Культура

29 мая 2008, 08:32

Пересмешник

Фото: ИТАР-ТАСС

Нынешний сезон в Театре Табакова проходит под знаком режиссера Константина Богомолова. Он выпустил там два больших спектакля, а недавно принял предложение перейти в штат. Отличное карьерное продвижение. Но настороженность в связи с этими событиями ощущается сильнее, нежели радость.

Нет слов, Богомолов – человек одаренный. Умный. Хорошо владеющий профессией. Он умеет придумать спектакль, сделать так, чтобы зритель не заскучал. Но чем дальше, тем яснее становится: работам его не хватает важного элемента – человеческого фактора. Люди – как герои, так и актеры – ему неинтересны. Соответственно, и мотивации, и движения души, и чувства. А без эмоциональной составляющей, как ни крути, любое зрелище обезжизнивается.

Каменный гость

Богомолов вдруг решил, что ему можно все. Грубить, оскорблять, насмешничать

Когда Константин Богомолов только появился и стал делать первые спектакли, его расчетливый взгляд на вещи выглядел завораживающим. Он рассматривал все вокруг с невозмутимой точностью не то философа, не то анатома. Безжалостно толкал героев в бездны смерти или безумия, лаконично поясняя, что без этого было не обойтись.

Наделенный богатой фантазией, Богомолов оттенял все свои замыслы трауром. Он любил поставить перед героями стенку и довести их до последнего истекания кровью. Экстрим как обыденность.

Драматургию он выбирал соответствующую: жесткую до предела, абсурдистскую по направленности или предполагающую подобный подход. Дебютировал малоизвестной пьесой Брехта «Что тот солдат, что этот»: создал историю о превращении наивного человека в монстра разрушения.

Потом был «Бескорыстный убийца» Ионеско – пожалуй, лучший его спектакль. Погружение героев в бесконечный лабиринт, который оказывается пленом, не имеющим выхода. И единственный шанс к существованию – принять ту реальность, что продиктована свыше.

Стильная, холодная и умная история, где свет – оборотная сторона тьмы. Из удач еще можно вспомнить «Ифигению в Авлиде», удачно осовремененную греческую трагедию.

Ловко расправляясь со сложными текстами, Богомолов заслужил репутацию умного режиссера. Полюбился тем, кому не хватало интеллигентности в театре. Ведь Богомолов чужд внешней броскости и эмоциональных водопадов. Все традиционно. А значит, безобидно.

В итоге это отношение – спокойное, влюбленное – не пошло режиссеру на пользу. Что-то сместилось в нем. Искривилось.

В одном из рассказов Конан Дойля Шерлок Холмс, говоря о своем противнике, профессоре Мориарти, сравнивает его с деревом, которое до определенного момента росло как все, а потом вдруг стало выдавать немыслимые вывороты. Вот так и с Богомоловым. Он вдруг решил, что ему можно все. Грубить, оскорблять, насмешничать.

Он вдруг перестал тщательно выбирать как тексты, так и используемые средства выразительности. В его спектаклях стало все меньше качественных, интересных актерских работ.

Основной интонацией стало глумление. Бессмысленное и беспощадное. Однако – вот парадокс – предложений о работе стало больше. И вот – джекпот: приглашение в «Табакерку».

Поворот не туда

Есть авторы, которых трудно представить на сцене. Поэтому они редко там оказываются. Их и читать-то не всякий возьмется, а уж ставить тем более. Франц Кафка как раз из таких.

Тяжелый, мрачный, безысходный писатель.

Хотя иногда постановки все же появляются. Из относительно давнего вспоминается «Превращение» Валерия Фокина. В нынешнем сезоне Юрий Любимов поставил «Замок», а в «Суф(ф)ле» использовал фрагменты из «Процесса».

«Процесс» целиком заинтересовал Константина Богомолова. И стал дебютом в «Табакерке». Хочется верить, что режиссер вложился в эту работу. Ибо выбор достаточно амбициозный.

Спектакль, безусловно, имеет право на существование. Интересно внешнее решение: художник Лариса Ломакина нарядила сцену в кривые зеркала. Все герои ходят в сюртуках, распоротых и сшитых сзади, – так делают с мертвецами в морге. А у Инспектора поверх костюма черные крылья. Но тут же просыпается знакомая шутовская интонация: мол, все не взаправду. Мы играем в игру.

Дав, таким образом, себе волю, режиссер с удовольствием раскручивает немилосердную историю о человеке, в одно совсем не прекрасное утро узнавшем, что он осужден неизвестно за что.

А чуть позже окажется, что осуждены все, кто вокруг. И избежать «процесса» нельзя никому. Выход один – на тот свет. То есть домой – если предполагать, что все, кроме Йозефа К. (Игорь Хрипунов), изначально мертвы.

«Процесс» жуткая история. Болезненно-мятущаяся. Насыщенная переживаниями. Однако режиссер выводит на поверхность совсем не это. А цинизм. Последовательно излагая сюжет, Богомолов идет к основной цели – провести главного героя по всем кругам ада. И конечно, красиво убить в финале: Йозеф погибнет от органной трубы, пронзившей его насквозь.

Только вот есть проблема. Отсутствие мотивации. После всего происходящего хочется сказать: и что? Неживое все. Ощущений не вызывает, отклика. Напугали – а нам не страшно.

Две равно уважаемых семьи

В «Отцах и детях» нет ни провокаций, ни резкости, ни злости, присущих «развенчиванию» (фото: ИТАР-ТАСС)

В интервью, предшествовавших премьере «Отцов и детей», Богомолов говорил, что хочет показать развенчание мифа о прекрасной эпохе XIX века. Продемонстрировать разницу между сознанием молодого человека, не скованного условностями, и человека пожившего, с другой психологией.

Разговоры оказались красивее и складнее, нежели родившийся спектакль. Все-таки самому придумать и понять мало – надо, чтоб зритель прочитал.

В «Отцах и детях» нет ни провокаций, ни резкости, ни злости, присущих «развенчиванию». Нет даже печали. Вообще по части эмоций там негусто. Есть некоторое количество гэгов, остроумных, но направленных исключительно на развлечение зала.

Забавно взглянуть, как сожительница Николая Кирсанова Фенечка (Яна Сексте) сначала баюкает ребенка, а потом небрежно берет его за ногу, как куклу – а он куклой и оказывается. Или как по дому Анны Одинцовой (Эльвира Данилина), сделанной почему-то провинциальной оперной примадонной, гуляют фрики – слуга с тщательно начерненным лицом и тетушка с зелеными губами.

К чему это все, сказать трудно. Тем более что спектакль неспешен, подробен, реалистичен. Даже ленив. И все «штучки» смотрятся вставными номерами из какого-то другого сочинения.

С основными конфликтами, двигающими сюжет, дело обстоит неважно. Авторские сведены к нулю, а новых не предложено. Кажется, что герои беспробудно скучают. Настолько, что и спорить-то неохота. И влюбляться тоже. И ссориться. Но надо.

В «Табакерке» одна из лучших московских трупп. Но хороших актерских работ в «Отцах и детях» почему-то мало. Очень удачно работает старшее поколение: Андрей Смоляков (Павел Кирсанов), Виталий Егоров (Николай Кирсанов), Александр Воробьев (Базаров-старший).

Дуэт братьев Кирсановых – лучшее, что есть в спектакле. Очень разные по убеждениям, они необычайно похожи по характеру, поэтому боятся друг друга, временами ненавидят, но жить друг без друга не могут.

К фарсовой безжалостности они добавляют романтичность, точно прочерчивая каждую линеечку в портрете.

Какие они, эти «отцы»? По-житейски мудрые. Открытые. Не стесняющиеся своих проявлений, даже если таковые неблагородны. Это люди, за которыми хочется наблюдать. Рядом с которыми интересно.

И вот что любопытно: в молодых героях, что в резвящемся Аркадии (Андрей Фомин), что в шумном, с мужицкими манерами, на редкость необаятельном Базарове (Евгений Миллер), в какой-то момент проступают черты «отцов». Невольно. За счет мощной энергетики автора.

Которого не получилось победить.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Лавров заявил об отсутствии у Киева готовности к конструктивным переговорам
Темы дня

На Украине началась системная кампания по ослаблению власти Зеленского

Национальное антикоррупционное бюро Украины разоблачило в Верховной раде преступную группу депутатов, которые голосовали за деньги. В коррупционной схеме оказались замешаны десятки человек. Обыски прошли в комитете по вопросам транспорта, возглавляемом Юрием Киселем («Слуга народа») – другом Владимира Зеленского. Как говорят эксперты, украинские силовики начали системную кампанию по ослаблению власти Зеленского.

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

Удары возмездия ВС России вызвали тревогу на восточном фланге НАТО

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Новости

Мясников осудил поведение «антистатиночников» в праздники

Известный врач Александр Мясников предостерег россиян от прекращения приема статинов в новогодние дни, подчеркнув угрозу инсульта или инфаркта.

Захарова прокомментировала видео празднования Рождества на Украине

Официальный представитель МИД России Мария Захарова прокомментировала видео, на котором в день празднования Рождества на Украине участники в языческих костюмах признались, что не знают, кто такой Иисус Христос.

Гроссмейстер Карлсен бурно отреагировал на проигрыш россиянину Артемьеву

Норвежец Магнус Карлсен не расставил фигуры на доске после поражения от россиянина Владислава Артемьева на чемпионате мира по быстрым шахматам; он быстро покинул турнирный зал, оттолкнув камеру оператора.

Путин: Успехи ВС России сводят к нулю заинтересованность Москвы в отводе ВСУ

Темпы продвижения российских войск в Донбассе фактически свели к нулю заинтересованность Москвы в выводе украинских формирований с территории региона, заявил президент России Владимир Путин на совещании на одном из командных пунктов СВО.

Бастрыкин потребовал доклад по делу об убийстве из-за зарплаты на стройке в Москве

Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин затребовал подробный доклад после смерти рабочего на строительном объекте столицы на фоне спора из-за зарплаты, сообщили в Следственном комитете России.

Россиянам напомнили, какие законы вступят в силу с 1 января

С начала 2026 года в России увеличится МРОТ и вступит в силу целый ряд реформ, включая ежегодный призыв в армию и новые правила социальной поддержки.

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Основатель запрещенного в РФ «Русского добровольческого корпуса» (РДК) Денис Капустин был ликвидирован в результате атаки дрона-камикадзе, но он являлся медийной фигурой и не был реальным руководителем РДК, сказал газете ВЗГЛЯД военный эксперт Михаил Онуфриенко. Капустин был уничтожен на Запорожском направлении в ночь на субботу.

Путин: Россия пытается закончить начатую Киевом войну

Россия пытается завершить войну, начатую Киевом, заявил президент России Владимир Путин во время посещения одного из пунктов управления объединенной группировкой войск.

Путин поблагодарил бойцов за смекалку при взятии Димитрова

Во время совещания на одном из командных пунктов спецоперации президент России Владимир Путин отметил профессионализм и находчивость военнослужащих 5-й мотострелковой бригады, освободивших Димитров.

Politico: Удары возмездия ВС России вызвали шок на восточном фланге НАТО

Удары возмездия России по украинским объектам вызвали сильную обеспокоенность среди восточноевропейских стран Североатлантического альянса накануне переговоров Владимира Зеленского и президента США Дональда Трамп, сообщает Politico.

Комбриг «Центра» рассказал об освобождении Димитрова в три этапа

Российские военные поэтапно завершили операцию по освобождению города Димитров, начав ее в начале сентября, а закончив в конце декабря, сообщил командир бригады группировки войск «Центр» Рамиль Фатхутдинов.

На Западе указали на смену позиции Макрона по России

Президент Франции Эммануэль Макрон демонстрирует отход от риторики жесткой конфронтации с Москвой, делая ставку на диалог и сближение позиций с Италией, дистанцируясь от воинствующего канцлера Германии Фридриха Мерца,заявил профессор Университета Юго-Восточной Норвегии Гленн Дизен.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов