Культура

8 июня 2008, 13:19

Ростов Великий

Фото: symphonyfest.ru

На этой неделе « Третий Фестиваль симфонических оркестров мира», проходящий в Колонном зале Дома Союзов, показывал два оркестра, отечественный и европейский.

Россию представлял Ростовский симфонический оркестр и дирижер Юрий Ткаченко со Стравинским и Скрябиным. От сборной Европы дирижировал Лейф Сегерстам. Под его управлением Симфонический оркестр Шведского радио исполнил Дебюсси и Сибелиуса.

Важным концертом оказалось выступление виолончелистки Наталии Гутман и пианистки Элисо Вирсаладзе, исполнивших в Большом Зале Консерватории все виолончельные сонаты Бетховена.

Непровинциальная музыка

С национальными классиками, как с алкогольными напитками, должно действовать правило аутентичного вкуса

Регламент фестиваля предполагает выступление в программе одного провинциального российского оркестра. В прошлом году Уральский симфонический под управлением Дмитрия Лисса исполнял две симфонии Николая Мясковского . И надо сказать, что Второй Фестиваль запомнился именно этим мощным выступлением, а отнюдь не проходным концертом дирижера Риккардо Мути.

До сих пор выступление уральцев не стерлось из памяти, а теперь к нему добавилось сильное впечатление от выступления Ростовского симфонического. Программа фестиваля практически исчерпана, тем не менее, пока что самым сильным впечатлением от услышанного является впечатление от игры ростовчан.

Понятно, почему провинциальные оркестры выступают ярче заезжих знаменитостей, для которых московские концерты – обычные, рядовые гастроли. Для периферийных музыкантов возможность показать себя в столице – редкая и почётная. Поэтому программы составляются, репетируются и отыгрываются во всем блеске и великолепии сильных сторон.

Юрий Ткаченко дирижировал «Жар-птицей» Игоря Стравинского и Третьей Симфонией («Божественная поэма») Александра Скрябина с такой самоотдачей, что на бисы его уже не хватило.

Ростовчане оказались оркестром с грамотно сбалансированными группами, прирученной медью (а ее у Стравинского и, тем более, Скрябина множество превеликое) и пронзительными, прозрачными струнными.

Стравинский, с его множеством полутонов и переливов, россыпями оттенков был сыгран как какой-нибудь Дебюсси – с тонкостями нюансировок и плавными гармоничными переходами мизансцен, перетекавших одна в другую.

Скрябин звучал менее четко, но и тут хватило яркости и сочности – словно бы все люстры Колонного зала добавили света, работая на пределе возможностей. В середине «Божественной поэмы» возникло некоторое провисание, но оно выправилось к финалу, который накрыл зал своей нешуточной мощью.

Дома я переслушал запись «Жар-птицы», исполненной под управлением автора в 1961 году. Слушайте, ростовчане играли ничуть не хуже Стравинского, свежее и даже четче.

Выше уровня моря

Оркестр Шведского Радио составил тематическую программу. Ее открывала симфоническая поэма шведского композитора середины ХХ века Хуго Альфвена «Легенда скал», своей ритмичной покладистостью напоминающая рахманиновский «Остров мертвых».

Затем давали три симфонических эскиза Клода Дебюсси «Море» и, после перерыва, Вторую симфонию («Симфонию независимости») Яна Сибелиуса. Морские стихии у шведов вышли тёмными и холодными.

Несмотря на то, что Дебюсси писал свои этюды на юге Франции, Сегерстам прочитал их как картины северной природы, почти скандинавской и зело меланхоличной. Сегерстам гнал свой оркестр за линию горизонта, не особенно вникая в тонкости и оттенки Дебюсси, хорошо известные нам по эталонному исполнению «Пелиаса и Мелизанды» на премьере в Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко.

Возможно, с национальными классиками, как с алкогольными напитками, должно действовать правило аутентичного вкуса: ведь известно же, что напитки (особенно это касается вин) лучше всего звучат там, где они производились.

Вот заиграли шведы своего двоюродного Сибелиуса, и всё встало на свои места. И замерцало, и зазвучало, и внутреннее движение в музыке возникло, а к финалу и вовсе распустился медленно набухавший бутон невиданной красоты.

Бетховен-инь и Бетховен-ян

Вернувшись с концерта Наталии Гутман и Элисо Вирсаладзе, в котором они исполнили пять бетховенских сонат для виолончели с оркестром, я прослушал те же самые сонаты в исполнении Рихтера и Ростроповича, ремастеринг исполнения 1963 года, выпущенную «Филипс» к своему пятидесятилетию.

Захотелось прослушать второй раз, сравнить. Гутман и Вирсаладзе сами дают повод для сравнения хотя бы тем, что в обоих случаях запись делается однополым дуэтом.

Выходит, как у Павича, сначала мужская, а затем женская версии виолончельных сонат Бетховена со всеми вытекающими. На гендерные особенности исполнения накладывается специфика жанра слушанья – в одном случае на пластинке, вычищенной и зализанной, в другом – живого концертного исполнения. Сделаем поправку.

Кажется, что Вирсаладзе играла чуть быстрее Рихтера, а Гутман играла чуть медленнее Ростроповича. Если мужская версия безальтернативно выдвигает на первый план сочное и ровное звучание виолончели, когда фортепиано осознанно уходит на второй план, лишь несколькими скупыми мазками обозначая собственное присутствие (Рихтер играет сдержанно и отстранённо, с определенной долей меланхолии, этакий джентльмен, застёгнутый не только на все пуговицы, но и на верхний крючок сюртука), то в женской версии партия виолончели оказывается более прерывистой и рваной. Заглушаемая аккомпанементом, она если и не уходит с авансцены, то странным образом растворяется в фортепианных россыпях, превращаясь из солиста в вираж.

