Одно огорчение: нынешняя финальная церемония оказалась на редкость неудачной. От режиссера Дмитрия Бертмана ждали яркости, музыкальности, хорошего вкуса. А получилось нечто растянутое и тоскливое.
Кто-то откровенно радовался, кто-то отчаянно негодовал. Равнодушным «Гроза» не оставила никого
Серенады боли
Ведущий церемонии Дмитрий Певцов пытался изображать Воланда. Произносил на пару с двумя коллегами очень плохо написанные тексты и даже пытался исполнить арию Мефистофеля из «Фауста» Гуно. А происходящее вокруг должно было быть балом.
Только вот бала не было.
Были исключительно вставные номера, эстрадные и цирковые. Катание на роликах, полеты «под куполом», резво отплясывающие юноши с саблями и звенящими шпорами на сапогах. Натужное веселье, призванное развлечь, но утомляющее. Все это – на фоне технических накладок и скомканных речей.
Награды в области музыкального театра разошлись странновато. Вроде бы и не забыт никто, а ощущение недоумения есть.
Самое приятное – награждение превосходной работы Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Пеллеас и Мелизанда» как лучшего оперного спектакля.
Строгий, мрачный и страстный «Пеллеас» не очень вписывается в предполагаемую систему фаворитов – и тем радостнее лауреатство. А дирижер-постановщик «Пеллеаса» Марк Минковски получил награду за лучшую работу дирижера в опере.
Конечно, не мог остаться без награды Дмитрий Черняков. Все его спектакли, как спорные, так и гармоничные, преображают представление об опере. Черняков переосмысляет классические сюжеты, не разрушая, но выстраивая по-новому, и всегда внимательно относится к музыке. Ему, как и следовало, досталась премия «лучшему оперному режиссеру» за «Евгения Онегина» в Большом театре.
Получила заслуженную премию великолепная певица Мариинского театра Лариса Гоголевская. Номинированная сразу за две работы – в спектаклях «Енуфа» и «Электра», она оказалась награждена за второй. А лауреатом за лучшую мужскую роль в опере стал Ахмед Агади, исполнивший главную партию в опере «Любовь поэта» в Татарском театре оперы и балета им. Мусы Джалиля. Правда, в Москву эту работу не привозили, так что о достоинствах ее судить трудно.
А вот с балетом получилось не так весело. Лауреатом стало «Пробуждение Флоры» Мариинского театра (а постановщик Сергей Вихарев стал лучшим хореографом) .
Спектакль, безусловно, талантливый, красивый, хорошо станцованный. Но не хватает ему некой силы, значимости. А когда в списке номинантов есть, скажем, две великолепные «Чайки», Джона Ноймайера и Бориса Эйфмана, данное награждение печалит. У Эйфмана, правда, отметили одного из двух номинированных исполнителей – Юрия Смекалова, станцевавшего Тригорина.
Премию за лучшую женскую роль в балете получила Наталья Осипова, одна из самых многообещающих балерин Большого театра, за спектакль «В комнате наверху».
А за лучший спектакль современного танца наградили Татьяну Баганову с ее работой «После вовлеченности». В этой номинации все работы были хороши. Но награда, как известно, одна.
В нынешнем году впервые появилась номинация «лучшая работа композитора в музыкальном театре» . Идея давняя, но, видимо, среди выбранных спектаклей не набиралось достаточное количество поставленных на современную музыку. Кто знает, как сложится судьба этой номинации в дальнейшем.
Ибо на этот раз лауреатом стал Владимир Кобекин за оперу «Маргарита», поставленную в Саратовском театре оперы и балета. Сочинение воистину страшное. В нем должны были соединиться разные стили, от серьезной оперы до мюзикла. Однако случился сумбур вместо музыки. Право, лучше было не присуждать премию вовсе.
Трагедия высокая и низкая
Драматическое жюри под предводительством Алексея Бартошевича сработало на редкость разумно.
Награды грамотно распределились между теми кандидатурами, по поводу которых бессмысленно спорить, тем радостнее это после душераздирающих результатов прошлого года, когда даже члены жюри разводили руками, не понимая, как такое могло произойти.
Единственное, что расстраивает – распределение практически всех персональных номинаций между столичными представителями. Понятно, что премий на всех не хватит. Но программа из провинции была сильная. И нижегородские «Последние», и пермский «Сиротливый Запад» заслуживали внимания.
Зато премию за лучший спектакль малой формы получила «Гроза» Льва Эренбурга, поставленная в Магнитогорском театре драмы. Что, как и предполагалось, вызвало шквал эмоций.
Кто-то откровенно радовался, кто-то отчаянно негодовал. Равнодушным «Гроза» не оставила никого. Что лишний раз доказывает, насколько это важный спектакль. Задевающий. Мучающий. Он просто обязан был появиться в сегодняшнем театральном процессе.
Еще один фаворит «малой формы», «Иваны» Александринского театра в постановке Андрея Могучего, был отмечен призом критиков и журналистов, аккредитованных на фестивале. Получил премию и художник спектакля Александр Шишкин. В этой номинации равных ему не было. А худрука Александринки Валерия Фокина наградили спецпризом жюри «за возрождение театра» .
Лауреатом «большой формы» стала работа Льва Додина «Жизнь и судьба». Выбор очевидный. Огорчает тот факт, что на московской площадке спектакль прошел хуже, чем мог бы, что, впрочем, не отменяет его значимости.
Мощная, глубокая работа, очень сегодняшняя по звучанию и превосходно сыгранная, стала знаковой и для Малого Драматического театра, и для картины прошедшего сезона.
Лучшими актерами признали Ирину Пегову (Москва Честнова – «Рассказ о счастливой Москве») и Константина Райкина (Лир – «Король Лир»). Для Пеговой это уже вторая «Маска», что, быть может, и многовато.
Но ее Москва – работа неожиданная и действительно удачная (в отличие от чеховской Сони Серебряковой, за которую актриса получила предыдущую награду).
И спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о счастливой Москве» практически безупречен с точки зрения мастерства. Несмотря на серьезную конкуренцию в режиссерской номинации, Карбаускис достойно стал лауреатом.
Пожалуй, самым радостным моментом в распределении «драматических» наград оказалось получение приза в номинации «Эксперимент». Дмитрий Крымов, создатель уникального «сценографического театра», на спектакли которого невозможно попасть, выдвигался на «Маску» неоднократно.
И – наконец, получил ее за работу «Демон, вид сверху». Пожалуй, это тот редкий случай, когда художнику по-настоящему важна официальная награда. Хотя основная – признание зрителей – у него уже есть.