Культура

28 апреля 2008, 08:59

За разговорами

Фото: teatterikesa.fi

Фестиваль NET завершил сезон крупным проектом: гастролями Нового Рижского театра. Предыдущий приезд коллектива тоже на совести NETа: в 2006 году в Москве играли «Лед» по роману Владимира Сорокина и «Долгую жизнь» – историю пяти стариков в латышской коммуналке. Невероятный ажиотаж показал: Алвис Херманис – режиссер, которого здесь полюбили. Его спектакли, где сложные, масштабные темы препарированы так просто и точно, оказались близки русскому зрителю. Несмотря на недоступную нашему театру режиссерскую технологию.

Пожалуй, основная на сегодня творческая тема Алвиса Херманиса – эфемерность жизни. Он рассказывает со сцены о том, чего нет. Восстанавливает ушедшее время – чтобы мы сильнее почувствовали его потерю. Говорит о несбывшихся мечтах, утешая мыслью, что эти мечты были, и раня тем, что они никогда не станут реальностью.

Легкая, даже романтичная, на первый взгляд, постановочная манера Херманиса таит внутри острый нож. С лезвием которого невозможно избежать встречи.

И нет человека

Женщина всегда сыграет женщину более конкретно, нежели мужчина. А мужчина задаст нужную долю условности и обобщения

«Соню» по рассказу Татьяны Толстой в Москве уже играли – в рамках специальной программы «Золотой Маски». Но спектакль стоил повторного посещения.

Из нынешней подборки «Соня» – единственная работа, в основе которой лежит художественный текст. Однако он не является главным компонентом действия. Просто обозначает смысловые повороты. А нюансы дорисовывает воображение.

На сцене, кроме главной героини и рассказчика, никого нет. А мы, тем не менее, представляем себе всех тех, кто составлял ее жизнь.

На пресс-конференции Херманис пошутил – мол, героиня – немолодая некрасивая женщина, ни одна актриса не захотела бы ее играть. А потом сформулировал более серьезно: женщина всегда сыграет женщину более конкретно, нежели мужчина. А мужчина задаст нужную долю условности и обобщения.

Гундарс Аболиньш перевоплощается в Соню буквально: у него меняются черты лица. Вот только что был мужчина – и вдруг вздернутые, как у Пьеро, бровки, печально сжатые губы, поплывший взгляд.

Движения, взгляд, манеры – все это возникает последовательно. Спокойная, удивленная, никчемная тетенька в чулках в рубчик. За весь спектакль героиня не произнесет ни слова. Но проживет целую жизнь.

Настоящее и прошлое смешиваются. Рассказчик (Евгений Исаев) лежит на кровати, задрав ноги, и поедает конфеты из вазочки, а Соня суетится тут же. Готовит курицу, раскладывает обеденные приборы, подкрашивает глаза. Мечтает. Создается ощущение, что комнат – две и они наложены друг на друга, как переводные картинки.

В спектакле чрезвычайно много деталей. Конкретики. Херманис заостряет каждый элемент так аккуратно, что возникает полная иллюзия жизни. Обыденной. В которой случилось лишь одно событие.

Удивительно: Херманис не скрывает от нас театральности происходящего. А мы понимаем это – и все равно попадаемся на удочку восприятия. Собственных чувств и эмоций.

Хлопок одной ладони

Безмолвствовать актерам Нового Рижского театра не впервой. Привозимая на прошлые гастроли «Долгая жизнь» – об одном дне пяти стариков в коммуналке – тоже была лишена текста. Зато хватало образов и действия.

Последняя по времени премьера Херманиса «Звук тишины» сделана как своеобразный флэш-бэк «Долгой жизни». Та же многокомнатная коммуналка, те же герои – но сорок лет назад.

И фантастически точное ощущение и эпохи, имевшей яркие отличительные черты и безвозвратно ушедшей, и времени как такового. Наполненного событиями, имеющими начало и конец, но связанными воедино.

«Долгая жизнь» шла около полутора часов. «Звук тишины» в два раза длиннее. Может, чтобы передать ощущение, что в молодости время кажется бесконечным. Тот же режиссерский прием – но совершенно иная история.

Говорить о том, что юность прекрасна, а прошлое лучше будущего, можно только с позиции лирического ностальгирования. У Херманиса это получается. Однако он не забывает напоминать: ничто не вернешь.

В «Звуке тишины» волшебство находится рядом с обыденностью. Неспроста музыку (в основе спектакля – двадцать песен знаменитого дуэта Саймона и Гарфункеля) можно услышать не только из радиолы и со старой пластинки, а из стеклянной банки или из книжки. Кажется, даже воздух звучит и поет, потому что на душе хорошо.

Молодые люди учатся жить. Радуются, огорчаются, делают глупости. Девочки в коротких юбках и с яркими лентами в волосах практикуют поцелуи на руке или на банке, прежде чем перейти к опытам «на натуре». Гипнотизируют телефон в ожидании «того самого» звонка. Играют «в бутылочку». Ревнуют друг друга. А юноши в кожаных пиджаках и бакенбардах варят некое адское зелье и вдыхают его пары, а потом пьют. И видят «глюки».

Происходящее принципиально разделено антрактом. Ибо во втором действии у героев добавится «взрослых» событий и забот: свадьбы, совместная жизнь, рождение детей. И что-то неуловимо поменяется. Они пытаются остаться прежними, но уже очевидно, что это невозможно. Может, конец наступит нескоро. Но он наступит. И жить в ожидании конца – придется.

Сказания земли латышской

Самым неоднозначным в программе гастролей стал проект «Латышские истории». Это двадцать рассказов о реальных людях, записанных и переосмысленных актерами. В Москве показали шесть из них, разбив на два вечера.

