перенесли на четверг. И каждые каникулы работали. Кстати, Капков никого из нас ни разу не видел», – говорит Мишина.
Сам Сергей Капков заявил в пятницу газете ВЗГЛЯД, что Мишина «не уволена, у нее закончился контракт».
ВЗГЛЯД: Сергей Александрович, у департамента были претензии к работе музея?
Сергей Капков: У нас много различных претензий.
ВЗГЛЯД: Но у музея хорошая посещаемость.
С.К.: Посещаемость – тоже вопрос. Да вы не волнуйтесь так о директоре музея! Мы предложим ей интересное место работы.
ВЗГЛЯД: В этом же музее? Она ведь его создавала.
С.К.: Понятно...
ВЗГЛЯД: Сильно ли изменится концепция музея Булгакова после прихода нового руководства?
С.К.: Все станет ясно после завершения конкурса, объявленного департаментом.
ВЗГЛЯД: В музее мне сказали, что он закончится к октябрю. Это так?
С.К.: Может, к октябрю, а может, и завтра. Этим занимается отдельная экспертная группа внутри департамента. Она уже создана.
По словам известного театроведа, доктора искусствоведения и специалиста по творчеству Булгакова Анатолия Смелянского, его просто поразило то, что было сделано департаментом культуры.
«Я всех деталей, разумеется, не знаю, но сделано это в грубой форме. Как можно было не поговорить с людьми? И я поражен тем, что не посоветовались с Мариэттой Чудаковой, которая являлась инициатором создания музея, его душой», – заявил газете ВЗГЛЯД Анатолий Смелянский.
«Да, омолаживать руководство музеев, библиотек, театров нужно. Но суть-то не в возрасте. В случае Ирины Антоновой никто же ничего не омолаживает. Музей Булгакова – дело новое. Какие у департамента могли быть к нему претензии? Чем вызвано такое поведение? Мне непонятно», – возмущается Смелянский.
В ночь на воскресенье, с 18.00 19 мая до полуночи, «Нехорошая квартира» будет участвовать в акции «Ночь в Музее». Там точно не будет Инны Мишиной, как не было ее и на главном празднике музея.
«15 мая в музее отмечали день рождения Булгакова. Мы две выставки открыли, наш театр новый спектакль поставил, но меня там не было. Контракт 14 мая у меня закончился, хотя могли бы ради приличия на месяц продлить. Меня все спрашивали: «Инна Омаровна, вы придете?» И я отвечала: «Нет». Я в «Нехорошей квартире» уже никто», – говорит бывший директор музея.