Культура

17 июня 2010, 16:09

«Полный КОПец»: Издевательство над Брюсом Уиллисом

Фото: kinopoisk.ru

Кевин Смит из режиссеров той породы, что плевать хотели на ваши неувязочки. В своих фильмах он сделал Бога женщиной, Иисуса – негром, осла и труп – объектами сексуальных забав, а персонажей заставил использовать слово «fuck» чаще, чем Морис Шевалье использует слово «amour». Но в случае с «Двойным КОПцом» этот циник превзошел сам себя, ибо снял полицейский как бы боевик с Брюсом Уиллисом, где Брюс Уиллис ни разу никого не бьет по морде. Наоборот, получает.

В конце 1980-х, когда деревья были выше, а девки краше, культурный код «гомо советикуса» получил удар, от которого уже не оправился. Страна, где и банная сцена из «А зори здесь тихие» сошла однажды за эротическое откровение, в считанные недели обросла подпольными видеосалонами, крутившим исключительно то, что считалось угрозой моральному кодексу строителя коммунизма: ужастики, каратешки, легкую эротику. И народ безмолвствовал. Народ смотрел кино.

Вспомним 70-летнюю Любовь Орлову в роли юной шпионки из «Скворца и Лиры

Подавляющее большинство тех откровений были предельно низкокачественной, тошнотворной лабудой, контрабандным путем полученной из Польши и переведенной выпускниками иняза под запись в режиме реального времени (по 3–4 фильма в день). Изредка в грудах дохлых тараканов встречался и изюм (так, у автора этой заметки на правах реликвии хранится фильм Серджио Леоне «Однажды в Америке» в переводе Володарского), но распробовать вкус запретного плода как следует народу удалось лишь спустя несколько лет – с нарастанием жирка и приобретением персональных видеомагнитофонов. На домашние полочки киноманов перекочевало «только лучшее»: фильмы «Крепкий орешек», «Смертельное оружие 1–2», «Коммандос», «Собачья работа» и т. д. Проще говоря, «мужицкое кино».

Для тех, кто понимает, эти ленты до сих пор – безусловная классика кинематографа, хотя они не номинировались на «Оскар» (разве что в сиротских категориях «Лучший звук» или «Лучший монтаж звука») и, как правило, не входят в многочисленные списки «100 лучших фильмов всех времен и народов», составляемых хипстерами в уютных бложиках. Классика уже потому, что проверена временем: с годами полицейские да военные боевички стали вполне себе самостоятельным явлением, уже никто и не вспомнит, что для русского зрителя они были в первую очередь антитезой деревенским детективам Анискина, а для американского – частью общественно-политического тренда. Не секрет, что истории про воинов-суперменов, единолично крошащих взводы «плохих парней», имели целью поднять престиж вооруженных сил США, подпорченный вьетнамской кампанией. Крутые копы, в свою очередь, занимались самоуправством, не без юмора пытали информаторов и нарушали все правозащитные предписания по обращению с подозреваемыми, что было востребовано тенденцией на ужесточение мер борьбы с расплодившейся оргпреступностью.

Ныне все эти предпосылки поросли быльем, а упомянутые фильмы все так же свежи и считаются непревзойденными образчиками жанра. Их бы, конечно, и рады превзойти, но здравствующее поколение режиссеров либо сползает в социальные нотации, либо теряет соль в нагромождениях спецэффектов. Вся надежда на ностальгию, и именно она, судя по всему, обуяла Кевина Смита, бывшего завсегдатая уже американских видеосалонов 1980-х.

Если разбить «Двойного КОПца» на составляющие, отдельно посмотреть на сценарий, диалоги и фабулу, фильм вполне можно оценить как очередную пародию на полицейские боевики (таковых было много, но ни одной приличной), кабы не кровища и не очевидная тоска автора по классике. Вряд ли случайно заглавную (но не комедийную) роль здесь играет Брюс Уиллис, а его напарника – афроамериканец Трейси Морган, составляющий с «крепким орешком» узнаваемую черно-белую пару (см. «Смертельное оружие», где того же Уиллиса на кастинге подсидел Гибсон). Остальные типажи тоже – штамп на штампе, как на подбор общие, но, если хотите, классические: вечно недовольный шеф, заносчивые коллеги из спецотдела, переметнувшийся дуралей-информатор, злодейский злодей и бывшая любовница злодейского злодея, которую теперь, разумеется, надо от него спасать.

