Культура

3 июня 2008, 08:57

В поисках прозрачности

Фото: choir.ru

Лучшие концерты симфонической и камерной музыки приходятся на пик сезона. Всюду успеть невозможно, приходится выбирать. А тут еще при повышенной плотности филармонической жизни в Доме союзов открылся III Фестиваль симфонических оркестров мира. В прошлом году мы достаточно подробно рассказывали об этом важном мероприятии, в этом году надеемся писать о фестивале не меньше.

На его открытии выступил Бамбергский оркестр с Брамсом и Брукнером (о чем ниже), завтра ждем концерта Ростовского симфонического со Скрябиным и Стравинским. Встретимся в антракте!

Перголези, Моцарт, Шуберт

Малер особенно хорош и доступен там, где его устремления похожи на стилизаторские

Совместную программу Московского камерного хора и «Виртуозов Москвы» выстроили в обратной временной перспективе – начали со Второй мессы Шуберта, продолжили моцартовским мотетом «Exsultate, jubilate» для сопрано и камерного оркестра, закончили, после антракта, полнометражной «Stabat Mater» Джованни Баттиста Перголези.

Дирижер Владимир Минин. Начали с хрустальной шубертовской ясности, достигая иного уровня прозрачности в небольшой моцартовской пьесе, где развернула красоты своей техничности сопрано Альбина Шагимуратова.

Концерт и вышел весь про поиски прозрачности звучания, осуществляемого через музыку разных эпох и разных композиторов. Барокко, классицизм и романтики создавали опусы с разным соотношением чистоты и тайны. Казалось бы, у Шуберта, погрязшего в двоемирии и эскапизме, прозрачность должна отсутствовать напрочь, ан нет, именно по-ангельски красивая и простая месса оказалась оптимально очищенной от всего лишнего, личного.

Оказалось, что человеческий голос (хор и солисты – бас Дмитрия Белосельского, тенор Бориса Молчанова и меццо-сопрано Олеси Петровой) в пьесах Шуберта и, затем, Перголези оказывается главным проводником чистоты, идеального, очищенного звучания, которое музыка лишь обрамляет, оттеняет плотностью и насыщенностью звука, едва ли не материальной.

Шуберт звучал стилистической нормой, точкой отсчета. Барочные изгибы Перголези и Моцарта выглядели стилизацией – вы видели новый фасад гостиницы «Москва»? Отчего он кажется каким-то игрушечным и мелкоскопическим? Казалось бы, воспроизвели особенности подлинника в масштабе 1:1, ан нет, на фоне отреставрированного Кремля и окрестностей новая «Москва» выглядит еще одним павильоном столичного Диснейленда. Отчего так?

Только в Шуберте казалось возможным достичь мгновений полной отрешенности и соединения с видениями, порождаемыми музыкой, – как если за спиной у тебя парашют, ты только что приземлился, ударился о землю и тебя все еще оттаскивает инерцией полета назад и чуть вверх.

Такое вот двоемирие – когда разрываешься между переключением фар дальнего видения, когда смотришь и ничего не видишь, и тем, что вокруг; тем, что требует сфокусировать зрение, совпасть с ситуацией симфонического концерта и своим собственным сознанием, – зрители, звонки мобильных, скрип кресел в ложе и соседская девочка, теребящая в руках игрушечную сумочку.

Очень хотелось сказать ей, что сумочка мешает ей слушать, когда звучит Моцарт, руки должны быть свободными. Ведь они, ладони, тоже слушают. Должны слышать.

Брукнер, Малер

Немецкий оркестр исполнял немецкую музыку совершенно по-немецки (фото: symphonyfest.ru)

Брукнеровские мотеты, исполненные в БЗК на следующий день Государственной академической симфонической капеллой России (худрук и дирижер Валерий Полянский), являлись словно бы продолжением перспективы, намеченной накануне.

Антон Брукнер многим обязан и Шуберту, и Моцарту. Его небольшие хоровые пьесы, написанные в разные годы, оказываются объединенными в цикл, что и Stabat Mater, «отражают верования Брукнера – преданного католика» (из буклета).

