Культура

2 марта 2010, 16:45

Евгений Евтушенко: Куба достойна свободы слова

Фото: ИТАР-ТАСС

7 марта в столице Кубы Гаване завершается Международная книжная ярмарка, почетным гостем которой выступила Россия. Одним из самых заметных участников российской делегации был поэт Евгений Евтушенко. В интервью газете ВЗГЛЯД он рассказал об особенностях русско-кубинских литературных отношений и дружбе с Фиделем Кастро.

− Какие у вас впечатления от ярмарки и от российской гостевой программы?
− Наша программа была организована хорошо. Конечно, количеством все не решается, но отмечу, что из России приехали 127 человек. Большая группа артистов Большого театра, а также, конечно, писатели, среди которых был, скажем, Сергей Лукьяненко. Он оказался на Кубе в первый раз и изъездил ее всю. Его было невозможно найти, он постоянно ездил и все осматривал, и правильно делал. Приехала также поэтесса Олеся Николаева. Присоединился к нам и Генрих Боровик − первооткрыватель кубинской темы в отечественной журналистике. Наша дирекция международных книжных выставок выпустила мою новую книжку – сборник под названием «Краденые яблоки», в испанском переводе «Manzanas robadas». Там есть старые стихи, но и новых тоже много.

Кубинцы приходили на наши выступления вместе с русскими женами

− Вы представляли эту книгу на ярмарке?
− Да, конечно. Она сейчас выходит во всем испаноязычном мире, уже вышла в Никарагуа, в Чили… А кубинцам я просто подарил авторские права. Перевел книгу чилийский поэт Хавьер Кампос. Я представлял ее в кубинской Национальной библиотеке в Гаване. Там не такое уж большое помещение, но это престижное место. Сейчас у них не так много поэтов, которые часто выступают, а уж чтобы читали по-русски… Они сами тоже выпустили книгу моих стихов, то есть у меня на Кубе вышло две книги. Еще я выступал в кубинском Союзе писателей, в общей сложности у меня было три выступления. Залы не очень большие. Кубинцы немного отвыкли от масштабных литературных акций, выступлений. Но все-таки к ярмарке было издано много литературы на испанском – и классической, и современной. Многие кубинцы учились в России, среди людей с нашим образованием особенно много врачей и инженеров. Они приходили на наши выступления вместе с русскими женами. Слушали очень хорошо. Особенно кубинцам нравится мое стихотворение «Прощание с красным флагом». Я читал и по-русски, и по-испански – я, слава богу, испанский не забыл. А Хавьер Кампос, представляя книгу, читал испанские переводы вместе со мной. Встречался я и с другими поэтами, моими старыми друзьями. Мы не должны терять друг друга в этом большом мире.

− Поэтическая жизнь на Кубе, наверное, заметно отличается от нынешней российской?
− К сожалению, Москва сейчас является единственной столицей мира, где нет настоящего фестиваля поэзии. Почему так, не знаю. Что-то там, конечно, устраивают…

− Есть московский Биеннале поэтов.
− Да, но это все делается на каком-то камерном уровне. Московский поэтический Биеннале нельзя проводить в таких узких, кафетерийных масштабах. Ведь что произошло с распространением поэзии? Произошло то же, что с полетами на Луну. Мы первыми достигли космоса, а на Луну первыми высадились американцы. После того как зарубежные поэты, наши гости, увидели наши поэтические концерты − «Лужники», заполненный людьми, и площадь Маяковского, где еще в 1954 году собралось 35 тыс. человек, − они по-хорошему нам позавидовали. И многие из них у нас это переняли. Сейчас во всех странах проводится огромное количество поэтических выступлений. Вот я был, скажем, в Никарагуа. Это бедная страна, где нет такого количества олигархов, как у нас. Но там уже седьмой год подряд устраивают замечательный интернациональный фестиваль поэзии, на котором собирается по пять тысяч человек на каждое чтение. А когда я там был, приехало 90 поэтов из других стран! Впрочем, и у нас происходит что-то подобное, но только в провинции, а в Москве – нет. Увы, сейчас, в отличие от 1960-х годов, Москва в этом смысле – самый отсталый город. Здесь поэзию перестали нести в народ. Да и международные симпозиумы писателей, подобные тем, какие были раньше, у нас сейчас не проводятся. Частично это, по-моему, связано с тем, что в Москве не один, а как минимум четыре разных союза писателей, враждующих друг с другом. В такой ситуации недостающую культурную инициативу должно проявлять государство.