Любопытно, что Херманис не ставит актерам задачу «быть искренними». Он четко оговаривает: да, истории взяты из жизни, но на сцене изначально не может быть жизни, это в любом случае притворство. «У нас не документальный театр – сказал режиссер на пресс-конференции, – хотя актеры используют реальность как вдохновение».

В итоге, театра получилось даже больше, нежели реальности. От реальности взято самое интересное, что она может предложить – сюжет. Ведь жизнь порой подбрасывает такие повороты, что ни одному драматургу в голову не придут. И сыграть на сцене обычного человека, его судьбу, не менее увлекательно, чем шекспировского героя.

За два вечера мы узнаем о семерых людях: моряке в отставке, двух воспитанниках детдома, шофере автобуса, воспитательнице детского сада, солдате-наемнике и женщине-водителе такси.

Подача разная, отличается и антураж. Или знакомая уже наполненность деталями, или предельная лаконичность. Кто-то из актеров сживается с героями, кто-то отстраняется.

История и ее изложение постоянно находятся в противоборстве. Нам не дают увлечься сюжетом, поверить в него до конца. Режиссер и актеры тут же притормаживают – подождите, мол.

В театре можно выстроить время по своему усмотрению. Остановить, повернуть вспять. А в жизни это невозможно. И это противоречие – едва ли не самое увлекательное во всех спектаклях Херманиса.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Российский командир рассказал об уничтожении «мелких шаек» ВСУ в Купянске
Темы дня

2025 год заставил Запад пересмотреть ключевой тезис о силе России

Тезис о нанесении России «стратегического поражения на поле боя» в 2025 году почти вышел из употребления даже среди западных лидеров. А ведь с 2022 года он провозглашался как единственная политическая цель в отношениях между Западом и Москвой. Что и как заставило западные элиты пересмотреть свой подход?

Дерзкая операция российских штурмовиков приблизила освобождение Гуляйполя

Всего лишь трое российских бойцов, как выяснилось, смогли захватить командный пункт батальона ВСУ в Гуляйполе. Эта дерзкая операция стала еще одним эпизодом битвы за освобождение города, который является ключевым пунктом обороны ВСУ на южном участке. Как проходит эта операция и что будет после ее завершения?

Военный эксперт Кнутов объяснил массированный удар возмездия по Украине

Военный эксперт рассказал о роли в РДК ликвидированного Капустина

Боец MMA Монсон пожаловался на ненавистный российский обычай

Новости

Депутат японского парламента Судзуки понял в Москве, в чем сила России

Во время визита в Москву, где японский парламентарий встретился с замглавы МИД России Андреем Руденко, господин Мунэо был очарован праздничной иллюминацией и торжественной атмосферой, которая была создана в центре столицы.

ВС России нанесли удар возмездия по энергетической инфраструктуре ВСУ

В ответ на террористические атаки Киева по гражданским объектам на территории России в ночь на субботу ВС РФ нанесли массированный удар высокоточным оружием большой дальности наземного, воздушного и морского базирования, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Кинжал» по используемым в интересах ВСУ объектам энергетической инфраструктуры и предприятиям ВПК Украины.

Умерла последняя из знаменитых пятерняшек Дион

Последняя из знаменитых пятерняшек Дион Аннет Дион скончалась в Канаде в возрасте 91 года, пишет The New York Times (NYT).

Дизайнер рассказал о смене стиля одежды Зеленского

Глава киевского режима Владимир Зеленский изменил свой гардероб в 2024 году по предложению своей жены, сообщило чешское издание iRozhlas со ссылкой на украинского дизайнера Виктора Анисимова.

Российские силовики узнали, чей ноутбук нашли при взятии штаба ВСУ в Гуляйполе

Служебный ноутбук с личными данными младшего лейтенанта ВСУ был обнаружен в оставленном подразделением блиндаже вместе с документацией и оборудованием, рассказали в российских силовых структурах.

Украинские солдаты в Косовцево встретили штурм российских войск за чаем

Украинские солдаты были застигнуты врасплох российскими штурмовиками во время чаепития в одном из домов в поселке Косовцево Запорожской области.

Потомок Екатерины II Калагеорги назвал себя русским и решил остаться в России

Прямой потомок императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина Андрей Калагеорги из Санкт-Петербурга считает себя русским и не собирается возвращаться в Европу или США.

В Якутии достали из реки машину с телом ребенка

Из затонувшего в Якутии в реке Лена автомобиля, который удалось поднять на берег несмотря на мороз минус 47 по Цельсию, извлекли тело ребенка, сообщили в региональном МЧС.

Дипломат предупредил о последствиях демонтажа Латвией железной дороги в Россию

Временный поверенный в делах России в Риге Дмитрий Касаткин заявил, что демонтаж железной дороги из Латвии в Россию ударит по латвийским доходам и отразится на дефицитном бюджете республики.

Google сообщила провайдерам о вывозе старых серверов из России

Компания Google направила российским интернет-провайдерам письмо с уведомлением о выводе из эксплуатации серверов Dell R720, использовавшихся в системе Google Global Cache (GGC).

Уголовное дело подполковника Фролова (Палача) о самострелах передано в суд

Судебное разбирательство по делу командира группы спецопераций 83-й десантно-штурмовой бригады Константина Фролова (Палача) дошло до рассмотрения в Санкт-Петербургском гарнизонном военном суде.

Трамп накануне встречи с Зеленским заявил об одном важном условии

Накануне встречи с главой киевского режима Владимиром Зеленским, который представит новый мирный план из 20 пунктов, американский лидер Дональд Трамп заявил в интервью Politico заявил, что его визави ничего не получит без одобрения главы Белого дома.
Мнения

Евдокия Шереметьева: Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

Борис Джерелиевский: Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

Игорь Горбунов: Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов