Анонимная история
На прошлой неделе в Интернете в блоге сотрудников Третьяковской галереи, предпочитающих не называть своих имен, было опубликовано анонимное письмо, адресованное министру культуры, в администрацию президента и в Генеральную прокуратуру, в котором «вскрывалась» «коррупционная составляющая в действиях руководства Третьяковки». В частности, авторы рассказывали о якобы имевших места фактах злоупотребления директором Ириной Лебедевой служебными полномочиями, о незаконном распределения премий между «близким кругом» сотрудников музея и т.д.
Анонимка – это никакой не документ, я могу сказать на это только одно: анонимки не комментирую
Сейчас письмо в блоге уже не прочитать. На это там есть следующее пояснение: «Поскольку письмо дошло до адресата, оно удаляется из журнала. Надеемся, что наше мнение позволит улучшить работу, а также сохранить и преумножить фонды одного из величайших музеев страны».
Отметим, что министр культуры России Александр Авдеев практически сразу отреагировал на анонимное письмо, обличающее директора Третьяковской галереи. Обвинения в ее адрес чиновник назвал беспочвенными. «Ирина Лебедева – прекрасный, компетентный руководитель и мужественная женщина. В Третьяковской галерее при предыдущем директоре хозяйство было предельно запущено. Лебедева за короткий период расчистила все завалы, в том числе и финансовые, сделала деятельность музея прозрачной», – высказал свое мнение министр.
Разговор о скандальном анонимном письме почти сразу зашел и на вторничном брифинге в Третьяковке. Однако Ирина Лебедева объяснила, что комментировать изложенные в послании обвинения, которые, по ее словам, «безграмотны как по форме, так и по сути», она не будет. Однако свое мнение о том, от чего подобное письмо могло появиться, у нее есть.
«Хотела бы напомнить, как я стала директором. Это произошло летом 2009-го. Моя кандидатура была не единственной, она долго согласовывалась на самых разных уровнях. Когда меня утвердили, первым, кто поздравил и представил меня коллективу, был предыдущий директор Валентин Родионов», – приводит слова Лебедевой «Московский комсомолец». Но потом прежний руководитель передумал. «Он приходит в галерею, когда я в командировках, для него некоторые сотрудники снимают с важных документов копии – это факт», – пожаловалась новый директор.
Позже, по словам Лебедевой, появились и обвинения в ее адрес, о том, что она не считает себя ученицей Родионова. «У каждого нового руководителя есть собственная концепция деятельности. Сегодня условия жизни музея, в том числе и в законодательной сфере, таковы, что приходится многое менять. А это не может всем нравиться», – объяснила она.
Как выяснилось, первое обвинительное письмо в адрес Лебедевой появилось в корпоративной почте музея еще 17 января.
Ранее директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева рассказывала РИА «Новости», что не рассматривает всерьез анонимное письмо с обвинениями. «Анонимка – это никакой не документ, подобное письмо появляется не впервые, и я могу сказать на это только одно: анонимки не комментирую», – отрезала она и объяснила, что любой человек сам от себя может написать что-то и сказать, что под этим подписались 46 человек.
Директор петербургского «Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор» Николай Буров рассказал корреспонденту газеты ВЗГЛЯД, что доподлинно не знает, что происходит «за кулисами» Третьяковской галереи, однако к анонимным письмам неких неназванных сотрудников тоже относится скептически.
«Я ничего не могу сказать о деятельности директора Третьяковской галереи, хотя дистанционно отношусь к ней с большим уважением. Что касается анонимных авторов, то я всегда призываю сбросить маску анонимности, и когда делаешь серьезные заявления, советую все-таки легализоваться. У нас сейчас не те времена, чтобы бояться после этого какой-то страшной смертельной опасности, мести и так далее. Музей – не то пространство, где друг в друга стреляют», – подчеркнул он.
По мнению Бурова, раньше существовало хорошее правило: «анонимка без прочтения комкается и опускается в мусорное ведро».
Искусствовед Марат Гельман* в свою очередь в интервью газете ВЗГЛЯД высказал мнение о том, что конфликт вокруг нового директора Третьяковки стал следствием внутренних аппаратных интриг: «Обличительное письмо писали люди, которые пытаются отстаивать свои интересы, кто-то из сотрудников галереи подвинут, кто-то метит на место Лебедевой, неслучайно письмо было анонимным. Лебедева, может быть, и не идеальный директор, но уж точно сильнее предыдущего и явно сложно ее подозревать именно в том, в чем ее упрекают неназванные критики», – полагает эксперт.
Музей – не то пространство, где друг в друга стреляют
В этой ситуации он, «скорее, на стороне Лебедевой, чем ее обличителей», признается Гельман.
Напомним, Ирина Лебедева возглавила Третьяковскую галерею в июле 2009 года, сменив на этом посту Валентина Родионова, ушедшего со скандалом. В мае 2009 года он неожиданно распространил заявление о том, что уходит в отставку не по своей воле, а под давлением министра культуры Александра Авдеева.
Позже министр заявил, что Валентин Родионов должен уйти на пенсию достойно. Авдеев пообещал, что лично будет присутствовать на проводах Родионова на пенсию. А еще через какое-то время экс-директор музея заявил, что не будет оспаривать решение о своей отставке.
О сотрудничестве с США
Впрочем, брифинг Лебедевой был посвящен не столько скандальным обвинениям анонимных сотрудников, но и жизни галереи в целом.
Третьяковка не станет выдавать свои произведения на выставки в США из-за угрозы претензий третьих лиц в связи с делом «библиотеки Шнеерсона», заявила, в частности, Ирина Лебедева, передает РИА «Новости».
Летом 2010 года вашингтонский суд постановил вернуть расположенной в США организации «Агудас Хасидей Хабад» часть семейного архива Шнеерсонов. Однако Россия заявила, что ничего возвращать не будет, так как решение суда неправомерно. После этого ряд крупных российских музеев, в том числе ГМИИ им. Пушкина и Эрмитаж, по рекомендации Минкультуры отказались участвовать в выставках в США из опасений, что на картины наложат арест.
Теперь и Третьяковка встала с ними в один ряд.
«У нас планировалось предоставление произведений на две выставки, которые должны состояться в Нью-Йорке в этом году, но мы сняли эту возможность», – сказала Ирина Лебедева.
Во вторник эта ситуация получила и дальнейшее развитие, сообщает ИТАР-ТАСС: владелец частного музея в Клинтоне (штат Массачусетс, США) Гордон Лэнктон, где экспонируются 37 икон из собрания московского Музея им. Андрея Рублева, отказался досрочно возвратить коллекцию в Россию, несмотря на то, что они были отозваны российскими владельцами.
О рекордах
По словам Ирины Лебедевой, выставка, состоящая из 300 картин Исаака Левитана, завершившая свою работу 21 марта, побила рекорд посещаемости галереи.
«Выставку посетило 300 тысяч человек – беспрецедентная для нашего музея, да и многих других ситуация», – отметила директор.
По ее мнению, этот феномен еще предстоит осмыслить. В последние дни работы выставка была открыта до десяти часов вечера, но все равно очередь в музей выстраивалась до Садового кольца.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом