Поскольку возраст Индианы Джонса не мог скрыть уже никакой грим, действие перенеслось во вторую половину XX века, когда уже не стало фашистов, вечных врагов Инди. Настало время «красной угрозы», и конкурентами в поисках артефактов стали советские агенты .
«Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа»
Остается лишь наслаждаться триумфальным появлением Ирины, сопровождающимся окриком «А ну похоттьте!» с непередаваемым восточно-украинским прононсом
Понятно, что главный вопрос, который мучает всех, кто любит оригинальную трилогию: как с ней соотносится «Королевство Хрустального черепа»? То есть, не будет ли поводов для разочарования. Поэтому и хочется начать с этого, чтобы никого не мучить. Нет, не будет.
В сети уже можно найти немало негативных рецензий на фильм, и они вызывают, по меньшей мере, недоумение, ибо ругать его, по гамбургскому счету, решительно не за что. Эстетика, в которой снят четвертый «Индиана Джонс» осталась в точности той же, что и раньше. Даже странно, как это авторам удалось. Он все такой же детский, местами нелепый, смешной и полный любви к почти трешевым черно-белым постановкам раннего Голливуда, на которых выросли Спилберг и Лукас. Упрекать его за это просто глупо. Если бы продолжение стало серьезнее, это уже был бы не «Индиана Джонс».
Возможно, найдутся и ура-патриоты, которых оскорбит решение сделать противниками главного героя наших соотечественников. Но, во-первых, в описываемые времена СССР был единственной страной, которая была сопоставима по мощи с США, так что это единственно верное решение. А во-вторых, обладательница трех орденов Ленина и звезды Героя социалистического труда Ирина Спалко и ее соратники – не злодеи, а всего лишь конкуренты Джонса.
Единственное, о чем можно тут сожалеть – это то, что дубляж лишил нас возможности слышать разницу между речью американцев и русских – в российской версии Инди и советские солдаты говорят по-русски одинаково свободно. Так что, остается лишь наслаждаться триумфальным появлением Ирины, сопровождающимся окриком «А ну похоттьте!» с непередаваемым письменно восточно-украинским прононсом.
Сюжет в данном случае даже не стоит пересказывать. Схема знакомая – Джонсу попала в руки рукопись, и он, как заправская ищейка, встал на след, который ведет к таинственному артефакту. В дороге его сопровождают, как новые герои, так и хорошо знакомая по «Потерянному ковчегу» Мэрион Рэйвенвуд. По пятам археолога идут те, кто хочет наложить лапу на сокровище, но он не расстается с любимой шляпой и кнутом, так что можно не сомневаться – он все равно победит.
«Королевство Хрустального черепа» можно с полным правом назвать триумфальным возвращением Индианы Джонса, каким мы его знаем и любим. Он все такой же забавный, бесстрашный и умный. Да, Форд постарел, но кулаками машет с прежним задором, и трюков в фильме не меньше, чем в предыдущих. Инди по-прежнему летает, уцепившись за кнут, выкидывает водителей на полном ходу и скачет с машины на машину.
Кстати, заядлые киноманы получат особое наслаждение от массы цитат и отсылок, среди которых немало реверансов Спилберга в сторону собственного творчества. Называть фильмы не стоит, чтобы не портить впечатление. А вот явные параллели с недавними «Сокровищами нации−2», которые тоже кого-то могут расстроить и дать повод назвать картину вторичной, совершенно случайны, ибо проекты разрабатывались одновременно.
«Розыгрыш»
Кадр из фильма «Розыгрыш» (фото:kinoafisha.spb.ru) |
Незадолго до конца учебного года в выпускной класс обычной московской школы переводится новенький. Игорь Глушко приехал в столицу откуда-то из провинции, но абсолютное нежелание класса принимать его в свои ряды объяснялось даже не этим. Угрюмый паренек, в свободное время репетирующий в актовом зале, где он читает рэп собственного сочинения, сразу же продемонстрировал независимость и задатки лидера, а два медведя в одной берлоге не уживутся.
В классе уже есть лидер – сынок преуспевающего бизнесмена Олег Комаров, который готов на любую подлость, лишь бы удержать свою власть над одноклассниками. Однако повод для открытой войны появляется незамедлительно. Олег становится инициатором подлого розыгрыша – подбрасывания поддельной фотографии, на которой была изображена обнаженная преподавательница английского языка, молоденькая практикантка.
По названию картины, именам героев и некоторым деталям сюжета нетрудно догадаться, что перед нами римейк одноименного фильма Владимира Меньшова, снятого в 1976 году и ставшего режиссерским дебютом будущего оскароносца. Не составляет труда заметить и то, что его здорово осовременили. Игорь уже не поет сентиментальные баллады, а читает рэп. Да и Олег превратился из сына обычного инженера, на досуге играющего на трубе в городском парке, в отпрыска нового русского.
Последнее стало поводом для классового конфликта, где слово «класс» надо понимать, как социальную группу, а не школьную. Самую красивую девочку класса называют уже не юродивой, а лохушкой – потому что она из бедной семьи. Молодым зрителям демонстрируют современный мир во всей его мерзости, и честно говоря, сложно сказать, хорошо ли это. Поскольку это может стать как уроком, так и ролевой моделью. И последнее вероятнее.
Фильм, в целом, неплохой, но вопросов к нему – море. Тут и довольно слабые исполнители главных ролей (молодые актеры в российском кино – извечная проблема), и неоднозначные сценарные ходы, и авторский посыл, как таковой. Ну а то, что Дмитрий Харатьян и Евдокия Германова, дебютировавшие в фильме Меньшова, теперь сыграли родителей главных героев, скорее маркетинговый трюк, нежели повод идти в кино.
«Жажда скорости»
Кадр из фильма «Жажда скорости» (фото: kinoafisha.spb.ru) |
Наташа Мартин – дочь легендарного гонщика Nascar, трагически погибшего на треке. Она сексуальна, поет в группе и гениально водит автомобиль. Последнее приводит ее в ряды гонщиков, принимающих участие в нелегальных заездах на спортивных автомобилях по дорогам Америки. Приз измеряется семизначными суммами, но и ставки высоки – кому-то поединок будет стоить жизни.
Надю играет молоденькая, никому не известная актриса Надя Бьорлин, с внешностью модели Playboy и соответствующей манерой держаться. Про нее известно, что, помимо английского, она говорит на пяти языках (шведский, итальянский, французский, русский и фарси) и играет на четырех инструментах (флейта, арфа, гитара и фортепиано), но, глядя на нее, в это трудно поверить.
Скорее можно предположить, что она – жена какого-нибудь магната, который платит продюсерам, чтобы они снимали ее в своих фильмах. Потому что играет она чудовищно. Невольно вспоминается герой Чазза Палминтери из «Пуль над Бродвеем» – хочется сделать то же, что и он.
Фильм в целом смотрится получше наших «Стритрейсеров» (что, в общем, несложно, ибо хуже нет почти ничего), но не намного. По всей видимости, авторы «Жажды скорости», продавая проект студии, выдали что-то типа: «Примерно то же, что и в «Форсаже», только в главной роли – баба». Совпадений, действительно, хватает, но картина настолько малобюджетная, что выписывали звезд самого маленького калибра. Пригласить Ангуса Макфейдена и Эдди Гриффина даже русским продюсерам, специализирующимся на подобных кастинговых решениях, в голову бы не пришло.
Впрочем, стоит ли удивляться, если режиссером фильма выступил некий Энди Чен, до этого работавший… каскадером (даже не координатором трюков!) таких лент, как «Царь скорпионов», «Сорвиголова» и «Миссия невыполнима III»? Думаю, разбор постановочных решений будет излишним.
«Индиана Джонс и Королевство Хрустального черепа» (Indiana Jones and the Kingdom of the Crystal Skull)
Звезды – Харрисон Форд, Шиа ЛаБеф, Кейт Бланшетт, Рэй Уинстон, Джон Херт
Жанр – приключения
Про что – про новые приключения легендарного археолога, на этот раз пытающегося разгадать тайну загадочного черепа, словно выточенного из цельного куска хрусталя.
«Розыгрыш»
Звезды – Дмитрий Дюжев, Евдокия Германова, Ирина Купченко, Юрий Кузнецов
Жанр – мелодрама
Про что – про конфликт двух старшеклассников, возникший вокруг розыгрыша, который затронул весь их класс.
«Жажда скорости» (Redline)
Звезды – Ангус Макфейден, Эдди Гриффин
Жанр – боевик
Про что – про нелегальные гонки по автострадам Америки с призами в миллионы долларов.