Обзор этих фильмов – в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.
«Короткие истории» (5 июня, четверг, НТВ, 00.45) – 10/10
Можно сколь угодно сокрушаться о падении нравов, но, раз публика смотрит эти передачи, они ей интересны
Зритель привык к фильмам, в которых разные сюжетные линии находятся в сложном взаимопересечении. События, происходящие на одном плане, влияют на судьбы героев, отдаленных от них реальными километрами или световыми годами социального статуса (назовем почти наугад поздние фильмы Отара Иоселиани, «Магнолия» Пола Томаса Андерсона, «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту).
Одним из пионеров этого своеобразного жанра был замечательный режиссер Роберт Олтман («МЭШ», «Игрок», «Готовое платье», «Доктор Т. и его женщины»). Несмотря на называние (которое переводится еще и как «Короткий монтаж»), фильм идет больше трех часов, сплетая в прихотливый узор истории 9 семей. Это один из главных фильмов Олтмана и одна из самых знаковых лент мирового кинематографа, фильм взял главный приз на Венецианском кинофестивале в 1993 году.
«Загадочное убийство в Манхэттене» (7 июня, суббота, СТС, 00.00) – 8/10
Фильм Вуди Аллена, снятый в 1993 году. В главных ролях Вуди Аллен и Дайан Китон. Собственно, женская роль первоначально предназначалась Мии Ферроу, но после ее разрыва с Алленом досталась Дайан Китон.
Вместо лирической комедии или комедийной мелодрамы перед нами изящный детектив, цитирующий то классический нуар, то знакомые каждому американцу с младых ногтей фильмы Хичкока (когда в автобусе появляется оживший «мертвеца», зритель наверняка заметит надпись «Vertigo» на этом средстве передвижения – так назывался классический фильм мастера саспенса с таким же поворотом сюжета).
Расследование таинственного убийства осложняется параноидальными наклонностями главной героини, диким сумбуром личных и социальных отношений, ревностью и запоздалой нежностью, ожившими трупами и сатирой на средний класс.
«Свой человек» (8 июня, воскресенье, ТВ 3, 00.00) – 8/10
Кадр из фильма «Свой человек» |
Фильм Майкла Манна («Али», «Схватка»), снятый в 1999 году. Оригинальное название фильма – «Insider», тот, кто видит ситуацию изнутри. Таким человеком становится герой картины, которого играет Рассел Кроу, топ-менеджер крупной табачной компании, который посмел иметь собственное мнение и оспорил этические моменты производства.
Вездесущий журналист (его играет Аль Пачино) предлагает ему поделиться с публикой закрытой информацией, но бывшие хозяева пытаются этому воспрепятствовать, по очереди нажимая на ключевые кнопки – семья, безопасность, положение в обществе. Верность корпоративной этике сродни скрепленным кровью договорам.
Моральная дилемма, перед которой стоит герой фильма, становится неожиданно актуальной и для наших широт, учитывая то и дело всплывающие в прессе скандальные факты о недоброкачественной продукции, будь то еда, напитки или лекарства.
Майкл Манн знает, как удержать зрительское внимание, независимо от того, в каком жанре он работает, будь то триллер («Схватка»), байопик («Али») или социальная драма «Свой человек». Фильм основан на реальных событиях – статье «Человек, который слишком много знал» из журнала Vanity Fair.
«Второй хор» (3 июня, вторник, «Культура», 10.50) – 7/10
Фильм Генри Поттера, поставленный в 1940 году. Это типичная музыкальная комедия, интересная прежде всего тем, что в ней заняты знаменитый Фред Астер и Полетт Годдар.
Незамысловатая история о двух музыкантах, которые влюблены в одну девушку, служит лишь обрамлением роскошных музыкальных номеров. Фред Астер, столь непохожий на голливудскую звезду, сознательно эксплуатирует свою внешнюю непрезентабельность, преображаясь во время танца и демонстрируя идеальную пластику.
Полетт Годдар, дебютировавшая в кино в 13-летнем возрасте, известна зрителям по чаплинским фильмам «Новые времена» и «Великий диктатор». Они тайно поженились с Чаплином в 1936 году, но к выходу «Второго хора» отношения были почти исчерпаны и Годдар искала себя в новых жанрах.
«Что случилось с Бэби Джейн?» (8 июня, воскресенье, «Культура», 22.55) – 7/10
Фильм Роберта Олдрича, снятый в 1962 году по роману Генри Фаррелла. Главная приманка фильма – участие в нем двух актрис, кинодив 30-х и 40-х Бетт Дэвис («Иезавель», «Все о Еве») и Джоан Кроуфорд («Гранд-отель»). Играют они, как это ни забавно, стареющих актрис, которые друг друга терпеть не могут.
Однако перед нами не комедия или мелодрама, а самый настоящий триллер в духе Хичкока. Актерское и человеческое соперничество, взаимное насилие, финансовые и интимные интриги – все это есть в фильме в избытке. А смотреть на реальное состязание двух знаменитых актрис – одно удовольствие.
«Викторина» (8 июня, воскресенье, Первый канал, 02.00) – 7/10
Роберт Редфорд, голливудский красавец 70-х («Буч Кэссиди и Санденс Кид», «Афера», «Три дня кондора»), подался в режиссеры.
Его четвертый фильм «Викторина» снят в 1994 году по книге Ричарда Гудвина «Вспоминая Америку».
Лента посвящена изнанке столь популярных во всем мире коммерческих телешоу. Можно сколь угодно сокрушаться о падении нравов, но, раз публика смотрит эти передачи, они ей интересны. И не в последнюю очередь этот интерес связан с азартом.
Как делается викторина, насколько перед нами живое действие, а насколько тщательно срежиссированный спектакль и рассказывает фильм.
В главной роли снялся Джон Туртурро, а в эпизодах мелькнут Барри Левинсон и Мартин Скорсезе.