Культура

8 июня 2008, 13:19

Ростов Великий

Фото: symphonyfest.ru

На этой неделе « Третий Фестиваль симфонических оркестров мира», проходящий в Колонном зале Дома Союзов, показывал два оркестра, отечественный и европейский.

Россию представлял Ростовский симфонический оркестр и дирижер Юрий Ткаченко со Стравинским и Скрябиным. От сборной Европы дирижировал Лейф Сегерстам. Под его управлением Симфонический оркестр Шведского радио исполнил Дебюсси и Сибелиуса.

Важным концертом оказалось выступление виолончелистки Наталии Гутман и пианистки Элисо Вирсаладзе, исполнивших в Большом Зале Консерватории все виолончельные сонаты Бетховена.

Непровинциальная музыка

С национальными классиками, как с алкогольными напитками, должно действовать правило аутентичного вкуса

Регламент фестиваля предполагает выступление в программе одного провинциального российского оркестра. В прошлом году Уральский симфонический под управлением Дмитрия Лисса исполнял две симфонии Николая Мясковского . И надо сказать, что Второй Фестиваль запомнился именно этим мощным выступлением, а отнюдь не проходным концертом дирижера Риккардо Мути.

До сих пор выступление уральцев не стерлось из памяти, а теперь к нему добавилось сильное впечатление от выступления Ростовского симфонического. Программа фестиваля практически исчерпана, тем не менее, пока что самым сильным впечатлением от услышанного является впечатление от игры ростовчан.

Понятно, почему провинциальные оркестры выступают ярче заезжих знаменитостей, для которых московские концерты – обычные, рядовые гастроли. Для периферийных музыкантов возможность показать себя в столице – редкая и почётная. Поэтому программы составляются, репетируются и отыгрываются во всем блеске и великолепии сильных сторон.

Юрий Ткаченко дирижировал «Жар-птицей» Игоря Стравинского и Третьей Симфонией («Божественная поэма») Александра Скрябина с такой самоотдачей, что на бисы его уже не хватило.

Ростовчане оказались оркестром с грамотно сбалансированными группами, прирученной медью (а ее у Стравинского и, тем более, Скрябина множество превеликое) и пронзительными, прозрачными струнными.

Стравинский, с его множеством полутонов и переливов, россыпями оттенков был сыгран как какой-нибудь Дебюсси – с тонкостями нюансировок и плавными гармоничными переходами мизансцен, перетекавших одна в другую.

Скрябин звучал менее четко, но и тут хватило яркости и сочности – словно бы все люстры Колонного зала добавили света, работая на пределе возможностей. В середине «Божественной поэмы» возникло некоторое провисание, но оно выправилось к финалу, который накрыл зал своей нешуточной мощью.

Дома я переслушал запись «Жар-птицы», исполненной под управлением автора в 1961 году. Слушайте, ростовчане играли ничуть не хуже Стравинского, свежее и даже четче.

Выше уровня моря

Оркестр Шведского Радио составил тематическую программу. Ее открывала симфоническая поэма шведского композитора середины ХХ века Хуго Альфвена «Легенда скал», своей ритмичной покладистостью напоминающая рахманиновский «Остров мертвых».

Затем давали три симфонических эскиза Клода Дебюсси «Море» и, после перерыва, Вторую симфонию («Симфонию независимости») Яна Сибелиуса. Морские стихии у шведов вышли тёмными и холодными.

Несмотря на то, что Дебюсси писал свои этюды на юге Франции, Сегерстам прочитал их как картины северной природы, почти скандинавской и зело меланхоличной. Сегерстам гнал свой оркестр за линию горизонта, не особенно вникая в тонкости и оттенки Дебюсси, хорошо известные нам по эталонному исполнению «Пелиаса и Мелизанды» на премьере в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Возможно, с национальными классиками, как с алкогольными напитками, должно действовать правило аутентичного вкуса: ведь известно же, что напитки (особенно это касается вин) лучше всего звучат там, где они производились.

Вот заиграли шведы своего двоюродного Сибелиуса, и всё встало на свои места. И замерцало, и зазвучало, и внутреннее движение в музыке возникло, а к финалу и вовсе распустился медленно набухавший бутон невиданной красоты.

Бетховен-инь и Бетховен-ян

Вернувшись с концерта Наталии Гутман и Элисо Вирсаладзе, в котором они исполнили пять бетховенских сонат для виолончели с оркестром, я прослушал те же самые сонаты в исполнении Рихтера и Ростроповича, ремастеринг исполнения 1963 года, выпущенную «Филипс» к своему пятидесятилетию.

Захотелось прослушать второй раз, сравнить. Гутман и Вирсаладзе сами дают повод для сравнения хотя бы тем, что в обоих случаях запись делается однополым дуэтом.

Выходит, как у Павича, сначала мужская, а затем женская версии виолончельных сонат Бетховена со всеми вытекающими. На гендерные особенности исполнения накладывается специфика жанра слушанья – в одном случае на пластинке, вычищенной и зализанной, в другом – живого концертного исполнения. Сделаем поправку.

Кажется, что Вирсаладзе играла чуть быстрее Рихтера, а Гутман играла чуть медленнее Ростроповича. Если мужская версия безальтернативно выдвигает на первый план сочное и ровное звучание виолончели, когда фортепиано осознанно уходит на второй план, лишь несколькими скупыми мазками обозначая собственное присутствие (Рихтер играет сдержанно и отстранённо, с определенной долей меланхолии, этакий джентльмен, застёгнутый не только на все пуговицы, но и на верхний крючок сюртука), то в женской версии партия виолончели оказывается более прерывистой и рваной. Заглушаемая аккомпанементом, она если и не уходит с авансцены, то странным образом растворяется в фортепианных россыпях, превращаясь из солиста в вираж.

Вирсаладзе играет (против Рихтера и Гутман) более напористо и даже агрессивно. На её фоне Гутман кажется как бы постоянно сомневающейся, вопрощающей саму себя, идущей словно бы на цыпочках. Она играет, накладывая друг на друга густые мазки, словно бы намазывая ломоть плавленым сыром. Инструмент её, кажется, настроен на более низкий, чем у Ростроповича, тон; звук слегка простуженный, сиплый и словно бы под микроскопом: видна его многосоставность.

Гутман играет более тягуче, с некоторой протяжённостью тормозного пути, оставляющего след. Мужская версия оказывается более сдержанной и холёной.

Для Рихтера и Ростроповича исполнение пяти сонат сродни исполнению светского долга, в духе галантных празднеств, где не комильфо выказывать первородство бурлящее внутри. Игра здесь идёт по центру, по самой что ни на есть серединочке.

Женский вариант сонат Бетховена более амплитуден – между форте и пиано уже даже не размах, но разрыв. Виолончель и немного нервно – с разбрызгиванием энергии, которая слетает с кончика смычка свинцовыми каплями невидимого опыта-пота.

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

Путин об освобождении Северска: Сказал и сделал. Мужчина
Темы дня

Провальные британские бронемашины придется осваивать Украине

Россия должна «начинать беспокоиться», заявляют в Великобритании и намекают на то, что новейшие бронемашины «Аякс» могут быть переданы Украине. Однако на самом деле беспокоиться должно Минобороны Соединенного Королевства: выяснилось, что платформа «Аякс» является угрозой вовсе не для противника, а для экипажа этой бронемашины, и сам этот проект фактически позорным образом провалился.

Настоящие лидеры Европы находятся в России и США

Ведущие политики Европы на самом деле не являются главными игроками европейского континента. По крайней мере, такой парадоксальный вывод делают сами европейские СМИ, вынужденные признать, что на ЕС влияют прежде всего с Запада и Востока. В итоге рейтинг самых влиятельных людей Европы доказывает правоту и силу Москвы.

Рютте призвал Европу готовиться «сражаться с русскими»

Азаров: Я мог убедить Януковича подавить госпереворот силой

Обманутая мошенниками пианистка Адфельдт решила вернуть себе проданную квартиру

Новости

В Восточной Европе возмутились новой стратегией нацбезопасности США

Анализ публикаций СМИ и соцсетей показал преобладание негативных оценок новой стратегии нацбезопасности США в Польше, Чехии и Словакии, в отличие от Венгрии.

В Финляндии назвали причину перевооружения Европы

Перевооружение европейских стран вызвано не опасениями перед Россией, а неудачей Евросоюза на Украине, заявил финский политик Армандо Мема, член партии «Альянс свободы».

Актер Добронравов рассказал о желании дочерей связать жизнь с искусством

Актер Виктор Добронравов рассказал, что его дочери учатся в школе Сергея Казарновского и проявляют интерес к творческим профессиям.

Герасимов сообщил о ведении уличных боев за Гуляйполе

Начальник Генштаба ВС РФ Валерий Герасимов сообщил о штурме Гуляйполя и освобождении ряда населенных пунктов, включая Кучеровку и Куриловку, российскими военными.

Военных ВСУ после возвращения из самоволки начали отправлять в штурмовики

Украинские военные теперь не могут перевестись в желаемое подразделение после возвращения из самовольного оставления части (СОЧ), для них предусмотрен перевод в штурмовые части, пишут местные СМИ.

Глава правительства Болгарии объявил о досрочной отставке кабмина

Премьер-министр Болгарии Росен Желязков объявил о добровольной отставке правительства на фоне крупных акций протеста.

Путин объявил о введении семейной выплаты в дополнение к другим мерам поддержки

Президент России Владимир Путин объявил о новой мере поддержки семей с детьми, позволяющей получить возврат налога при доходе ниже полутора прожиточных минимумов.

Мерц сообщил о передаче Трампу предложения о территориальных уступках Украины

Канцлер Германии Фридрих Мерц заявил, что президенту США Дональду Трампу было представлено предложение о территориальных уступках Украины в рамках мирного урегулирования.

Грузия предложила Туркменистану свою территорию для транзита газа

Грузия готова содействовать Туркменистану в поставках газа через свою территорию, заявил премьер-министр Ираклий Кобахидзе, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Карлсон назвал Россию самым выгодным союзником для США

Американский журналист Такер Карлсон высказал мнение, что Россия могла бы быть самым близким и выгодным союзником для Соединенных Штатов.

Сенатор США Грэм призвал захватывать российские танкеры с нефтью

Американский сенатор Линдси Грэм (внесен в России в перечень террористов и экстремистов) предложил применять захват танкеров, как у побережья Венесуэлы, к российским судам из так называемого теневого флота.

Путин заявил об индексации на 7,6% страховых пенсий с 1 января

Страховые пенсии по старости для российских граждан с 1 января 2026 года увеличат на 7,6%, что превысит ожидаемые темпы инфляции, социальные пенсии будут проиндексированы с 1 апреля, заявил президент России Владимир Путин.
Мнения

Глеб Простаков: Цинизм США может сработать на благо России

Запад как коллективная сущность проиграл войну с Россией. Но Соединенные Штаты, отделив себя от «коллективного Запада» и сбросив европейский балласт, все еще намерены выйти из этой войны в статусе победителя или как минимум выгодоприобретателя.

Ирина Алкснис: Западные сказочники оказались в плену придуманного мира

История с российскими активами – это пример магического подхода к реальности: Россия побеждает на поле боя и добивается успеха в развитии, но Запад раскручивает тему, что Москва терпит поражение, а значит, должна платить – и ожидает, что реальность подстроится под его хотелки.

Игорь Мальцев: Евросоюз должен быть разрушен

Лучшее, что получилось у Евросоюза – это Шенгенское соглашение, которое когда-то значительно облегчило жизнь обычных людей. А больше – ничего. Все остальное – боль и катастрофа.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов