Обзор лучших фильмов недели – в традиционной рубрике газеты ВЗГЛЯД.
«Госфорд Парк» (16 июня, понедельник, Россия, 02.20) – 9/10
Идеалист- государственник – очень опасное сочетание. Особенно если он имеет отношение к внешней разведке
Одна из лучших картин нового века, фильм Роберта Олтмена, снятый в 2001 году, первая его лента, снятая в Англии и с английскими актерами – особо отметим, самыми знаменитыми.
Это не прихоть, ведь фильм об Англии и англичанах с их неизбежными аристократами и эксцентричными привычками. Это ретро-картина, действие происходит в 1932 году в поместье, название которого послужило названием фильма. К хозяину съезжаются гости, в результате на одного из живых становится меньше. Олтмен мастерски строит своеобразный универсум аристократической, буржуазной и богемной среды и очень тщательно, но с иронической отстраненностью его декорирует.
Сюжет заваливается то в детектив, то в комедию, но что бы Олтмен ни снимал, это всегда больше, чем «просто кино», о котором забываешь через год после выхода («Короткий монтаж», «Игрок»). В данном случае перед нами игра в стилизацию, в ту Англию, которая была и которой не стало. Чай в четыре, ужин в восемь, убийство в полночь.
Кадр из фильма «Битл Джус» (фото:imdb.com) |
Фильм Тима Бартона, снятый в 1988 году. Главный «готический» режиссер современности набирает силу в одной из своих ранних лент. Сюжет, как обычно у Бартона, слегка ироничен, что позволяет режиссеру отстраниться от атмосферы «ужастика», хотя в наиболее драматические моменты этот прием срабатывает сильнее, нежели в том случае, если бы перед нами был типовой образчик жанра.
Супруги погибли в автокатастрофе и стали призраками. В их дом вселяются неприятные жильцы, которые мешают потусторонней идиллии. На помощь приходит дух по имени Битл Джус (Жучиный сок), который должен изгнать «захватчиков». Режиссерский темперамент Бартона идеален для выбранного им жанра. Как ребенок, он забавляется со спецэффектами, игрой света и киношными штампами. Фильм настолько хорош в своей избыточности, что напоминает бриллиантовую упаковку для какой-нибудь одноразовой фигни.
«Римская весна миссис Стоун» (21 июня, суббота, НТВ, 01.45) – 8/10
Фильм Хосе Куинтеро, снятый в 1961 году. Режиссер снимал преимущественно для телевидения и в «большом кино» известен разве что этим фильмом. Разовая удача – тоже удача, хотя в этой ленте она в немалой степени зависела от актеров, сыгравших главные роли. И, конечно, от литературной основы – фильм снят по произведению Теннеси Уильямса.
Вивьен Ли играет стареющую актрису, которая переживает смерть мужа в Риме, Уоррен Битти – молодого итальянца, который становится ее любовником. Вечный город, эгоистические страсти, скрытые мотивации поступков, которые взрывоопасны для героев, и неотвратимость поражения – идеальный фон для вдумчивого и серьезного зрелища.
«Майор Данди» (20 июня, пятница, Первый канал, 02.50) – 7/10
Не путать с одноименным и куда более известным «крокодилом»! Перед нами ранний фильм Сэма Пекинпа («Дикая банда», «Соломенные псы»), снятый в 1965 году, вестерн со всеми атрибутами жанра (сценарий был написан для ветерана вестерна Джона Форда, но мэтр был занят, и фильм отдали новичку), преломленными через режиссерское видение Пекинпа. Его фирменный знак – размышления (подчас весьма динамические) о насилии и его природе и столь же динамическое представление о морали, меняющейся в зависимости от ситуации.
В фильме снимались известные голливудские актеры Чарлтон Хестон (наверняка помните «Бен-Гур» с его участием) и Ричард Харрис. Любопытные обертоны сюжету (отряд преследует апачей, чтобы отомстить им за похищение детей) придают личные отношения между актерами и режиссером. Пекинпа был настолько невыносим во время съемок, что Хестон всерьез угрожал ему саблей, которую носил его персонаж.
«Семь дней в мае» (20 июня, пятница, Культура, 20.40) – 6/10
Фильм Джона Франкенхаймера, снятый в 1964 году. Литературная основа ленты – политический роман Флетчера Кнебеля и Чарлза Бейли, книга выходила в переводе в СССР. Книга, как и фильм, – о хорошем американском президенте и его плохом окружении. Президент хочет подписать с СССР договор о сокращении стратегического вооружения, «ястребы» – разумеется, военные – этому всеми силами противятся, не останавливаясь перед вариантом переворота и установления диктатуры.
Франкенхаймер, ветеран американского кинематографа, снимал замечательные фильмы и в 60-х («Кандидат от Манчьжурии»), и в 70-е («Французский связной»), и в 90-е («Ронин»). Несмотря на известную условность сюжета, режиссер был, что называется, «в материале», так как хорошо знал Пентагон изнутри благодаря службе в Военно-морских силах. В главных ролях Берт Ланкастер, Кирк Дуглас и Ава Гарднер.
«Ложное искушение» (19 июня, четверг, Россия, 23.50) – 5/10
Роберт Де Ниро, один из самых знаковых американских актеров, снял свой второй фильм в 2006 году. Оригинальное название ленты – «Добрый пастырь» – мрачное ироническое переосмысление работы главного героя, которого играет Мэтт Дэймон.
Идеалист-государственник – очень опасное сочетание. А если к тому же ты имеешь отношение к внешней разведке, то рано или поздно обнаружишь, что моральные нормы написаны специально для тебя в одном экземпляре и не имеют ничего общего с общечеловеческим сводом правил.
Жену цэрэушника играет Анджелина Джоли, надо ли уточнять, что брак тоже приносится в жертву идеалам демократии? У персон такого ранга семья и работа существуют в разных мирах. Но именно специфика работы ведет к тому, что в один прекрасный момент оружие, которым пользуется главный герой, будет направлено против него. И вот тут придется делать главный выбор… Фильм очень стильный и в меру скучный, как, собственно, и рутинная работа разведчика.