Начиная с того момента, когда новый роман 93-летнего Даниила Гранина, автора знаменитых книг «Зубр» и «Иду на грозу», оказался в коротком списке «Большой книги», многие резонно предполагали, что старейший российский прозаик имеет наибольшие шансы на получение первой премии (всего премиальных позиций в «Большой книге» три: первое, второе и третье места). Вероятность этого была тем более высока, что в основе романа «Мой лейтенант» животрепещущие и постоянно волнующие общество исторические темы: начало и переломные моменты Великой Отечественной, отступление, самочувствие солдат на войне и их отношение к происходящему, блокада Ленинграда.
Как бы ни оценивать эту прозу, нужно помнить, что она написана человеком, участвовавшим в обороне Ленинграда
Нужно иметь в виду, что лауреаты «Большой книги» определяются не по совещательному принципу, а по принципу тайного голосования. Книги, отобранные советом экспертов в короткий список, в индивидуальном порядке оцениваются членами большого жюри – так называемой Литературной академии, сформированной по принципу широкого общественного представительства и насчитывающей более ста человек. Поэтому, формально говоря, итоги «Большой книги» всегда непредсказуемы: нескоординированный коллективный выбор предугадать невозможно. Однако фактически в каждом сезоне рано или поздно определяются абсолютные фавориты, и в этот раз Даниил Гранин был главным из них.
В «Моем лейтенанте», где мы видим войну глазами молодого лейтенанта Д., на первый план выходит то, о чем говорят довольно редко и почти не пишут в художественной прозе: тягостная атмосфера начала войны, удушливый ад отступления. Гранин последовательно передает чувства, которые испытывали солдаты в этот страшный период. В частности, отчаяние, смятение из-за потери привычных ориентиров и шок от контраста между оптимистическими предвоенными фантазиями и ужасом реального боя, в котором противник оказывается сильнее. Как бы ни оценивать эту прозу, нужно помнить, что она написана человеком, участвовавшим в обороне Ленинграда и прошедшим всю войну. Лейтенант Д. – персонаж во многом автобиографический. В ходе церемонии автор отметил, что, создав такую книгу о Великой Отечественной, он исполнил долг перед однополчанами, большинство из которых так и не узнало, удалось ли отстоять Ленинград.
В рамках «Большой книги», помимо основных трех премий, ежегодно вручается также премия «За честь и достоинство», посредством которой обычно отдают дань кому-нибудь из ныне живущих или недавно умерших патриархов современной русской литературы (впрочем, в 2010 году этой награды удостоился Антон Павлович Чехов). В этом году лауреатом данной почетной премии стал опять-таки Гранин, и это первый случай, когда она досталась участнику и победителю основного конкурса.
«Замечательно, что Даниил Гранин хорошо себя чувствует и полон творческих планов, мы с нетерпением ждем новых книг, – сказал газете ВЗГЛЯД генеральный директор премии Георгий Урушадзе. – «Мой лейтенант» – это очень честная и очень интересная проза, и нет ничего удивительного в том, что жюри приняло такое решение. Возраст писателя, я думаю, не сыграл какой-то особой роли – мы ведь оцениваем книги независимо от того, сколько лет автору – 93 или 33. Что же касается того факта, что Гранин получил сразу две награды, то премия «За честь и достоинство», которую у нас вручает совет попечителей, была, как обычно, присуждена заранее, а голосование, по итогам которого Гранин стал обладателем первого места, закончилось за 10 минут до церемонии объявления лауреатов. Что же мы должны были сделать – отобрать у писателя почетную премию?»
Реакция публики на такой результат премиального сезона была, само собой, в основном позитивной – недаром люди, собравшиеся на вручение премии в московском Доме Пашкова, приветствовали Даниила Гранина овациями. Однако в интернете не обошлось без выпадов: один из блогеров припомнил лауреату советское писательское прошлое, отозвавшись о Гранине как о том, кто «погубил Бродского» (так в свое время сказала Анна Ахматова). Думается, однако, что данный штрих не столько свидетельствует о человеческих качествах Гранина, сколько лишний раз напоминает о своеобразной системе ценностей столичной интеллигенции и о расколе российского общества, до преодоления которого еще далеко.
На втором месте оказались Александр Кабаков и Евгений Попов, награжденные за книгу «Аксенов» – биографию самого знаменитого из писателей-шестидесятников, умершего в 2009 году. «Аксенов – кумир нескольких поколений читателей. Его читают и его ровесники, и те, кому сейчас 50, и те, кто младше. Моему сыну 23 года, и он читает Аксенова», – сказал газете ВЗГЛЯД Евгений Попов. Александр Кабаков добавил, что, по его мнению, наиболее хрестоматийными произведениями Аксенова в будущем станут «Пора, мой друг, пора», «Ожог», «Остров Крым» и «Новый сладостный стиль».
Третья премия досталась Марине Степновой за роман «Женщины Лазаря» – семейную сагу с гениальным ученым в качестве главного героя, действие которой охватывает много десятилетий. Примечательно, что советское время показано в этом романе хоть и без прикрас, но с симпатией. «Я люблю советское время, я вообще абсолютно советский человек. Мне очень нравятся моральные ценности, которые были заложены в мою голову в детстве, – призналась Марина Степнова газете ВЗГЛЯД. – Ни от одной из них я бы не хотела отказываться. Меня учили любить работу, быть честной, помогать тем, кому плохо. Что-то я не припомню, чтобы сейчас наше государство как институт занималось насаждением таких же ценностей». Популярность своего романа Степнова объясняет тем центральным для него месседжем, что главным пристанищем для человека является семья, круг родных и близких, – по мнению писательницы, в наши ненадежные и циничные времена образ семьи как убежища закономерно оказался востребован.
Результаты читательского голосования, проводившегося в интернете, были несколько другими. Третье место заняла опять-таки Марина Степнова, зато второе – Мария Галина с гротескным романом «Медведки», а первое – архимандрит Тихон (Шевкунов) с книгой «Несвятые святые и другие рассказы» – популярным в этом сезоне сборником историй о жизни Церкви. «Несвятые святые» стали настоящей сенсацией и поставили абсолютный рекорд по тиражам (общее количество экземпляров составило более 1 000 000).