Культура

29 мая 2008, 08:32

Пересмешник

Фото: ИТАР-ТАСС

Нынешний сезон в Театре Табакова проходит под знаком режиссера Константина Богомолова. Он выпустил там два больших спектакля, а недавно принял предложение перейти в штат. Отличное карьерное продвижение. Но настороженность в связи с этими событиями ощущается сильнее, нежели радость.

Нет слов, Богомолов – человек одаренный. Умный. Хорошо владеющий профессией. Он умеет придумать спектакль, сделать так, чтобы зритель не заскучал. Но чем дальше, тем яснее становится: работам его не хватает важного элемента – человеческого фактора. Люди – как герои, так и актеры – ему неинтересны. Соответственно, и мотивации, и движения души, и чувства. А без эмоциональной составляющей, как ни крути, любое зрелище обезжизнивается.

Каменный гость

Богомолов вдруг решил, что ему можно все. Грубить, оскорблять, насмешничать

Когда Константин Богомолов только появился и стал делать первые спектакли, его расчетливый взгляд на вещи выглядел завораживающим. Он рассматривал все вокруг с невозмутимой точностью не то философа, не то анатома. Безжалостно толкал героев в бездны смерти или безумия, лаконично поясняя, что без этого было не обойтись.

Наделенный богатой фантазией, Богомолов оттенял все свои замыслы трауром. Он любил поставить перед героями стенку и довести их до последнего истекания кровью. Экстрим как обыденность.

Драматургию он выбирал соответствующую: жесткую до предела, абсурдистскую по направленности или предполагающую подобный подход. Дебютировал малоизвестной пьесой Брехта «Что тот солдат, что этот»: создал историю о превращении наивного человека в монстра разрушения.

Потом был «Бескорыстный убийца» Ионеско – пожалуй, лучший его спектакль. Погружение героев в бесконечный лабиринт, который оказывается пленом, не имеющим выхода. И единственный шанс к существованию – принять ту реальность, что продиктована свыше.

Стильная, холодная и умная история, где свет – оборотная сторона тьмы. Из удач еще можно вспомнить «Ифигению в Авлиде», удачно осовремененную греческую трагедию.

Ловко расправляясь со сложными текстами, Богомолов заслужил репутацию умного режиссера. Полюбился тем, кому не хватало интеллигентности в театре. Ведь Богомолов чужд внешней броскости и эмоциональных водопадов. Все традиционно. А значит, безобидно.

В итоге это отношение – спокойное, влюбленное – не пошло режиссеру на пользу. Что-то сместилось в нем. Искривилось.

В одном из рассказов Конан Дойля Шерлок Холмс, говоря о своем противнике, профессоре Мориарти, сравнивает его с деревом, которое до определенного момента росло как все, а потом вдруг стало выдавать немыслимые вывороты. Вот так и с Богомоловым. Он вдруг решил, что ему можно все. Грубить, оскорблять, насмешничать.

Он вдруг перестал тщательно выбирать как тексты, так и используемые средства выразительности. В его спектаклях стало все меньше качественных, интересных актерских работ.

Основной интонацией стало глумление. Бессмысленное и беспощадное. Однако – вот парадокс – предложений о работе стало больше. И вот – джекпот: приглашение в «Табакерку».

Поворот не туда

Есть авторы, которых трудно представить на сцене. Поэтому они редко там оказываются. Их и читать-то не всякий возьмется, а уж ставить тем более. Франц Кафка как раз из таких.

Тяжелый, мрачный, безысходный писатель.

Хотя иногда постановки все же появляются. Из относительно давнего вспоминается «Превращение» Валерия Фокина. В нынешнем сезоне Юрий Любимов поставил «Замок», а в «Суф(ф)ле» использовал фрагменты из «Процесса».

«Процесс» целиком заинтересовал Константина Богомолова. И стал дебютом в «Табакерке». Хочется верить, что режиссер вложился в эту работу. Ибо выбор достаточно амбициозный.

Спектакль, безусловно, имеет право на существование. Интересно внешнее решение: художник Лариса Ломакина нарядила сцену в кривые зеркала. Все герои ходят в сюртуках, распоротых и сшитых сзади, – так делают с мертвецами в морге. А у Инспектора поверх костюма черные крылья. Но тут же просыпается знакомая шутовская интонация: мол, все не взаправду. Мы играем в игру.

Дав, таким образом, себе волю, режиссер с удовольствием раскручивает немилосердную историю о человеке, в одно совсем не прекрасное утро узнавшем, что он осужден неизвестно за что.

А чуть позже окажется, что осуждены все, кто вокруг. И избежать «процесса» нельзя никому. Выход один – на тот свет. То есть домой – если предполагать, что все, кроме Йозефа К. (Игорь Хрипунов), изначально мертвы.

«Процесс» жуткая история. Болезненно-мятущаяся. Насыщенная переживаниями. Однако режиссер выводит на поверхность совсем не это. А цинизм. Последовательно излагая сюжет, Богомолов идет к основной цели – провести главного героя по всем кругам ада. И конечно, красиво убить в финале: Йозеф погибнет от органной трубы, пронзившей его насквозь.

Только вот есть проблема. Отсутствие мотивации. После всего происходящего хочется сказать: и что? Неживое все. Ощущений не вызывает, отклика. Напугали – а нам не страшно.

Две равно уважаемых семьи

В «Отцах и детях» нет ни провокаций, ни резкости, ни злости, присущих «развенчиванию» (фото: ИТАР-ТАСС)

В интервью, предшествовавших премьере «Отцов и детей», Богомолов говорил, что хочет показать развенчание мифа о прекрасной эпохе XIX века. Продемонстрировать разницу между сознанием молодого человека, не скованного условностями, и человека пожившего, с другой психологией.

Разговоры оказались красивее и складнее, нежели родившийся спектакль. Все-таки самому придумать и понять мало – надо, чтоб зритель прочитал.

В «Отцах и детях» нет ни провокаций, ни резкости, ни злости, присущих «развенчиванию». Нет даже печали. Вообще по части эмоций там негусто. Есть некоторое количество гэгов, остроумных, но направленных исключительно на развлечение зала.

Забавно взглянуть, как сожительница Николая Кирсанова Фенечка (Яна Сексте) сначала баюкает ребенка, а потом небрежно берет его за ногу, как куклу – а он куклой и оказывается. Или как по дому Анны Одинцовой (Эльвира Данилина), сделанной почему-то провинциальной оперной примадонной, гуляют фрики – слуга с тщательно начерненным лицом и тетушка с зелеными губами.

К чему это все, сказать трудно. Тем более что спектакль неспешен, подробен, реалистичен. Даже ленив. И все «штучки» смотрятся вставными номерами из какого-то другого сочинения.

С основными конфликтами, двигающими сюжет, дело обстоит неважно. Авторские сведены к нулю, а новых не предложено. Кажется, что герои беспробудно скучают. Настолько, что и спорить-то неохота. И влюбляться тоже. И ссориться. Но надо.

В «Табакерке» одна из лучших московских трупп. Но хороших актерских работ в «Отцах и детях» почему-то мало. Очень удачно работает старшее поколение: Андрей Смоляков (Павел Кирсанов), Виталий Егоров (Николай Кирсанов), Александр Воробьев (Базаров-старший).

Дуэт братьев Кирсановых – лучшее, что есть в спектакле. Очень разные по убеждениям, они необычайно похожи по характеру, поэтому боятся друг друга, временами ненавидят, но жить друг без друга не могут.

К фарсовой безжалостности они добавляют романтичность, точно прочерчивая каждую линеечку в портрете.

Какие они, эти «отцы»? По-житейски мудрые. Открытые. Не стесняющиеся своих проявлений, даже если таковые неблагородны. Это люди, за которыми хочется наблюдать. Рядом с которыми интересно.

И вот что любопытно: в молодых героях, что в резвящемся Аркадии (Андрей Фомин), что в шумном, с мужицкими манерами, на редкость необаятельном Базарове (Евгений Миллер), в какой-то момент проступают черты «отцов». Невольно. За счет мощной энергетики автора.

Которого не получилось победить.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине
Темы дня

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

Война МУС и Израиля сыграла на руку России

МУС выдал ордер на арест премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху. Решение суда уже поддержал главный дипломат ЕС Жозеп Боррель, однако в США готовятся ввести против МУС повторные санкции. В чем заключаются особенности этого противостояния и почему оно соответствует интересам России?

Лавров: Зеленский испугался

Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года

Выигравшая 100 млн рублей москвичка рассказала о талисманах для привлечения денег

Новости

Власти пообещали снять запрет на экспорт бензина

Запрет на экспорт бензина будет отменен досрочно, до окончания 2024 года, заявил вице-премьер Александр Новак.

Зеленский лишил наград патриарха Кирилла, Матвиенко и Киркорова

Президент Украины Владимир Зеленский подписал указ о лишении государственных наград 24 россиян и украинцев, включая патриарха Московского и всея Руси Кирилла и председателя Совета Федерации Валентину Матвиенко.

Российские войска за неделю освободили семь населенных пунктов в ДНР

В течение недели российские войска освободили семь населенных пунктов на территории Донецкой народной республики, нанеся значительные потери украинским формированиям, включая уничтожение американских боевых машин пехоты Bradley, сообщило Минобороны.

Патрушев заявил о росте военного присутствия Запада в Арктике

Страны Запада усиливают военное присутствие у границ России в Арктике для укрепления позиций в борьбе за ресурсы, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии России Николай Патрушев.

Российские силы подошли к ключевой трассе из Запорожья в ДНР

Российские силы подошли к ключевой трассе, ведущей из Запорожья в Великую Новоселку в ДНР, фактически перерезав ее и взяв под огневой контроль, что ограничивает снабжение украинской группировки.

Минобороны заявило о попадании в цель всех боевых блоков ракеты «Орешник»

Баллистическая ракета средней дальности в безъядерном гиперзвуковом оснащении «Орешник» успешно достигла своей цели в Днепропетровске, сообщило Минобороны.

Лавров обвинил Байдена в попытках осложнить работу администрации Трампа

Министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что действия администрации Джо Байдена, включая поставки вооружений на Украину, направлены на то, чтобы оставить неблагоприятное наследство для возможной будущей администрации Дональда Трампа.

Минобороны ФРГ подтвердило план на случай войны

Министерство обороны Германии официально подтвердило, что уже несколько лет существует оперативный план, предназначенный для действий в случае вооруженного конфликта.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Глава СПЧ: Мы не должны маргинализировать детей мигрантов

Глава Совета по правам человека (СПЧ) Валерий Фадеев призвал обеспечить обучение детей мигрантов, которые являются гражданами России, несмотря на то, что они не владеют русским языком.

Кремль выразил уверенность в понимании США заявления Путина

В Кремле уверены, что США поняли исчерпывающее заявление президента России Владимира Путина, заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков.

Психолог рассказал, как сохранить рабочий настрой перед Новым годом

Психолог Станислав Самбурский объяснил, как завершить все дела до конца года, несмотря на сезонное аффективное расстройство, благодаря планированию и праздничной эйфории.
Мнения

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?