Культура

29 мая 2008, 08:32

Пересмешник

Фото: ИТАР-ТАСС

Нынешний сезон в Театре Табакова проходит под знаком режиссера Константина Богомолова. Он выпустил там два больших спектакля, а недавно принял предложение перейти в штат. Отличное карьерное продвижение. Но настороженность в связи с этими событиями ощущается сильнее, нежели радость.

Нет слов, Богомолов – человек одаренный. Умный. Хорошо владеющий профессией. Он умеет придумать спектакль, сделать так, чтобы зритель не заскучал. Но чем дальше, тем яснее становится: работам его не хватает важного элемента – человеческого фактора. Люди – как герои, так и актеры – ему неинтересны. Соответственно, и мотивации, и движения души, и чувства. А без эмоциональной составляющей, как ни крути, любое зрелище обезжизнивается.

Каменный гость

Богомолов вдруг решил, что ему можно все. Грубить, оскорблять, насмешничать

Когда Константин Богомолов только появился и стал делать первые спектакли, его расчетливый взгляд на вещи выглядел завораживающим. Он рассматривал все вокруг с невозмутимой точностью не то философа, не то анатома. Безжалостно толкал героев в бездны смерти или безумия, лаконично поясняя, что без этого было не обойтись.

Наделенный богатой фантазией, Богомолов оттенял все свои замыслы трауром. Он любил поставить перед героями стенку и довести их до последнего истекания кровью. Экстрим как обыденность.

Драматургию он выбирал соответствующую: жесткую до предела, абсурдистскую по направленности или предполагающую подобный подход. Дебютировал малоизвестной пьесой Брехта «Что тот солдат, что этот»: создал историю о превращении наивного человека в монстра разрушения.

Потом был «Бескорыстный убийца» Ионеско – пожалуй, лучший его спектакль. Погружение героев в бесконечный лабиринт, который оказывается пленом, не имеющим выхода. И единственный шанс к существованию – принять ту реальность, что продиктована свыше.

Стильная, холодная и умная история, где свет – оборотная сторона тьмы. Из удач еще можно вспомнить «Ифигению в Авлиде», удачно осовремененную греческую трагедию.

Ловко расправляясь со сложными текстами, Богомолов заслужил репутацию умного режиссера. Полюбился тем, кому не хватало интеллигентности в театре. Ведь Богомолов чужд внешней броскости и эмоциональных водопадов. Все традиционно. А значит, безобидно.

В итоге это отношение – спокойное, влюбленное – не пошло режиссеру на пользу. Что-то сместилось в нем. Искривилось.

В одном из рассказов Конан Дойля Шерлок Холмс, говоря о своем противнике, профессоре Мориарти, сравнивает его с деревом, которое до определенного момента росло как все, а потом вдруг стало выдавать немыслимые вывороты. Вот так и с Богомоловым. Он вдруг решил, что ему можно все. Грубить, оскорблять, насмешничать.

Он вдруг перестал тщательно выбирать как тексты, так и используемые средства выразительности. В его спектаклях стало все меньше качественных, интересных актерских работ.

Основной интонацией стало глумление. Бессмысленное и беспощадное. Однако – вот парадокс – предложений о работе стало больше. И вот – джекпот: приглашение в «Табакерку».

Поворот не туда

Есть авторы, которых трудно представить на сцене. Поэтому они редко там оказываются. Их и читать-то не всякий возьмется, а уж ставить тем более. Франц Кафка как раз из таких.

Тяжелый, мрачный, безысходный писатель.

Хотя иногда постановки все же появляются. Из относительно давнего вспоминается «Превращение» Валерия Фокина. В нынешнем сезоне Юрий Любимов поставил «Замок», а в «Суф(ф)ле» использовал фрагменты из «Процесса».

«Процесс» целиком заинтересовал Константина Богомолова. И стал дебютом в «Табакерке». Хочется верить, что режиссер вложился в эту работу. Ибо выбор достаточно амбициозный.

Спектакль, безусловно, имеет право на существование. Интересно внешнее решение: художник Лариса Ломакина нарядила сцену в кривые зеркала. Все герои ходят в сюртуках, распоротых и сшитых сзади, – так делают с мертвецами в морге. А у Инспектора поверх костюма черные крылья. Но тут же просыпается знакомая шутовская интонация: мол, все не взаправду. Мы играем в игру.

Дав, таким образом, себе волю, режиссер с удовольствием раскручивает немилосердную историю о человеке, в одно совсем не прекрасное утро узнавшем, что он осужден неизвестно за что.

А чуть позже окажется, что осуждены все, кто вокруг. И избежать «процесса» нельзя никому. Выход один – на тот свет. То есть домой – если предполагать, что все, кроме Йозефа К. (Игорь Хрипунов), изначально мертвы.

«Процесс» жуткая история. Болезненно-мятущаяся. Насыщенная переживаниями. Однако режиссер выводит на поверхность совсем не это. А цинизм. Последовательно излагая сюжет, Богомолов идет к основной цели – провести главного героя по всем кругам ада. И конечно, красиво убить в финале: Йозеф погибнет от органной трубы, пронзившей его насквозь.

Только вот есть проблема. Отсутствие мотивации. После всего происходящего хочется сказать: и что? Неживое все. Ощущений не вызывает, отклика. Напугали – а нам не страшно.

Две равно уважаемых семьи

В «Отцах и детях» нет ни провокаций, ни резкости, ни злости, присущих «развенчиванию» (фото: ИТАР-ТАСС)

В интервью, предшествовавших премьере «Отцов и детей», Богомолов говорил, что хочет показать развенчание мифа о прекрасной эпохе XIX века. Продемонстрировать разницу между сознанием молодого человека, не скованного условностями, и человека пожившего, с другой психологией.

Разговоры оказались красивее и складнее, нежели родившийся спектакль. Все-таки самому придумать и понять мало – надо, чтоб зритель прочитал.

В «Отцах и детях» нет ни провокаций, ни резкости, ни злости, присущих «развенчиванию». Нет даже печали. Вообще по части эмоций там негусто. Есть некоторое количество гэгов, остроумных, но направленных исключительно на развлечение зала.

Забавно взглянуть, как сожительница Николая Кирсанова Фенечка (Яна Сексте) сначала баюкает ребенка, а потом небрежно берет его за ногу, как куклу – а он куклой и оказывается. Или как по дому Анны Одинцовой (Эльвира Данилина), сделанной почему-то провинциальной оперной примадонной, гуляют фрики – слуга с тщательно начерненным лицом и тетушка с зелеными губами.

К чему это все, сказать трудно. Тем более что спектакль неспешен, подробен, реалистичен. Даже ленив. И все «штучки» смотрятся вставными номерами из какого-то другого сочинения.

С основными конфликтами, двигающими сюжет, дело обстоит неважно. Авторские сведены к нулю, а новых не предложено. Кажется, что герои беспробудно скучают. Настолько, что и спорить-то неохота. И влюбляться тоже. И ссориться. Но надо.

В «Табакерке» одна из лучших московских трупп. Но хороших актерских работ в «Отцах и детях» почему-то мало. Очень удачно работает старшее поколение: Андрей Смоляков (Павел Кирсанов), Виталий Егоров (Николай Кирсанов), Александр Воробьев (Базаров-старший).

Дуэт братьев Кирсановых – лучшее, что есть в спектакле. Очень разные по убеждениям, они необычайно похожи по характеру, поэтому боятся друг друга, временами ненавидят, но жить друг без друга не могут.

К фарсовой безжалостности они добавляют романтичность, точно прочерчивая каждую линеечку в портрете.

Какие они, эти «отцы»? По-житейски мудрые. Открытые. Не стесняющиеся своих проявлений, даже если таковые неблагородны. Это люди, за которыми хочется наблюдать. Рядом с которыми интересно.

И вот что любопытно: в молодых героях, что в резвящемся Аркадии (Андрей Фомин), что в шумном, с мужицкими манерами, на редкость необаятельном Базарове (Евгений Миллер), в какой-то момент проступают черты «отцов». Невольно. За счет мощной энергетики автора.

Которого не получилось победить.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Во Франции задержали двух человек по подозрению в подготовке терактов
Темы дня

Какой должна быть буферная зона России в Харьковской области

Владимир Путин заявил, что Россия занялась созданием буферной зоны в Харьковской области для предотвращения ударов ВСУ по приграничным городам РФ. О необходимости создания санитарного коридора говорят и в экспертном сообществе. Какими должны быть границы этой зоны и чем создание подобного коридора обернется для противника?

Азербайджан нашел слабое место у главной надежды Армении

Новый скандал в отношениях Франции и Азербайджана: Париж официально обвиняет Баку в провокации мятежа, случившегося в одной из своих заморских провинций. И перед нами вовсе не пустые слова. Есть основания полагать, что Азербайджан действительно вывел накал борьбы с главным европейским союзником Армении на новый уровень.

Стало известно, каким оружием был уничтожен склад ВСУ в Одессе

Мэр Тбилиси: Приехавшие к нам министры ЕС заслужили «пинка под зад»

Рар: Из-за инициативы об иноагентах Венгрия рискует своим членством в ЕС

Новости

Саакашвили присвоил себе авторство гимна Грузии

Гражданин Украины, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили, отбывающий шестилетнее заключение за коррупцию и злоупотребление служебным положением под надзором в тбилисской клинике «Вивамеди», заявил, что автором текста гимна Грузии является он, а работать над ним начал с пяти лет, сообщил корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси.

Французский генерал: Продвижение войск России под Харьковом стало сюрпризом даже для США

Продвижение российских сил в Харьковской области стало сюрпризом, предупреждения не было даже от американской разведки, заявил французский корпусный генерал авиации Брюно Клермон.

МИД: Россия примет ответные меры на запрет в Европе российских СМИ

Россия ответит на запрет в Европе вещательной деятельности РИА «Новости», «Известий», «Российской газеты», сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова.

Медведев допустил расширение «санитарной зоны» до Польши

В случае подписания с Киевом документов безопасность России не будет обеспечена, если нет «санитарной зоны» на Украине, которая должна протянуться до Польши, заявил заместитель Совбеза России Дмитрий Медведев.

Отряд кораблей Северного флота вышел в сторону Атлантики

В пятницу отряд кораблей Северного флота под командованием носителя гиперзвуковых ракет «Циркон» фрегата «Адмирал Горшков» отправился в дальний поход, он идет в сторону Атлантического океана, сообщили в пресс-службе СФ.

Danone продала свой бизнес в России

Французская компания Danone объявила о завершении сделки по продаже своего российского бизнеса компании «Вамин Р» из Татарстана, сообщает пресс-релиз Danone.

Российские войска нанесли удар по порту в Одесской области

Вооруженные силы России нанесли удар по порту города Южный Одесской области, откуда был зафиксированы удары HIMARS дальнобойными ракетами, сообщил координатор николаевского подполья Сергей Лебедев.

Starlink ВСУ перестал работать во время наступления России под Харьковом

Терминалы спутниковой связи Starlink, которые украинская армия использует для коммуникации, вышли из строя во время наступления российских войск в Харьковской области, пишет The Washington Post.

Военный эксперт объяснил, при каких условиях ВСУ сами сдадут Харьков

Российская армия может заблокировать Харьков со всех сторон, ВСУ не смогут оборонять город и отступят, заявил военный эксперт, полковник в отставке Анатолий Матвийчук.

Петербургский суд арестовал активы и счета Unicredit Bank

Арбитражный суд Петербурга и Ленинградской области удовлетворил иск «Русхимальянса», оператора проекта по переработке и сжижению газа в Усть-Луге, и наложил арест на имущество, счета и ценные бумаги АО «Юникредит банк» и Unicredit Bank AG, следует из картотеки арбитражных дел.

Путин назвал цель перестановок в кабмине

Административные ресурсы страны должны быть направлены на достижение главной задачи – целей специальной военной операции (СВО), с этим связаны и последние назначения, заявил президент Владимир Путин по итогам госвизита в Китай.

При взрыве в Военной академии в Петербурге пострадали семь человек

На хозяйственной территории Военной академии связи имени Буденного в Петербурге произвольно сдетонировал боеприпас времен Великой Отечественной войны, пострадали семь военных, сообщили в Ленинградском военном округе.
Мнения

Тимофей Бордачёв: Выстрелы в Фицо показали обреченность Восточной Европы

Если несогласие с выбором соотечественников может привести к попытке убить главу правительства, то значит устойчивая демократия в странах Восточной Европы так и не была построена, несмотря на обещанное Западом стабильное развитие.

Евдокия Шереметьева: «Кормили русские. Украинцы по нам стреляли»

Мариупольцы вспоминают, что когда только начинался штурм города, настроения были разные. Но когда пришли «азовцы» и начали бесчинствовать, никому уже объяснять ничего не надо было.

Владимир Можегов: Фильм «Гражданская война» готовит Америку к революции

Кто главный адресат сегодняшнего послания? Бунтующие пропалестинские левые? Может быть, исламисты, которые должны будут присоединиться к ним на следующем этапе бунта? Ясно лишь, что установки «Гражданской войны» гораздо более зловещи, нежели установки «Джокера».
Вопрос дня

За что теперь будет отвечать Сергей Шойгу?