Уже несколько дней толпы счастливых обладателей бейджиков на зеленых ленточках (пресса) курсируют по Новому Арбату – из «Октября» в «Художественный». Программные фестивальные показы хитов вроде «Пины» Вима Вендерса или «Карлоса» Оливье Ассаяса проходят при полном аншлаге, несмотря на высокие (400–450 рублей) цены на билеты.
Вообще в среде завсегдатаев фестиваля ходить на конкурсные картины считается «западло
Ретроспектива Сэма Пекинпа и авторитетная программа «8 ½ фильмов» собирают продвинутых киноманов, а две российские картины, представленные в рамках фестиваля («Шапито-шоу» и «Мишень»), вызывают нездоровый ажиотаж. Страшно представить, что будет твориться на единственном показе вечером 1 июля «Меланхолии» эпатажного фон Триера, поэтому сейчас самое время попытаться сделать прогноз того, кому и за что будут на этот раз вручены призы от Carrera y Carrera.
В основном конкурсе ММКФ в этом году на суд высокого жюри с актрисой Джеральдиной Чаплин во главе представлены 17 картин.
Вообще в среде завсегдатаев фестиваля ходить на конкурсные картины считается «западло» (например, посетитель ММКФ Мария Кувшинова на портале OpenSpace пишет: «Если вы не студент языкового вуза с экзотической специализацией, не смотрите конкурсную программу»). Однако именно этот вариант предпочитают зрители, одержимые жаждой первооткрывательства: перелопатив горы порожняка, а то и откровенного навоза, они могут наткнуться на свой трюфель.
«Шапито-шоу» Сергея Лобана длится четыре часа с настоящим 10-минутным антрактом посередине (Фото: kinopoisk.ru) |
Так, в прошлом году в рамках основного конкурса заметно выделялись канадский «Коул» и «Брат» из Венесуэлы, а в 2009 году были представлены новые работы Киры Муратовой, Карена Шахназарова, Николая Досталя и Александра Прошкина. Так что заявление о том, что конкурс ММКФ считается «кладбищем затонувших фильмов», несколько преувеличено.
В этом году организаторы решили выложить все козыри сразу: буквально на второй день прессе в кинотеатре «Художественный» подложили самую натуральную бомбу – почти четырехчасовое «Шапито-шоу», монументальное высказывание, киноманифест Сергея Лобана, до этого снявшего микробюджетные (1000 долларов) «Случай с пацаном» и (3000 долларов) «Пыль».
Крайне редкий случай, когда фильм не за что (хотя, конечно, недостатки имеются, но их не хочется даже упоминать) ругать, практически все критики в единогласном порыве объявляют «Шапито-шоу» лучшим отечественным фильмом года, журналисты ломятся на второй (а вечером в субботу будет и третий) показ картины, в самом большом зале кинотеатра «Октябрь» яблоку в буквальном смысле слова негде упасть, а потенциальные прокатчики тем временем беспокоятся о судьбе «Шапито-шоу» в прокате – опасения вызывают нечеловеческий хронометраж с настоящим 10-минутным антрактом посередине.
Если прокатная судьба фильма все еще под вопросом, то ее фестивальное будущее обещает быть, по меньшей мере, безоблачным. Если ей не достанется главный приз фестиваля – «Золотой Георгий», это можно будет списать на особенности российского менталитета, приметы времени, гиперссылки и смысловые пласты, смутно знакомые членам жюри, но в прямом смысле слова родные для определенного круга российских зрителей, аудитории 25–45 лет, заставшей Цоя и «Ассу» и аплодировавшей Мамонову и «Пыли».
Из претендентов на главный приз и приз за лучшую режиссерскую работу также стоит отметить польскую картину «Иоанна» Феликса Фалька, посвященную вечно актуальной и киногеничной теме: во время фашистской оккупации молодая полячка прячет у себя еврейскую девочку; испанский медитативный роуд-муви Альберто Мораиса «Волны» и франко-испанскую экранизацию пьесы Людмилы Разумовской «Дорогая Елена Сергеевна» («Эскалация», режиссер Шарлотта Сильвера).
Пока «Шапито-шоу» всерьез грозят лишь приз зрительских симпатий и приз Федерации киноклубов России (возможно, к киноклубам присоединится жюри российской кинокритики) за лучший фильм основного конкурса. Так, в рейтинге Федерации он занимает первое место, красуясь на сводной таблице с 7,3 баллами. Его ближайшие конкуренты: «Монтевидео – божественное видение» (6,9 баллов), «Легкая жизнь» и «Табу. Душе не место на Земле» (по 6,5 баллов каждый).
Актерские призы на этот раз, возможно, заслужат Кармен Маура, достоверно сыгравшая ту самую «Елену Сергеевну» в «Эскалации» (за плечами у 65-летней актрисы работа с Педро Альмодоваром и Алексом де ла Иглесия), и 71-летний Карлос Альварес-Навойя, снявшийся в «Волнах».
Что касается конкурса «Перспективы», где по традиции представлены «дебютные, поисковые и экспериментальные работы» (цитата – из регламента ММКФ), то здесь членам жюри (режиссеры Александр Котт и Ермек Шинарбаев, киновед Миролюб Вучкович) придется потрудиться, так как за поиском и экспериментами молодые режиссеры, кажется, совершенно забыли о своих зрителях. На общем фоне в программе выделяется российская социальная драма «БАгИ» Андрея Богатырева и румынская комедия «Моя сексуальная жизнь» режиссера с интригующим именем Корнел Жорже Попа.
Конкурс документального кино в этом году, как отмечают, довольно сильный. И это если не считать аншлаговых показов «Пины» Вима Вендерса и менее популярной «Пещеры забытых снов» Вернера Херцога, оба фильма, что интересно, в 3D. На приз за лучший документальный фильм претендуют трогательный «Марафонец» Джеммы Атваль, рассказывающий о четырехлетнем индийском мальчике-бегуне на длинные дистанции, и «Сенна» Азифа Кападии – картина, посвященная памяти прославленного гонщика «Формулы-1» Айртона Сенны.
Решение жюри, оценивающего все три конкурсные программы (основной конкурс, «Перспективы», конкурс документального кино), станет известно 2 июля.