По сюжету двух копов отстраняют от дела по раскрытию наркосети и штрафуют на месячный оклад за то, что накосорезили в ходе спецоперации. Параллельно каждый из них не может разобраться со своими женщинами: герой Моргана – с женой, которую подозревает в неверности, герой Уиллиса – с дочерью, которая хочет непомерно дорогую свадьбу. Спасти честь «ответственного отца» (есть в Америке такая ролевая модель) поможет только продажа раритетной бейсбольной карточки, ввиду чего забить на наркосеть уже никак не возможно – злодейский злодей ту карточку успел прикарманить.

Подобный расклад можно считать каноническим, и единственное его отличие от жанровых аналогов 1980-х – акцент на юморе в ущерб перестрелкам, взрывам и каскадерским трюкам, ответственность за которые в лучшие времена висела именно на каскадерах и пиротехниках, а не на графических дизайнерах. Акцент этот, видимо, обусловлен тем, что Кевин Смит свой шесток да свой станок знает, и вообще, катит в гору жернова «мужицкого кино» потому лишь, что больше, наверное, некому.

#{movie}Тут стоит подчеркнуть, что «Двойной КОПец» – первый фильм в карьере Смита, где сценарий написал не он. Как следствие, место действия уже не Нью-Джерси (нью-йоркские копы в Нью-Джерси, действительно, противоречили бы фен-шую), вселенная Джея и Молчаливого Боба («View Askew») отсутствует даже на уровне намеков, наконец, в титрах не значится ни один из актеров, входящих в т. н. «обойму Смита» (кроме Джейсона Ли). Даже роль переметнувшегося ворюги, буквально писанную под Джейсона Мьюза (Джей), играет Шон Уильям Скотт (Стиффлер из «Американского пирога»). Видимо, проблемы Мьюза с наркотиками все-таки вошли в клиническую стадию.

По чеснаку если, все это говорит об эмиграции постановщика из «маленькой, но гордой» страны авторского кино в Вавилон кино коммерческого, что было заметно еще по предыдущей его работе – ромкому «Зак и Мири снимают порно». По крайней мере, финал «КОПца» строго противоречит смитовской концепции цинизма, за что режиссеру крепко достанется от фанатов-карбонариев и критиков-синефилов (последние, есть подозрения, вообще «не простят», как не могут простить Тарантино слишком «народных» «Бесславных ублюдков»).

Из фирменных приемов «живого классика» в картине имеется разве что обилие «факов» да шлепки по сусалам Римской католической церкви (не «Догма», конечно, но глава наркокартеля образцово-показательно молится Деве Марии перед каждой кровавой расправой). Наконец, большинство шуток по-прежнему имеют орально-анальную фиксацию, однако до прежнего уровня режиссера-фрикофила, который родную дочь назвал Арлекином в честь герлфренд Джокера, все это очевидно не дотягивает.

Но фатально подвела ностальгический боевичок Смита отнюдь не орально-анальная фиксация, а фиксация на возрасте персонажей: его прошлые кретины и лузеры были по своему обаятельны в силу молодости, за которую всегда скидка выходит. Так и в данном случае режиссер ни на минуту не дает забыть: со времен «Крепкого орешка», когда никто и помыслить не мог, что Брюса Уиллиса может на раз уделать некто, похожий на Шона Уильяма Скотта, прошло 20 лет. А с тех пор случились алопеция, артрит, заныли старые раны, и вот уже непобедимому Брюсу безнаказанно хамят в лицо, его валят с ног электрошокером и заставляют слушать рассказы про то, какого цвета дерьмо у Трейси Моргана.

Конечно, будь все наоборот, было бы еще хуже (вспомним 70-летнюю Любовь Орлову в роли юной шпионки из «Скворца и Лиры»), но остается открытым вопрос – стоило ли тревожить приют для заслуженных ветеранов ради фильма из категории тех, чье качество вырастает в прямой пропорции от выпитого пива.

Итого: слишком мало пепла для полицейского боевичка, слишком мало Смита для фильма «от Кевина Смита». От «чуваков» режиссер сразу перешел к «старперам», минуя искомую стадию «кино для мужиков». Поклонники юмора в духе трижды помянутого Шона Уильяма Скотта и их старшие братья – охранники супермаркетов, глядишь, все равно оценят. Но мы, скопидомы, хранящие VHS с «орешком» нужной крепости, заявляем: руки надо отрывать за глумление над любимыми героями детства.

Текст: Дмитрий Дабб

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?