На фоне продолжающегося падения книжного рынка главной новостью последних дней, безусловно, стали переговоры двух крупнейших в стране издательств, АСТ и «Эксмо», о слиянии.
Падение книжного рынка будет продолжаться, это объективный процесс
О том, что на имеющую миллиардные налоговые претензии АСТ претендует «Эксмо», стало известно в четверг со слов неназванных источников в одном из издательств: подтвердил эту информацию и руководитель общественной организации «Институт книги», бывший главный редактор «Книжного обозрения» Александр Гаврилов.
Как позже сообщил «Коммерсантъ», «Эксмо» на переговорах представляет гендиректор издательства Олег Новиков, АСТ – один из основных владельцев группы Андрей Герцев. Изданию стало известно, что принципиальное решение о сделке было принято еще несколько месяцев назад, сейчас процесс выходит на финальную стадию: компании обсуждают и оценивают активы АСТ, которые могут быть проданы. «Эксмо» пока не обращалось в ФАС за разрешением на покупку своего главного конкурента, но, судя по всему, избежать этого не удастся: вместе обе компании, по оценке газеты «Ведомости», контролируют 20% книжного рынка страны.
О том, каковы перспективы новой огромной компании и как будет развиваться рынок в целом, газете ВЗГЛЯД рассказал Александр Гаврилов.
ВЗГЛЯД: Александр Феликсович, зачем «Эксмо» покупает АСТ с такими налоговыми проблемами?
Александр Гаврилов: Покупают не долги, покупают инфраструктуру: склады, дистрибуцию, имущество, портфель авторов – все это у АСТ было всегда распределено по разным компаниям.
ВЗГЛЯД: Остановит ли сосредоточение таких ресурсов в руках «Эксмо» падение рынка?
А.Г.: Нет, конечно. Падение будет продолжаться, это объективный процесс, и никаких выходов из ситуации никто так и не предложил. У «Эксмо» сейчас, по разным подсчетам, от 12 до 18% рынка, станет – в зависимости от того, кто считает – до 40%. Я полагаю, что слияние будет довольно сложным.
ВЗГЛЯД: Почему?
А.Г.: АСТ, как и «Эксмо», было гигантом, и новое издательство будет иметь явно меньшую долю на рынке, чем оба они имели в сумме, так всегда происходит при слиянии.
ВЗГЛЯД: То есть «Эксмо» все-таки не будет монополистом?
А.Г.: Дело ведь не только в том, кто издает, поймите. Дело и в магазинах. Торговые компании монополизируют книготорговлю. После гибели «Топ-книги» в стране осталось два федеральных игрока: «Буква», принадлежащая как раз АСТ, и сеть «Читай-город», возникшая на основе «Нового книжного» и петербургского «Буквоеда» (это уже «Эксмо»). Теперь же Олег Новиков оказывается руководителем всех этих сетей. Ничего хорошего в этом нет.
ВЗГЛЯД: Ходят слухи, что бизнес у АСТ просто «отжали»...
А.Г.: Никто из тех, кто распространяет эти слухи, свечку не держал, никаких доказательств нет. Все, я думаю, было проще. Имунная система компании была разрушена этими проверками, и «Эксмо», давно к конкуренту присматривавшееся, просто купило ставшего более слабым конкурента. Налоговые органы захотели продемонстрировать свою жестокость на книгоиздателях, а не на нефтедобытчиках или производителях пива, но бороться с ними невозможно. Однако то, что происходит, в любом случае лучше, чем полное разрушение АСТ.
ВЗГЛЯД: Может быть, «Эксмо», насытившись, начнет экспансию на интернет-рынок?
А.Г.: Крупнейший в сети книжный сайт с легальным контентом – ЛитРес, он и так принадлежит «Эксмо», так что не уверен в каких-то принципиальных изменениях в этой сфере.
ВЗГЛЯД: Что остается малым издательствам?
А.Г.: Растить авторов. Раньше АСТ и «Эксмо» бились между собой за всех известных писателей, перекупали их у других издательств и друг у друга. Технология останется прежней, но покупатель теперь будет один.
Мелкие издательства будут работать с молодыми, малоизвестными авторами, с новыми проектами, с переводными изданиями, со всем, что приносит мало прибыли. Как только кто-то станет более или менее известен, он будет куплен «Эксмо», которое снимет все сливки.
Можно создать новое издательство, но нельзя создать нового Акунина, поэтому мелким игрокам рынка остается раскручивать молодых писателей, чтобы их потом перекупило то же «Эксмо».
ВЗГЛЯД: То есть книгоиздание – это отчасти меценатство?
А.Г.: Да. Если кто-то хочет издавать книги бесплатно, он будет делать это бесплатно.