Культура

22 марта 2012, 22:05

«Бомж с дробовиком»: Трэш-пособие по революции

Фото: Alliance Films

Для Джейсона Айзенера это первый полнометражный фильм, но его режиссерская стезя была понятна еще по короткометражке «Месть ёлок», где деревья мстили людям за Рождество. Теперь вместо деревьев – бомж, блестяще сыгранный Рутгером Хауэром. Большинство зрителей этот творческий союз оценят вряд ли: до сцен, где детей жгут напалмом, дозрели пока немногие.

Чего ни скажи про «Бомжа с дробовиком», говорить ты будешь сам с собой. Те, кто «в теме», давно посмотрели фильм на торрентах, тот, кто фанат, уже закатал постер к нему в стекло и багет, а тем, кто «не в теме» и кто не фанат, смотреть «Бомжа» не рекомендуется. Зачем эту ленту спустя год после релиза вообще выпускают в российский прокат – сия тайна велика есть. Её, конечно, можно показать маме и/или бабушке, но только в том случае, если вам почему-то нужно укрепить маму и/или бабушку во мнении, что нынешнее поколение совсем с глузду съехало и Бога не помнит, «а вот в наше время...».

Не их, но наше время называлось «восьмидесятые». В Россию оно пришло с опозданием, зато затянулось до середины девяностых. В восьмидесятые бабы были краше, деревья были выше, музыка была электронной, а титры делались в химических цветах. В восьмидесятые люди были живучи, их можно было резать на куски, а потом сшивать заново. В восьмидесятые серую биомассу поднимали на борьбу за правое дело одной пламенной речью. В восьмидесятые в кинематографе царствовали архетипы героя-одиночки, положительной грешницы, панка-беспредельщика, позолоченного юноши,  архизлодея с тягой к немотивированному насилию. Наконец, именно в восьмидесятые доживали свои последние дни американские грайндхаусы – мелкие кинотеатры, где показывали то, чего не увидишь по телевизору, в первую очередь эксплуатационное кино.

Как и за любым другим видом эксплуатации, за этим термином чувствуются деньги, пусть небольшие, но реальные. Режиссеры, работы которых крутили в грайндхаусах, не давали кисть, но давали запретное, а потому лакомое: насилие, жестокость, сиськи и кишки – всё наружу. Часть зрителей смотрели на эту дешевку и пошлятину серьезными глазами, часть – восхищались, а восхищаясь – потешались над бездарностью и нищебродством создателей. Часть от этой части впоследствии повзрослела и ушла снимать свое кино, между делом ностальгируя по «эксплуатации» и грайндхаусам – ибо это их детство, отрочество, юность. «Бомж с дробовиком» вырос как раз из проекта «Грайндхаус» Родригеса – Тарантино, из лжетрейлеров, которыми предваряли показ «Планеты страха» и «Доказательства смерти». Причем трейлер Джейсона Айзенера был последним из попавших на данный лайнер: уже после выхода альманаха закадычные друзья-постмодернисты Р. и Т. объявили конкурс превьюшек, Айзенер тот конкурс выиграл, и в его родной Канаде «Грайндхаус» шел с двухминутным псевдоанонсом «Бомжа». Спустя годы лжетрейлер «Мачете» дозрел до полноценного фильма, чуть позднее дозрел «Бомж», «Женщины-оборотни SS» не дозрели до сих пор, а жаль.

Важно подчеркнуть: то, что мы имеем в итоге, – не пародия, а перепевка-стилизация, где приемы эксплуатационного кино доведены до абсурда при зримой любви к ним. Это не комедия по жанру, но работа, имеющая комедийный эффект (если допустить, что такой эффект в принципе может вызвать, например, сцена, где дети заживо сгорают в школьном автобусе). Это не трэш-муви в буквальном понимании термина, потому что безвкусица и бездарность в трэш-муви искренняя, а у Айзенера – нарочитая, и в этой нарочитой безвкусице вся соль картины. Наконец, последнее, самое важное: работы такого рода больше не утеха синефилов, не специфическое развлечение узкой богемной группы, навроде гладиаторских боев, где участвуют карлики, а почти мейнстрим и веянье моды на восьмидесятые. Даже постер к «Бомжу» выпустили ностальгический, с изломами, как будто он 20 лет пролежал на антресолях.

Безымянный клошар дудит в губную гармошку и мчится куда-то вдаль на товарняке: иссякла мелодия, отмелькали титры, закончились рельсы, поезд дальше не идет – приехали. Приехали в «город надежды, где начинается жизнь», правда, слово «надежда» исправлено графитчиком на «отбросы», а «жизнь» – на «ад». Порядки здесь устанавливает криминальный авторитет Дрейк с сыночками, что развлекают себя показательными и изощренными убийствами. Местные шлюхи купаются в крови и используют в качестве пиньяты живых людей. На улицах заправляют панки и барыги. Полиция скуплена на корню. Кокаин идет горстями. Народ безмолвствует. Бомж попрошайничает. Милости ждать неоткуда. Надежды нет.

Мечтая прикупить газонокосилку, клошар жрет стекло за деньги. Накопив, плюет на газонокосилку и покупает (это важно!) дробовик. Первыми жертвами его народной вендетты станут сутенер, запрещавший своим «цыпам» учить уроки, педофил в костюме Санты, газетный воришка и режиссер независимого кинематографа. А там и до Дрейка очередь дойдет.

Дрейк здесь выведен даже не злодеем, а Злодеем, вся суть которого сводится к творению показательных злодейств. Герой, напротив, до неприличия положителен: он не может просто взять дробовик с витрины – и покупает его, он не может солгать даже в табличке для прошения милостыни и пишет честно: «Коплю на газонокосилку», – он чтит святых и праведников, а за оскорбление Матери Терезы творит расплату в то время, пока Злодей глумится над религиозными идеалами, ваяя в своей каморке инсталляцию – мумии на Тайной вечере. Остается добавить, что Героя сиречь бомжа пару раз отчетливо зарифмуют с Иисусом, и где тут христианский, а где, напротив, антицерковный пафос – пойди разбери.

Снимать такое кино гораздо интереснее, чем его смотреть, но даже и отсюда приятно представить, как режиссер объяснял Рутгеру Хауэру сцены, мол, сейчас ты любовно смотришь на газонокосилку, в тебе борются множественные противоречия, а потом – начинаешь мочить. Снимать такое кино весело, ибо ты ограничен в средствах, но не ограничен в методах: хочешь, чтобы в твоем фильме была драка с гигантским осьминогом, – будет (и ведь будет, да), решил, что очередную жертву убьют хоккейным коньком, – значит, убьют хоккейным коньком и под крик «сегодня прекрасный день для изнасилования на коньках». Снимать такое кино удобно, так как жанр списывает все огрехи, и никому не придет в голову спрашивать, откуда у бомжа столь белые зубы и в какой канаве он вымыл голову между двумя драками. Снимать такое кино модно, за что скажите спасибо Тарантино: в восьмидесятых «Бомжа» бы просто не заметили, в девяностых он бы стал достоянием узкой группы почитателей, а теперь вот на большом экране идет. В целом же оценить данный фильм невозможно: самые яркие негодования и самые сочные восторги справедливы в равной мере – зависит от аудитории. Что хвалить, что ругать его бессмысленно, будем считать, что комплименты, отвешенные «Мечете» в этой рецензии, можно отнести и к бомжу, а кто не вкурил, тот уже не вкурит, и нечего их заставлять, на вкус и цвет все фломастеры разные.

Стоит, однако, отметить три момента, что выделяют «Бомжа» из длинного ряда новых фильмов, стилизованных под трэш и эксплуатацию. Во-первых, это Хауэр. Хауэр бесподобен. Несмотря на галлоны искусственной крови, килограммы силиконовой плоти и зубодробительный пафос диалогов, он отнесся к своей роли как к роли драматической, тогда как в подобном кино принято переигрывать, фиглярствовать, кривляться. Для «Бомжа» это стало невиданной ранее, но явно дорогой приправой, и будь Американская киноакадемия не столь ссыклива, Хауэра могли бы и к «Оскару» представить. А уж какой кусок его роли показать потом на церемонии – вопрос третичный: убийство тостером или схрон в чужих кишках – это, пожалуй, перебор, но прочувственный монолог бомжа над ревущими младенцами про то, что выбора нет, а жизнь – это боль, подошел бы идеально.

Во-вторых, Айзенер не поленился отобразить давний конфликт между двумя группами ревнителей экспериментального кино. Обе из них считают насилие важным слагаемым искусства и успеха, но одни отдают предпочтение нарочитой, мультипликационной расчлененке, вторые признают лишь «реальные трагедии, чувства, боль», работая чуть ли не как документалисты. Сам Айзенер из первых – циничных, но не жестоких хохотунчиков, вторых же он между делом вывел садистами, смакующими чужие страдания через глазок камеры.

И в-третьих. «Бомж с дробовиком» не просто аттракцион карнавального насилия, он имеет в своей основе некоторую социальную базу и, если хотите, смысл.  Да, «в жизни так не бывает», но айзенеровское разделение персонажей на сугубо черных и сугубо белых смотрится органично, как в шахматах, и восприятию замысла не вредит. Гипербола как риторический прием, в общем, для того и нужна, чтобы жирно подчеркнуть свою мысль, мысль не то чтобы новую или вечную, но актуальную: жестокость побеждается только жестокостью, но ответить ею условному «царству тьмы и страха» может лишь тот, кому нечего терять и кому уже некуда падать. Актуальность сего тезиса можете примерить на что угодно, хотя бы и на недавнюю отечественную недореволюцию.

Кстати, слово «hobo» переводится не как «бомж», а скорее как «шабашник», но сути это не меняет: если у вас нету дома, пожары ему не страшны. Другое дело, если кредит, ипотека и дети в хорошую школу пристроены – при таких вводных революция отменяется, издержки все перевесят и на «праведную борьбу» встанут единицы.

К своей чести, издержки Айзенер проговаривает отчетливо, как и истину о том, что насилие порождает насилие, а затем – опять насилие (в режиссерской версии главная героиня вообще уходит работать в наемники-каратели). Все это ни в коем случае не делает «Бомжа с дробовиком» пособием по революции или сложным, многослойным отображением сопутствующих ей процессов, но все-таки интересно узнать: есть ли у Алексея Навального дробовик?

Текст: Дмитрий Дабб

Вам может быть интересно

С Украины возвращены 46 жителей Курской области
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Эксперт оценил способность противодействия западных комплексов ПРО «Орешнику»

В Госдуме оценили вероятность продажи «Северного потока – 2» американцу

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Выигравшая 100 млн рублей москвичка назвала талисманы для привлечения денег

Жительница Москвы Екатерина П. случайно выиграла 100 млн рублей, покупая мед и лотерейный билет в торговом центре.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?