Культура

28 апреля 2008, 08:59

За разговорами

Фото: teatterikesa.fi

Фестиваль NET завершил сезон крупным проектом: гастролями Нового Рижского театра. Предыдущий приезд коллектива тоже на совести NETа: в 2006 году в Москве играли «Лед» по роману Владимира Сорокина и «Долгую жизнь» – историю пяти стариков в латышской коммуналке. Невероятный ажиотаж показал: Алвис Херманис – режиссер, которого здесь полюбили. Его спектакли, где сложные, масштабные темы препарированы так просто и точно, оказались близки русскому зрителю. Несмотря на недоступную нашему театру режиссерскую технологию.

Пожалуй, основная на сегодня творческая тема Алвиса Херманиса – эфемерность жизни. Он рассказывает со сцены о том, чего нет. Восстанавливает ушедшее время – чтобы мы сильнее почувствовали его потерю. Говорит о несбывшихся мечтах, утешая мыслью, что эти мечты были, и раня тем, что они никогда не станут реальностью.

Легкая, даже романтичная, на первый взгляд, постановочная манера Херманиса таит внутри острый нож. С лезвием которого невозможно избежать встречи.

И нет человека

Женщина всегда сыграет женщину более конкретно, нежели мужчина. А мужчина задаст нужную долю условности и обобщения

«Соню» по рассказу Татьяны Толстой в Москве уже играли – в рамках специальной программы «Золотой Маски». Но спектакль стоил повторного посещения.

Из нынешней подборки «Соня» – единственная работа, в основе которой лежит художественный текст. Однако он не является главным компонентом действия. Просто обозначает смысловые повороты. А нюансы дорисовывает воображение.

На сцене, кроме главной героини и рассказчика, никого нет. А мы, тем не менее, представляем себе всех тех, кто составлял ее жизнь.

На пресс-конференции Херманис пошутил – мол, героиня – немолодая некрасивая женщина, ни одна актриса не захотела бы ее играть. А потом сформулировал более серьезно: женщина всегда сыграет женщину более конкретно, нежели мужчина. А мужчина задаст нужную долю условности и обобщения.

Гундарс Аболиньш перевоплощается в Соню буквально: у него меняются черты лица. Вот только что был мужчина – и вдруг вздернутые, как у Пьеро, бровки, печально сжатые губы, поплывший взгляд.

Движения, взгляд, манеры – все это возникает последовательно. Спокойная, удивленная, никчемная тетенька в чулках в рубчик. За весь спектакль героиня не произнесет ни слова. Но проживет целую жизнь.

Настоящее и прошлое смешиваются. Рассказчик (Евгений Исаев) лежит на кровати, задрав ноги, и поедает конфеты из вазочки, а Соня суетится тут же. Готовит курицу, раскладывает обеденные приборы, подкрашивает глаза. Мечтает. Создается ощущение, что комнат – две и они наложены друг на друга, как переводные картинки.

В спектакле чрезвычайно много деталей. Конкретики. Херманис заостряет каждый элемент так аккуратно, что возникает полная иллюзия жизни. Обыденной. В которой случилось лишь одно событие.

Удивительно: Херманис не скрывает от нас театральности происходящего. А мы понимаем это – и все равно попадаемся на удочку восприятия. Собственных чувств и эмоций.

Хлопок одной ладони

Безмолвствовать актерам Нового Рижского театра не впервой. Привозимая на прошлые гастроли «Долгая жизнь» – об одном дне пяти стариков в коммуналке – тоже была лишена текста. Зато хватало образов и действия.

Последняя по времени премьера Херманиса «Звук тишины» сделана как своеобразный флэш-бэк «Долгой жизни». Та же многокомнатная коммуналка, те же герои – но сорок лет назад.

И фантастически точное ощущение и эпохи, имевшей яркие отличительные черты и безвозвратно ушедшей, и времени как такового. Наполненного событиями, имеющими начало и конец, но связанными воедино.

«Долгая жизнь» шла около полутора часов. «Звук тишины» в два раза длиннее. Может, чтобы передать ощущение, что в молодости время кажется бесконечным. Тот же режиссерский прием – но совершенно иная история.

Говорить о том, что юность прекрасна, а прошлое лучше будущего, можно только с позиции лирического ностальгирования. У Херманиса это получается. Однако он не забывает напоминать: ничто не вернешь.

В «Звуке тишины» волшебство находится рядом с обыденностью. Неспроста музыку (в основе спектакля – двадцать песен знаменитого дуэта Саймона и Гарфункеля) можно услышать не только из радиолы и со старой пластинки, а из стеклянной банки или из книжки. Кажется, даже воздух звучит и поет, потому что на душе хорошо.

Молодые люди учатся жить. Радуются, огорчаются, делают глупости. Девочки в коротких юбках и с яркими лентами в волосах практикуют поцелуи на руке или на банке, прежде чем перейти к опытам «на натуре». Гипнотизируют телефон в ожидании «того самого» звонка. Играют «в бутылочку». Ревнуют друг друга. А юноши в кожаных пиджаках и бакенбардах варят некое адское зелье и вдыхают его пары, а потом пьют. И видят «глюки».

Происходящее принципиально разделено антрактом. Ибо во втором действии у героев добавится «взрослых» событий и забот: свадьбы, совместная жизнь, рождение детей. И что-то неуловимо поменяется. Они пытаются остаться прежними, но уже очевидно, что это невозможно. Может, конец наступит нескоро. Но он наступит. И жить в ожидании конца – придется.

Сказания земли латышской

Самым неоднозначным в программе гастролей стал проект «Латышские истории». Это двадцать рассказов о реальных людях, записанных и переосмысленных актерами. В Москве показали шесть из них, разбив на два вечера.

Любопытно, что Херманис не ставит актерам задачу «быть искренними». Он четко оговаривает: да, истории взяты из жизни, но на сцене изначально не может быть жизни, это в любом случае притворство. «У нас не документальный театр – сказал режиссер на пресс-конференции, – хотя актеры используют реальность как вдохновение».

В итоге, театра получилось даже больше, нежели реальности. От реальности взято самое интересное, что она может предложить – сюжет. Ведь жизнь порой подбрасывает такие повороты, что ни одному драматургу в голову не придут. И сыграть на сцене обычного человека, его судьбу, не менее увлекательно, чем шекспировского героя.

За два вечера мы узнаем о семерых людях: моряке в отставке, двух воспитанниках детдома, шофере автобуса, воспитательнице детского сада, солдате-наемнике и женщине-водителе такси.

Подача разная, отличается и антураж. Или знакомая уже наполненность деталями, или предельная лаконичность. Кто-то из актеров сживается с героями, кто-то отстраняется.

История и ее изложение постоянно находятся в противоборстве. Нам не дают увлечься сюжетом, поверить в него до конца. Режиссер и актеры тут же притормаживают – подождите, мол.

В театре можно выстроить время по своему усмотрению. Остановить, повернуть вспять. А в жизни это невозможно. И это противоречие – едва ли не самое увлекательное во всех спектаклях Херманиса.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет
Темы дня

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

Мировые СМИ: Путин и «Орешник» не оставили места сомнениям

«Это прямой сигнал и вызов Западу, который поддерживает, финансирует и покровительствует войне на Украине». Так охарактеризовали обращение российского президента Владимира Путина об испытаниях ракеты «Орешник» в иностранной прессе. Между тем граждане западных стран призывают правительства сесть за стол переговоров и извиняются за последние политические решения собственных властей.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Цискаридзе призвал гостеатры продавать билеты по советским ценам

Билеты в государственные театры должны стать доступнее, как это было в Советском Союзе, когда стоимость самого дорогого билета не превышала трех рублей, заявил народный артист России Николай Цискаридзе.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

В Польше заявили о решающей фазе конфликта на Украине

Премьер-министр Польши Дональд Туск заявил о вступлении конфликта на Украине в решающую фазу и предупредил о возможной угрозе глобального конфликта.

Стоимость нефти Brent превысила 75 долларов за баррель

Фьючерсы на нефть марки Brent достигли отметки 75 долларов за баррель, что произошло впервые с 8 ноября, следует из данных торгов.

Лукашенко назвал условие, при котором отключит интернет в Белоруссии

Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что в случае повторения протестов 2020 года в стране отключат интернет, чтобы предотвратить дестабилизацию и вмешательство из-за рубежа.

Путин поблагодарил создателей системы «Орешник»

Президент России Владимир Путин выразил благодарность создателям системы «Орешник» на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Меркель объяснила решения Германии по Украине в 2014 году

Бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель в интервью журналу Spiegel отметила, что поддержка Украины оружием в 2014 году не была бы успешной стратегией для возвращения Донбасса.

Путин: Система «Орешник» – это не модернизация старых, еще советских систем

Ракетный комплекс «Орешник» создан на базе новейших разработок и не является модернизацией советских систем, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Бжания сообщил о своем отъезде из Абхазии

Бывший президент Абхазии Аслан Бжания, подавший отставку, заявил, что уехал в Москву и планирует провести там несколько дней.

Путин объявил о продолжении испытаний ракет «Орешник» в боевых условиях

Президент России Владимир Путин заявил о продолжении испытаний новейших ракет «Орешник» и возможности их применения в боевых условиях при необходимости.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?