Культура

3 июня 2008, 08:57

В поисках прозрачности

Фото: choir.ru

Лучшие концерты симфонической и камерной музыки приходятся на пик сезона. Всюду успеть невозможно, приходится выбирать. А тут еще при повышенной плотности филармонической жизни в Доме союзов открылся III Фестиваль симфонических оркестров мира. В прошлом году мы достаточно подробно рассказывали об этом важном мероприятии, в этом году надеемся писать о фестивале не меньше.

На его открытии выступил Бамбергский оркестр с Брамсом и Брукнером (о чем ниже), завтра ждем концерта Ростовского симфонического со Скрябиным и Стравинским. Встретимся в антракте!

Перголези, Моцарт, Шуберт

Малер особенно хорош и доступен там, где его устремления похожи на стилизаторские

Совместную программу Московского камерного хора и «Виртуозов Москвы» выстроили в обратной временной перспективе – начали со Второй мессы Шуберта, продолжили моцартовским мотетом «Exsultate, jubilate» для сопрано и камерного оркестра, закончили, после антракта, полнометражной «Stabat Mater» Джованни Баттиста Перголези.

Дирижер Владимир Минин. Начали с хрустальной шубертовской ясности, достигая иного уровня прозрачности в небольшой моцартовской пьесе, где развернула красоты своей техничности сопрано Альбина Шагимуратова.

Концерт и вышел весь про поиски прозрачности звучания, осуществляемого через музыку разных эпох и разных композиторов. Барокко, классицизм и романтики создавали опусы с разным соотношением чистоты и тайны. Казалось бы, у Шуберта, погрязшего в двоемирии и эскапизме, прозрачность должна отсутствовать напрочь, ан нет, именно по-ангельски красивая и простая месса оказалась оптимально очищенной от всего лишнего, личного.

Оказалось, что человеческий голос (хор и солисты – бас Дмитрия Белосельского, тенор Бориса Молчанова и меццо-сопрано Олеси Петровой) в пьесах Шуберта и, затем, Перголези оказывается главным проводником чистоты, идеального, очищенного звучания, которое музыка лишь обрамляет, оттеняет плотностью и насыщенностью звука, едва ли не материальной.

Шуберт звучал стилистической нормой, точкой отсчета. Барочные изгибы Перголези и Моцарта выглядели стилизацией – вы видели новый фасад гостиницы «Москва»? Отчего он кажется каким-то игрушечным и мелкоскопическим? Казалось бы, воспроизвели особенности подлинника в масштабе 1:1, ан нет, на фоне отреставрированного Кремля и окрестностей новая «Москва» выглядит еще одним павильоном столичного Диснейленда. Отчего так?

Только в Шуберте казалось возможным достичь мгновений полной отрешенности и соединения с видениями, порождаемыми музыкой, – как если за спиной у тебя парашют, ты только что приземлился, ударился о землю и тебя все еще оттаскивает инерцией полета назад и чуть вверх.

Такое вот двоемирие – когда разрываешься между переключением фар дальнего видения, когда смотришь и ничего не видишь, и тем, что вокруг; тем, что требует сфокусировать зрение, совпасть с ситуацией симфонического концерта и своим собственным сознанием, – зрители, звонки мобильных, скрип кресел в ложе и соседская девочка, теребящая в руках игрушечную сумочку.

Очень хотелось сказать ей, что сумочка мешает ей слушать, когда звучит Моцарт, руки должны быть свободными. Ведь они, ладони, тоже слушают. Должны слышать.

Брукнер, Малер

Немецкий оркестр исполнял немецкую музыку совершенно по-немецки (фото: symphonyfest.ru)

Брукнеровские мотеты, исполненные в БЗК на следующий день Государственной академической симфонической капеллой России (худрук и дирижер Валерий Полянский), являлись словно бы продолжением перспективы, намеченной накануне.

Антон Брукнер многим обязан и Шуберту, и Моцарту. Его небольшие хоровые пьесы, написанные в разные годы, оказываются объединенными в цикл, что и Stabat Mater, «отражают верования Брукнера – преданного католика» (из буклета).

Хоровое пение Брукнер решает как симфоническое, средствами, более подходящими для создания оркестровых произведений, из-за чего капелла звучит изысканно и разнообразно. И когда начинает звучать орган, возникает еще одна, дополнительная плоскость-рама. Аккуратная и тактичная работа, состоящая словно бы из слайдов, из музыкальной нарезки, когда невозможно воспарить – только ты начинаешь разгоняться во внутреннем движении, а мотет уже исчерпался, закончился и нужно разгоняться наново. Дирижер берет паузу, дает сигнал и – о чудо! – «уста праведника изрекают премудрость, и язык его говорит истину. Закон Бога его в сердце его. И не преткнуться стопы его. Аллилуйя!»

После перерыва звучит Пятая симфония Густава Малера, интерпретации которой выпекаются постоянно. Нынешняя оказалась тяжеловесной и осадистой, похожей на медленно погружающийся в пучину морскую «Титаник». Когда большая часть железного айсберга исчезла под водой, ну или за линией горизонта, продолжая звучать оттуда, из невидимой параллельности.

Полянский со товарищи попробовали найти прозрачность во внутренних озерах Пятой. Причем не только в кружевном и постоянно будто бы испаряющемся адажиетто (четвертая часть Пятой стала отдельным шлягером не только из-за использования Висконти в «Смерти в Венеции»), но и на случающихся внутри скерцо и рондо-финале солнечных опушках, очищенных от меди.

Малер особенно хорош и доступен там, где его устремления похожи на стилизаторские; там, где он забывает про звуковые и духоборческие эксперименты и накидывает несколько абзацев чистого, льющегося растительным маслом смычкового звучания.

Ради этих эпизодов ему можно простить весь модернистский пафос и ледяные изломы, загромождающие вход на территорию безмятежности и гармонии.

Брамс и Брукнер

Дело в том, что III Фестиваль симфонических оркестров мира открылсяконцертом Бамбергского симфонического оркестра из Германии (дирижер Джонатан Нотт). Давали Вторую Брамса и Третью Брукнера.

Немецкий оркестр исполнял немецкую музыку совершенно по-немецки: четко, точно, сыгранно. Русские оркестранты ищут и находят разные степени прозрачности, так вот у Бамбергского оркестра этого чистого вещества более чем достаточно.

Сыгранность разных групп, правильно расставленные приоритеты и акценты (смычковые стремятся ввысь, медь толчется и раздувает ноздри внизу, под ногами) дают идеальный контур произведения, музыку per se. Прозрачность сопротивляется интерпретации: «золотистого меда струя из бутылки текла», пока не вытекла вся, разливаясь патокой общих мест. Караяновская гладкопись идеально ложится на романтический канон, столь последовательно осуществленный Брамсом.

Однако во втором отделении, где давали Третью Брукнера (у нас широкую известность получило адажио из этой симфонии, интерпретированное Геннадием Рождественским), немецкий, караяновский мейнстрим оказался важной составляющей «тихих» эпизодов, чья гладкопись противопоставляется апокалиптичности «громких» вставных «новелл».

У Брукнера же симфонии, как правило, делятся на чередование лиричных отрывков, прерываемых и обрываемых ощетинившейся, ощерившейся медью, вставшей на дыбы столпами ослепительного, надмирного света.

Прирученная и посаженная на цепочку медь в «громких» эпизодах очень точно передавала предвестие Страшного суда.

Заусеницы и шероховатости пафосных вертикалей оказались контрастны и перпендикулярны залакированным смычковым, как если «верх» и «низ» брукнеровской симфонии, «громкая» и «тихая» составляющие Третьей существуют в разных агрегатных состояниях или исполнены в разных техниках.

Текст: Дмитрий Бавильский

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?