Вирсаладзе играет (против Рихтера и Гутман) более напористо и даже агрессивно. На её фоне Гутман кажется как бы постоянно сомневающейся, вопрощающей саму себя, идущей словно бы на цыпочках. Она играет, накладывая друг на друга густые мазки, словно бы намазывая ломоть плавленым сыром. Инструмент её, кажется, настроен на более низкий, чем у Ростроповича, тон; звук слегка простуженный, сиплый и словно бы под микроскопом: видна его многосоставность.

Гутман играет более тягуче, с некоторой протяжённостью тормозного пути, оставляющего след. Мужская версия оказывается более сдержанной и холёной.

Для Рихтера и Ростроповича исполнение пяти сонат сродни исполнению светского долга, в духе галантных празднеств, где не комильфо выказывать первородство бурлящее внутри. Игра здесь идёт по центру, по самой что ни на есть серединочке.

Женский вариант сонат Бетховена более амплитуден – между форте и пиано уже даже не размах, но разрыв. Виолончель и немного нервно – с разбрызгиванием энергии, которая слетает с кончика смычка свинцовыми каплями невидимого опыта-пота.

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

Кулеба раскрыл масштаб разрушений энергосистемы Украины
Темы дня

Выставка трофейной техники в Москве злит Запад

Выставка трофейной техники, открывшаяся 1 мая в Москве, не давала покоя западной прессе на протяжении всей минувшей недели. Иностранные аналитики утверждали, что так Россия пытается унизить НАТО. Российские эксперты уверены: на Поклонной горе граждане могут не только воочию увидеть успехи собственной армии, но и почувствовать сопричастность к будущей победе страны в СВО.

Американское ядерное оружие взрывает польское общество

В Минобороны Польши заявили, что уже подали заявку на участие в программе, которая позволит размещать на территории страны американское ядерное оружие. Между тем сама постановка такого вопроса расколола не только польское руководство, но и все польское общество. Кто и почему в Польше боится американских ядерных бомб?

Дипломатам США и Германии на выставке трофейной техники создали особые условия

Зеленского призвали наложить вето на закон о родственниках в России

Bloomberg: Конфликт на Украине переходит в решающую стадию

Новости

Москвичей предупредили об «арктическом вторжении»

Ведущий специалист центра погоды «Фобос» Евгений Тишковец предупредил жителей столицы об «арктическом вторжении», которое начнется в четверг.

Офицер ВС России рассказал о 28 днях в окружении ВСУ

Российский офицер с позывным «Змей» рассказал, как вместе с другими военнослужащими провел 28 дней в окружении украинской армии на Берховском водохранилище в Донецкой народной республике.

Forbes: 47-я бригада ВСУ потеряла 40 машин Bradley и сотни солдат

Серьезные потери несет 47-я механизированная бригада украинской армии, она потеряла 40 машин Bradley, пять танков Abrams и сотни солдат, заявил военный обозреватель Forbes Дэвид Экс.

В Харьковской области «Искандерами» уничтожены две РСЗО HIMARS

Расчет оперативного-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» российской группировки войск «Запад» уничтожил в Харьковской области две пусковые установки американской реактивной системы залпового огня HIMARS, предоставленные ВСУ.

Постпредство России при ЕС отреагировало на заявление о «нарушении» прав компаний

Заявления Евросоюза о том, что на российской территории якобы предпринимаются меры против работающих в России компаний, не соответствуют действительности, заявило постпредство России при ЕС.

На выставке трофейной техники показали редкий американский штурмовик

На выставке трофейной натовской техники в столице продемонстрировали редкую американскую штурмовую машину M1150, созданную на базе танка Abrams, ее удалось ослепить и захватить у поселка Бердычи в ДНР.

Запущена процедура отстранения спикера Палаты представителей США Джонсона

Республиканцы Марджори Тейлор-Грин и Томас Мэсси объявили о запуске процедуры отстранения спикера Палаты представителей Конгресса США Майка Джонсона от занимаемой должности.

Минобороны рассказало о подвиге раскрывшего засаду украинской ДРГ старшины

Подразделение ВС России под командованием старшины Владимира Бандака в зоне СВО раскрыло засаду украинских неонацистов и уничтожило эту диверсионно-разведывательную группу, выйдя из столкновения без потерь, сообщило Минобороны.

Рогов: В Работино поднят флаг России

Над населенным пунктом Работино в Запорожской области подняли российский флаг, заявил глава комиссии Общественной палаты по вопросам суверенитета и сопредседатель координационного совета по интеграции новых регионов Владимир Рогов.

В библиотеках Европы украли издания русских классиков на миллионы долларов

В европейских библиотеках начали исчезать редкие издания русской классической литературы, Европол начал расследование, сообщает New York Times

Госдеп назвал цель новых санкций против России

Очередные американские санкции против России должны подорвать российское производство энергии, в частности проект «Арктик СПГ – 2», заявил госдепартамент США.

РАПИ предупредила о скорой катастрофе в экономике Прибалтики

Прибалтика не способна вынести повышение военных расходов и ухудшение отношений с российской стороной, заявил президент Российской ассоциации прибалтийских исследований (РАПИ) Николай Межевич.
Мнения

Глеб Кузнецов: Поучительная история 1 мая

На 1 мая 1886 года была назначена всеобщая забастовка, которую предлагалось не прекращать, пока правительство не примет восьмичасовой рабочий день. Ответ был прост – рабочих начали бить.

Борис Акимов: Как лечить расстройство трудовой идентичности

Ожидается, что Россия в ближайшие годы будет испытывать дефицит кадров. Однако его не получится покрыть механически за счет трудовой миграции и ввоза низкоквалифицированной рабочей силы.

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?