− На Кубе международные литературные контакты лучше организованы?
− Во всяком случае писательское сообщество там не расколото на несколько союзов. У них есть так называемый UNIAC, Union Nacional de Artistas Cubanos, национальный союз творческих деятелей. Он объединяет всех – художников, артистов, режиссеров и так далее. И в этом тоже есть рациональное зерно. Потому что перегородки между разными видами искусств условны.

#{interview}− И эта организация успешно функционирует?
− Как вам сказать. Куба живет трудно – сказывается эмбарго. Их бюджет и ресурсы несравнимы с нашими. Куба находится в блокаде уже много лет. Блокаду необходимо снять, пустить страну в сообщество наций. А потом уже разбираться с недостатками, в частности с проблемами в сфере свободы слова. Короче говоря, по-моему, сначала нужно демократизировать отношения с Кубой, а потом уже ставить риторический вопрос о ее демократизации.

− Впервые вы приехали на Кубу еще в начале 1960-х, тогда вы открыли для себя эту страну, общались с Фиделем Кастро…
− С Кубой меня связывает очень многое. Впервые я отправился туда как корреспондент «Правды», но корреспондент поэтический. Я опубликовал в «Правде» где-то, наверное, 18 стихотворений, посланных с Кубы по телеграфу, ведь тогда еще не было ни факса, ни электронной почты. Когда я вернулся, редактор «Правды» пошутил: «Да, Евгений Александрович, вы действительно самый дорогой для нас поэт». Моя поездка была редчайшим в своем роде случаем – я ведь не был членом партии. Я видел, как там все происходило, приехал сразу после американского вторжения на Плайя Хирон. Хочу сказать, что всем нам, молодым людям, очень нравился Фидель. Мы невольно сравнивали его с нашими старичками, которые, за исключением Хрущева, никогда не выступали без бумажки. А Фидель был прекрасным оратором-импровизатором, открыто ходил по улицам. Он поддерживал художников; это только у нас не давали ходу тем, кто не принадлежал к соцреализму. И вообще он был человеком невероятного обаяния, выглядел героем даже в глазах американцев.

Когда я приехал в США в 1960-х, то познакомился там с одной девушкой благодаря тому, что у нас обоих на груди был значок с изображением Фиделя Кастро. Фидель нас объединил, и первым языком, который я выучил, стал испанский.

− С самим Кастро вы виделись много?
− Мы ловили вместе рыбу, ездили в детский дом, где, в частности, жили дети тех, кто погиб на Плайя Хирон. Фидель был на удивление доступен. Это, конечно, было до того, как началась серия покушений на его жизнь.

− В ваших отношениях с Кубой был долгий перерыв. Почему?
− Когда там арестовали моего друга, поэта Эберто Падилья, я считал, что это несправедливо, поскольку он никогда не был контрреволюционером. Он просто был скептиком. А скептицизм – полезная вещь. Романтики, находящиеся у власти, должны приглашать скептиков в советчики. Эберто был освобожден по моему письму – Фидель прочел его и сделал соответствующие выводы, за что я ему очень благодарен. Но тогда не всем понравилось, что я вмешался в это дело, а я иначе не могу. И не один я. Когда Фидель в 1963 году совершенно неожиданно в первый раз прилетел в СССР, я был в опале − меня ругали во всех газетах. А он, зная об этом, говорил обо мне очень хорошие слова министру культуры Фурцевой и Хрущеву. Фурцева тогда мне сказала: «Хотела бы я, чтобы у меня были такие друзья». Как бы кто ни относился к Фиделю Кастро, он принадлежит к крупнейшим историческим фигурам ХХ века, и я надеюсь, что Габриэль Гарсиа Маркес, хорошо знающий его, напишет о нем и о его времени книгу – может быть, одну из лучших.

− В 1962-м Михаил Калатозов снял по вашему сценарию фильм «Я − Куба». Вы ведь принимали в съемках активное участие?
− Мы приехали на Кубу вместе с Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским. Фильм получился очень искренний. В картине были показаны истоки кубинской революции. Как я написал в одной статье, империализм – это производство вулканов. Никому ни в одной стране не нравится, когда люди из других стран диктуют свою волю. В свое время мы просто рвались помогать кубинцам, вплоть до того, что однажды Константин Ваншенкин, Владимир Солоухин и я написали письмо Хрущеву с просьбой, чтобы нас послали на Кубу защищать ее независимость с оружием в руках. Нас вежливо поблагодарили за нашу страстность и ответили, что не нужно. Что же касается фильма, то спустя годы он обрел совершенно другую судьбу, нежели сразу после выхода. Он вышел вскоре после Карибского кризиса и в тот момент не прозвучал, потому что тогда головы у всех были заняты другим. Широкого отклика не последовало, была слишком напряженная ситуация, пик холодной войны. Но не так давно в США этот фильм презентовали Фрэнсис Форд Коппола и Мартин Скорсезе. Обнаружив эту ленту, они пришли в восторг. Сейчас она выпущена большим тиражом, ее показывают во всех американских школах киноискусства. Да и на Кубе к ней теперь относятся лучше. У кубинцев есть прекрасная киношкола, которую организовал Габриэль Гарсиа Маркес, и там наш фильм тоже показывали. На Кубе я родился как кинематографист. Может быть, мой сценарий – не самое сильное место этой картины, но я счастлив, что помог сделать гениальную работу. Кстати, я собираюсь написать роман о Карибском кризисе. Сейчас вот закончу свою антологию русской поэзии и сяду за роман. Так уж сложилась моя судьба, что я знаю об этом столько, сколько, может быть, не знает никто другой.

− Есть ли у вас какие-нибудь новые, неожиданные впечатления от Кубы?
− Есть, и это касается живописи. Я всегда любил кубинскую живопись. А сейчас, после долгой реставрации, они открыли свой замечательный Национальный музей искусств, и это событие в их культурной жизни потрясло меня больше всего. Это выставочная площадка примерно таких же размеров, как наш Музей изобразительных искусств имени Пушкина. Из живописи они собрали все лучшее, и оказалось, что в стране есть чрезвычайно талантливые молодые художники. Даже несмотря на то, что некоторые художники уехали за границу. Думаю, самый лучший музей живописи во всей Латинской Америке – это именно гаванский. Удивительно, что, несмотря на политизированность, кубинская живопись сохранила свой лиризм, осталась свободной от той пролеткультовщины, которая была в свое время у нас. Музей производит колоссальное впечатление. Еще в 1960-е кубинские художники дарили мне свои картины – Рене Портокарреро, Рауль Миллан, Акоста Леон… Тогда они еще не считались классиками, а сейчас уже ими стали, им посвящены отдельные залы.

− Вы приобрели что-то новое для своей коллекции?
− Да. Когда я познакомился с молодым художником Эриком Рубио, я спросил его, у кого он учился. Он ответил, что у него есть художественное образование, но еще до всяких школ его с детства учила рисовать мама. Я познакомился и с ней, спросил, нельзя ли посмотреть ее картины. И когда я увидел одну из них, я просто обалдел. Конечно, художница сразу мне ее подарила. Кубинцы вообще талантливейший народ, и не только в живописи, но и в музыке, и в литературе.

− На каком этапе сейчас, кстати, строительство музея в Переделкино?
− Практически закончено. Я отвел под него часть собственной земли, и я сообщил Министерству культуры, что собираюсь подарить этот музей, пусть и небольшой, своей Родине, своему народу. Там есть Пикассо, Пиросмани, Сикейрос, Макс Эрнст, Жорж Брак, Хуан Миро, а также картины некоторых отечественных художников, например Олега Целкова и Михаила Шемякина. А на втором этаже будет литературная экспозиция, включающая, скажем, такой уникальный экспонат, как трость Марка Твена с документом, удостоверяющим ее подлинность. Ее мне подарила одна американская семья за стихотворение «Бабий Яр». Это люди из города Ганнибал, Марк Твен был старым другом их предков и перед смертью подарил друзьям тросточку из вишневого дерева. Я надеюсь открыть этот музей летом 2010 года к своему дню рождения, 18 июля.

Текст: Кирилл Решетников

Вам может быть интересно

Российские войска освободили Бердычи в ДНР
Темы дня

Одесса ждет от России справедливости за 2 мая

Десять лет назад столкновения между противниками и сторонниками Евромайдана привели к одной из самых трагических страниц в современной истории – пожару в одесском Доме профсоюзов. Жертвами тех событий стали десятки человек, сотни получили травмы. Организаторы и провокаторы массовых беспорядков до сих пор не наказаны. События в Одессе стали поворотным моментом не только для ополчения Донбасса, но и для всех участников Русской весны, в том числе в Харькове, Николаеве и Запорожье.

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Медведчук назвал организаторов и исполнителей трагедии в Одессе 2 мая 2014 года

Финский Fortum захотел отсудить у России миллиарды евро

Американский генерал призвал поощрять бежавших за рубеж украинцев к службе в ВСУ

Новости

Конфликт с участием мигрантов произошел в Чехове

Конфликт с поножовщиной с участием трех мигрантов из Средней Азии произошел в Чехове Московской области, сообщает подмосковный главк МВД.

Рогов: Освобождение Работино означает полное обнуление украинского «контрнаступа»

Российский флаг, поднятый над Работино, имеет очень важное символическое значение. Во время контрнаступления украинская пропаганда выставляла взятие этого села важным достижением. Теперь же можно говорить о полном обнулении этих якобы успехов, сказал газете ВЗГЛЯД лидер движения «Мы вместе с Россией» Владимир Рогов. Ранее над северными окраинами Работино был поднят флаг России.

Авиаэксперт усомнился в естественной смерти второго разоблачителя Boeing

Если следственные органы США захотят разобраться в этом деле, то все ответы найдут. Если не захотят, значит не найдут, – сказал газете ВЗГЛЯД главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров, комментируя внезапную смерть второго разоблачителя Boeing.

«Искандеры» уничтожили в Харьковской области две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

В Совфеде осудили заявление Латвии о разрешении Украине наносить удары по России

Рига пытается усилить свои позиции в преддверии выборов в Европарламент. Именно с этим связано заявление главы МИД Латвии о разрешении Киеву наносить удары по России, считает сенатор Андрей Климов. По его мнению, Москве стоит дать правовую оценку действиям западных политиков, которые передают Украине оружие и согласовывают атаки на РФ.

В Москве отрепетировали авиационную часть парада Победы

В столице состоялась репетиция авиационной части парада Победы, в ней участвовали самолеты оперативно-тактической авиации.

Мэр Тбилиси заявил о попытке хозяев оппозиции «повторить киевские спектакли» в столице Грузии

Радикальная оппозиция и их хозяева стараются устроить в Грузии события по типу Майдана, заявил генсек правящей «Грузинской мечты», мэр Тбилиси Каха Каладзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Продажи «Автоваза» взлетели на 65%

«Автоваз» продемонстрировал резкий рост продаж в апреле 2024 года, увеличив их на 64,8% по сравнению с апрелем 2023 года. Этот результат стал новым абсолютным максимумом компании с 2012 года, а общее число проданных автомобилей достигло 45,5 тыс. единиц.

Утвержден третий этап развития БАМа и Транссиба до 2035 года

Российское правительство одобрило запуск третьего этапа инвестиционного проекта по модернизации инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железных дорог до 2035 года, сообщил премьер-министр Михаил Мишустин на совещании с вице-премьерами.

Рар: Выставка трофеев на Поклонной горе наносит Западу идеологический удар

На выставке представлено свыше 30 образцов западной военной техники. США и ЕС не нравится, что их вооружение показывается в таком виде. Кроме того, это препятствует формированию выгодного для Запада образа конфликта на Украине, сказал газете ВЗГЛЯД германский политолог Александр Рар. Ранее представителям западных дипведомств разрешили проходить на выставку трофейной техники ВСУ вне очереди.

Кремль: Урегулирование по итогам конференции в Швейцарии без России невозможно

Так называемая мирная конференция по Украине в Швейцарии явно не нацелена на результат, поскольку без участия России говорить о серьезных ожиданиях нельзя, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

На Украине признали критическое положение в Часовом Яре

Ситуация в Часовом Яре на подконтрольной Киеву территории ДНР тяжелая, ближайшие две недели станут очень трудными для ВСУ, которые пытаются удержать город, заявил украинский обозреватель Кирилл Сазонов, который, по информации местных СМИ, сейчас воюет на этом направлении.
Мнения

Игорь Перминов: Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

Андрей Колесник: Немецкая философия подтверждает русскую правоту

Российская политика является политикой кантианских моральных принципов. В то время как Запад, породивший Канта, эти принципы предал.

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?