Хоровое пение Брукнер решает как симфоническое, средствами, более подходящими для создания оркестровых произведений, из-за чего капелла звучит изысканно и разнообразно. И когда начинает звучать орган, возникает еще одна, дополнительная плоскость-рама. Аккуратная и тактичная работа, состоящая словно бы из слайдов, из музыкальной нарезки, когда невозможно воспарить – только ты начинаешь разгоняться во внутреннем движении, а мотет уже исчерпался, закончился и нужно разгоняться наново. Дирижер берет паузу, дает сигнал и – о чудо! – «уста праведника изрекают премудрость, и язык его говорит истину. Закон Бога его в сердце его. И не преткнуться стопы его. Аллилуйя!»

После перерыва звучит Пятая симфония Густава Малера, интерпретации которой выпекаются постоянно. Нынешняя оказалась тяжеловесной и осадистой, похожей на медленно погружающийся в пучину морскую «Титаник». Когда большая часть железного айсберга исчезла под водой, ну или за линией горизонта, продолжая звучать оттуда, из невидимой параллельности.

Полянский со товарищи попробовали найти прозрачность во внутренних озерах Пятой. Причем не только в кружевном и постоянно будто бы испаряющемся адажиетто (четвертая часть Пятой стала отдельным шлягером не только из-за использования Висконти в «Смерти в Венеции»), но и на случающихся внутри скерцо и рондо-финале солнечных опушках, очищенных от меди.

Малер особенно хорош и доступен там, где его устремления похожи на стилизаторские; там, где он забывает про звуковые и духоборческие эксперименты и накидывает несколько абзацев чистого, льющегося растительным маслом смычкового звучания.

Ради этих эпизодов ему можно простить весь модернистский пафос и ледяные изломы, загромождающие вход на территорию безмятежности и гармонии.

Брамс и Брукнер

Дело в том, что III Фестиваль симфонических оркестров мира открылсяконцертом Бамбергского симфонического оркестра из Германии (дирижер Джонатан Нотт). Давали Вторую Брамса и Третью Брукнера.

Немецкий оркестр исполнял немецкую музыку совершенно по-немецки: четко, точно, сыгранно. Русские оркестранты ищут и находят разные степени прозрачности, так вот у Бамбергского оркестра этого чистого вещества более чем достаточно.

Сыгранность разных групп, правильно расставленные приоритеты и акценты (смычковые стремятся ввысь, медь толчется и раздувает ноздри внизу, под ногами) дают идеальный контур произведения, музыку per se. Прозрачность сопротивляется интерпретации: «золотистого меда струя из бутылки текла», пока не вытекла вся, разливаясь патокой общих мест. Караяновская гладкопись идеально ложится на романтический канон, столь последовательно осуществленный Брамсом.

Однако во втором отделении, где давали Третью Брукнера (у нас широкую известность получило адажио из этой симфонии, интерпретированное Геннадием Рождественским), немецкий, караяновский мейнстрим оказался важной составляющей «тихих» эпизодов, чья гладкопись противопоставляется апокалиптичности «громких» вставных «новелл».

У Брукнера же симфонии, как правило, делятся на чередование лиричных отрывков, прерываемых и обрываемых ощетинившейся, ощерившейся медью, вставшей на дыбы столпами ослепительного, надмирного света.

Прирученная и посаженная на цепочку медь в «громких» эпизодах очень точно передавала предвестие Страшного суда.

Заусеницы и шероховатости пафосных вертикалей оказались контрастны и перпендикулярны залакированным смычковым, как если «верх» и «низ» брукнеровской симфонии, «громкая» и «тихая» составляющие Третьей существуют в разных агрегатных состояниях или исполнены в разных техниках.

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

Более 90 дронов ВСУ сбиты над регионами России за три вечерних часа
Темы дня

У России есть интеллектуальный ответ на бессрочную заморозку активов в ЕС

Евросовет ввел бессрочную заморозку российских суверенных активов, что позволяет Брюсселю не продлевать ее каждые полгода. Сама по себе бессрочная блокировка не является окончательной конфискацией, но механизм изъятия активов Европа намерена обсудить на предстоящем саммите. Впрочем, в ответ на подобное решение ЕС у России есть целый набор действенных мер, в том числе связанных с интеллектуальной собственностью.

Цены на газ загоняют руководство США в политическую ловушку

Крупная политическая ставка, которую в свое время сделал президент США Дональд Трамп, внезапно поставлена под сомнение – и все из-за резкого роста цен на энергоносители для американского бизнеса и населения. Почему это происходит и чем грозит в итоге не только Трампу, но и амбициозному американскому проекту искусственного интеллекта?

Захарова порекомендовала ЕС выйти из ООН

На Украине решили расформировать иностранные легионы

В Финляндии завели уголовное дело на Грету Тунберг

Новости

Юрист: За гирлянду на фасаде дома предусмотрен штраф до 15 тыс. рублей

Штраф от 5 до 15 тысяч рублей может грозить россиянам за размещение новогодней гирлянды на фасаде дома, окнах или подъездах, если они нарушат требования пожарной безопасности, рассказал член комиссии ОП РФ по общественной экспертизе законопроектов и иных нормативных актов Евгений Машаров.

Чешский премьер Бабиш: Прага не будет финансировать Киев

Чешская сторона не собирается брать на себя обязательства по финансированию киевского режима, сообщил чешский премьер-министр Андрей Бабиш.

Роснано подало иск к Чубайсу

Группа Роснано потребовала взыскать почти 12 млрд рублей убытков с экс-руководства, в том числе, Анатолия Чубайса, из-за неудавшегося проекта Crocus и потери инвестиций.

ВСУ попытались прорваться в Красноармейск на мотоциклах

Украинские штурмовики предприняли попытку прорыва на северную окраину города Красноармейск (укр. название Покровск), но не преуспели, сообщили в Минобороны.

ВС России поразили подразделения девяти бригад и полков ВСУ в Запорожской области

Российские группировки войск «Днепр» и «Восток» нанесли поражение подразделениям девяти бригад и полков Вооруженных сил Украины в Запорожской области, сообщил губернатор региона Евгений Балицкий.

Фицо: Запад побежит восстанавливать отношения с Россией после окончания СВО

Премьер Словакии Роберт Фицо выразил мнение, что западные государства поспешат наладить отношения с Россией сразу после окончания конфликта на Украине.

Умер петербургский художник Геннадий Устюгов

Известный представитель искусства Геннадий Устюгов ушел из жизни в возрасте 88 лет, оставив значительный след в российской культуре.

ВСУ отправили на штурм Купянска до четырех тыс. бывших заключенных

Руководство украинской армии направило на штурм города Купянск в Харьковской области до четырех тыс. бывших заключенных, причем они оснащены тяжелой техникой.

США решили снять санкции с белорусского калия

В соответствии с указаниями президента США Дональда Трампа снимаются санкции с белорусского калия, заявил спецпредставитель США по Белоруссии Джон Коул.

Лукашенко помиловал осужденных за шпионаж и экстремизм иностранцев

Белорусский президент Александр Лукашенко принял решение о помиловании 123 иностранцев на основании достигнутых договоренностей с президентом США Дональдом Трампом.

МИД пообещал скорый ответ на блокировку ЕС активов России

Распоряжение активами России без согласия страны, включая блокировку или попытки представить изъятие как репарации, нарушает международное право, ответные шаги Москвы на блокировку не заставят себя ждать, заявила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Экс-адвокат Обамы и Клинтона подал в суд на Трампа за перестройку Белого дома

Американская некоммерческая организация National Trust for Historic Preservation подала иск в федеральный суд, требуя приостановить строительство нового бального зала в Белом доме, инициированное президентом США Дональдом Трампом. Одним из адвокатов истцов выступает бывший юрист экс-президентов Барака Обамы и Билла Клинтона.
Мнения

Владимир Можегов: Почему Пушкин не стал декабристом

Мы говорим «декабристы», подразумеваем – «Пушкин». Конечно же, нет. Эту чушь придумали большевики. На самом деле, между декабризмом и Пушкиным – пропасть.

Геворг Мирзаян: США вынуждено играют в «Ключевую пятерку»

Хозяин Белого дома решил, что лучше не бороться с неизбежным, а попытаться организовать переформатирование мира по своим правилам, в рамках «Ключевой пятерки».

Антон Крылов: Как долго будет разлагаться Евросоюз

Оторванность европейских политиков от реального мира выглядит, конечно, упадочно и наводит на мысль о скором финале евросоюзного проекта, но не будем забывать, что советские СМИ десятилетиями писали о загнивающем Западе.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов