Литературная премия «Дебют», учрежденная в 2000 году международным фондом «Поколение» при непосредственном участии его президента, депутата Госдумы Андрея Скоча, – единственный в России успешный проект, посвященный поиску и поддержке начинающих авторов. Из «Дебюта» вышли такие известные ныне писатели, как Сергей Шаргунов и Денис Осокин, а также зачинатель современной русской драмы Василий Сигарев. Премия была задумана как награда для авторов в возрасте до 25 лет, и это ограничение действовало на протяжении 11 сезонов. Однако в преддверии 12-го рабочего цикла «Дебюта» организаторы объявили о том, что возрастную планку конкурсантов решено повысить до 35 лет.
Социальное взросление в России идет в ущерб писательскому развитию
С точки зрения скептика, такое нововведение означает, что единственная в стране молодежная литературная премия перестала быть молодежной. Ответственный секретарь «Дебюта» поэт Виталий Пуханов объяснил газете ВЗГЛЯД, почему это не так.
ВЗГЛЯД: Насколько можно понять, причина «возрастной реформы» заключается в желании ввести на территорию «Дебюта» авторов с более показательными и оформленными результатами, чтобы была возможность эффективнее продвигать лауреатов и тех, кто попал в отборочные списки, причем продвигать не только в России, но и за рубежом. Так ли это?
Виталий Пуханов: Дело в том, что писатели не старше 35 лет – это и есть территория «Дебюта». Премия основана в 2000 году, и самым старшим «дебютантам» как раз около 35. Эффективное продвижение молодой русской литературы за рубежом – это одна из идей руководителя премии Андрея Скоча. Другой резон: некоторые «списочники» сегодня показывают уровень не менее, а иногда и более высокий, чем лауреаты. Им надо дать еще один шанс. Особенно тем, кто не пошел дальше длинного списка и выбыл по возрасту.
ВЗГЛЯД: Критики и оппоненты наверняка зададут очевидный вопрос: если теперь возрастная планка так высока, то можно ли продолжать считать «Дебют» молодежной премией, ориентированной на поощрение начинающих и открытие новых имен?
В. П.: У «Дебюта» помимо возрастной планки есть еще одно системное отличие от «взрослых» премий: у нас отсутствует система номинирования. Чтобы участвовать в конкурсе, автору достаточно прислать рукопись. То есть про него еще никто не знает, только он сам. Очень важно, что открытие нового имени и присуждение премии – не совсем одно и то же. В «Дебюте» ведется большая, не видная миру работа с теми, кто «проклюнулся», но до «листов» не дотянул. Автор может попасть в «длинный» или в «короткий» список со второго, третьего раза, и все это время мы с ним в контакте. Поощрением может быть не премия, а для начала – письмо от организаторов «Дебюта».
12-я премия «Дебют» будет вручаться по новым правилам (фото: litcult.ru) |
ВЗГЛЯД: Верно ли, по-вашему, считать, что человек в современном мире (и в современной России) дольше остается молодым, чем, скажем, 20 лет назад? Или, может быть, это зависит от социальной группы?
В. П.: Скорее это зависит от условий, в которых развивается писатель. Первые стихи, первый рассказ – событие молодости. Но в современной России человек, наоборот, вынужден рано взрослеть. Долгая молодость, инфантильность – привилегия граждан благополучных стран. Молодой россиянин должен рано начать зарабатывать себе на жизнь, на оплату учебы, потому что не может взять, как в Европе, кредит. Социальное взросление идет в ущерб писательскому развитию. Еще и поэтому повышение возрастной планки «Дебюта» справедливо.
ВЗГЛЯД: В пресс-релизе сказано, что издательства хотят заключать контракты с теми, у кого в активе не только первые опыты, но и готовые книги. Речь, очевидно, идет о книгах, изданных без поддержки «Дебюта», то есть до того, как автор попал в поле зрения премии. Значит ли это, что помощь авторам в издании первых книг больше не будет приоритетной задачей «Дебюта»?
В. П.: Не будем делать вид, что издатели пекут книги молодых авторов, как горячие пирожки. На самом деле издаваться удается единицам, остальные сидят в обнимку с рукописями. Это и есть потенциальные книги в переводе на другие языки. Помощь «Дебюта» по линии первых русских изданий по-прежнему нужна и по-прежнему приоритетна.
ВЗГЛЯД: Готовы ли организаторы к тому, что с этого момента авторский контингент «Дебюта», возможно, кардинально изменится и в среде конкурсантов возникнет другая культурная и психологическая атмосфера, связанная с приходом взрослых дяденек и тетенек?
В. П.: «Дебют» – не только текущий конкурс. В культурном контексте уже закрепилось понятие: «поколение «Дебют». Это литераторы до 35 лет и даже старше. Поколение «Дебют» – это несколько социальных психологий и несколько молодежных субкультур. Но есть и общее, об этом надо говорить более подробно, чем позволяет интервью.
ВЗГЛЯД: Каковы успехи международной программы премии?
В. П.: Наш приоритет – англоязычный рынок. И он же самый трудный. Но у издательства Glas, с которым мы сотрудничаем, большой опыт. На английском вышли уже две книги, сейчас переводится третья, на подходе четвертая. Наиболее успешна сегодня книга на немецком языке. Полные залы на презентациях, рецензии в прессе. Издательство Suhrkamp Verlag уже говорит о хороших продажах книги. Много прессы вызвала книга на испанском языке, которую авторы представляли в Мадриде и Барселоне. Важно то, что издательство La Otra Orilla распространяет книгу «дебютантов» не только в Испании, но и в странах Латинской Америки, а также в Соединенных Штатах, где много испаноговорящих читателей. В целом интерес к проекту обозначился и растет. В мире уже знают, что такое «Дебют».
ВЗГЛЯД: Некоторые считают, что, например, «Букер» стимулировал развитие русского романа и едва ли не возродил его. Можно ли утверждать, что «Дебют» не только фиксирует достижения молодой литературы, но и выступает стимулом для нее?
В. П.: Конечно, мы не только фиксируем, но и стимулируем. Неизвестному автору важно знать, что его где-то прочтут. Начать рукопись побуждает талант, закончить – сроки приема работ на наш конкурс. Кроме того, успех ровесников в «Дебюте» будоражит честолюбие потенциального лауреата. А самое главное – «Дебют» создает контекст, где авторы могут развиваться.
ВЗГЛЯД: По каким принципам формируется жюри?
В. П.: Председатель жюри – всегда ключевая фигура, писатель с большим именем. В этом году председателем стал Николай Коляда – не только известный драматург, прозаик, режиссер, но и замечательный педагог. Ученики Коляды из года в год побеждают в номинации «Драматургия». Члены жюри курируют каждый свою номинацию. Они известные прозаики, поэты, драматурги, издатели. В формировании жюри большую роль играет желание «старших товарищей» возиться с молодежью.
ВЗГЛЯД: Подтверждается ли мнение, что в последние годы (даже до повышения возрастного лимита) на конкурс поступают в целом более зрелые и совершенные тексты, чем на заре существования «Дебюта»?
В. П.: Да, это так. Заметно возросли базовые навыки, умение ставить слово к слову. Этот процесс сам по себе интересен на фоне роста безграмотности населения. Можно сказать, стал крепче «фундамент». Совершенство «здания» – это все-таки вопрос таланта и авторской удачи.