Публика, тем не менее, выразила удовольствие, сформировав наконец-то «средний класс» потребителей околоджазовых фестивалей open-air.
Джаз сквозь пластик
Большую часть пространства заполняют собой новички с глазами, пламенными от того, что их в принципе позвали на это знаменитое действо
Главное, что сделало в этом году агентство «АртМания», которое является устроителем фестиваля на протяжении пяти лет, – это «заходное» выступление новичков в первый фестивальный день.
Впервые «Усадьба. Джаз» проходила не в два, а в три дня. И именно в этот дополнительный промежуток концертного времени на главной площадке в «Партере» выступили финалисты большого конкурса, в котором задолго до фестиваля участвовали десятки никому не известных молодых исполнителей.
Их «сборник» и заполнил собой «День России» в календаре фестиваля. Нельзя сказать, что таким образом публика узнала имена новых Хэнкоков или Кобэмов. Просто ребята получили уникальную возможность почувствовать себя ими. Что очень важно.
Кстати, сам Билли Кобэм – один из лучших джазовых барабанщиков мира – тоже в очередной раз приехал в Москву. Однако уже складывается ощущение, будто он и не уезжал из российской столицы.
Он, конечно же, отменно сыграл с Алексом Ростоцким, но этим уже вряд ли можно было сильно удивить ту публику, что который год подряд приезжает в начале лета в Архангельское послушать джаз. Из чего можно сделать только один вывод – эти люди едут в Подмосковье не за звездами.
Видимо, есть в людях какая-то потребность в этих open-air событиях. В этих пледиках на траве и вине с сыром в плетеных корзинках. Впрочем, вино в этот раз почему-то снова не разрешали проносить «в стекле». Есть подозрения, что «джаз сквозь пластик» – это уже такая многолетняя традиция «Усадьбы. Джаз», которую кто-то хочет сохранять для потомков.
Так вот, несмотря на всю эту специфику организации и отсутствие новых звезд на фестивале, люди уже который год подряд выстраиваются рядом с усадьбой в километровые очереди за билетами; рискуя застрять с пивными животами – лезут сквозь потайные дыры в решетках.
И все эти подвиги лишь для того, чтобы прогуляться от площадки к площадке, съев шашлыка и «накатив на грудь» из пластикового стаканчика. Нужен ли в качестве «саундтрека» к этому действию серьезный джаз? Вряд ли.
Музыка для масс
Ориентир на «средний класс», как в музыке, так и в публике, возможно, станет рецептом успеха этого фестиваля (фото: Михаил Довженко) |
Артемий Троицкий, сам того не предполагая, наверное, обозначил этой фразой общую тенденцию развития «Усадьбы. Джаз» в Архангельском. Там всё меньше играют «музыку толстых», в этом году там не удивляли новыми звездами.
Зато в этом музыкальном уголке Подмосковья, кажется, сформировался хороший такой «средний класс» слушателей и музыкантов, который и составляет ядро любого хорошего фестиваля open-air.
В конце концов, на две недели музыкального фестиваля в Монтрё мировых звезд тоже набирается – раз-два и обчелся. Большую часть пространства заполняют собой новички с глазами, пламенными от того, что их в принципе позвали на это знаменитое действо.
Ну, примерно, такие новички, которые выступили на «Усадьбе. Джаз» в первый день. А ориентир организаторов «Усадьбы» на Монтрё с каждым годом все очевиднее. В это лето дизайн обновленного сайта фестиваля – и тот сильно напоминал швейцарский вариант.
– Я много раз была на этом фестивале и вижу, как он меняется, – рассказывает газете ВЗГЛЯД известный юрист Полина Левина. – С точки зрения обычного любителя джаза, «Усадьба» с каждым годом предлагает всё меньше сюрпризов. Так что приезжаю я сюда только ради хорошей компании. Но то, что такое явление есть в московской жизни, – в любом случае хорошо.
– Мы очень рады тому, что уже во второй раз играем на этом фестивале, – рассказал газете ВЗГЛЯД музыкант Алексей Станков. – То, что здесь не так много мировых звезд, а наоборот, сплошь и рядом наши земляки из Питера, не делает это событие для нас менее интересным. Здесь главное – атмосфера. Если бы у нас в Санкт-Петербурге было бы хоть что-то похожее, мы были бы счастливы.
Цыганский джаз в исполнении Swing Couture – это действительно тот самый здоровый мейнстрим фестиваля, который всегда нравится публике. Ведь здоровая публика вряд ли захочет сосчитать, сколько же нот в минуту играет гитарный виртуоз Фредерик Белинский.
И, скорее, с большим удовольствием послушает на той же площадке молодых ребят из Казани – Jukebox Trio, которые тоже добавили в этом году мейнстрима в свою программу – еще одного человека и максимум песен из столь знакомого всем репертуара The Beatles.
Так что ориентир на «средний класс», как в музыке, так и в публике, возможно, станет рецептом успеха этого фестиваля в ближайшие пять лет. Главное, научиться подавать его все-таки «в стекле», а не «в пластике».
* Признан(а) в РФ иностранным агентом