Культура

3 марта 2008, 11:58

Осмоловский: Задача искусства – вызывать катарсис

Фото: галерея Марата Гельмана

Анатолий Осмоловский – одна из центральных фигур современного искусства. «Хлеба» (пористые доски, напоминающие хлебные краюхи, расположенные на стене в виде иконостаса) сделали его победителем премии Кандинского. Сейчас знаменитая инсталляция выставлена в Галерее Гельмана. Но как левый радикал Осмоловский, близкий к стихийному анархизму, «дошел» до «Хлебов»? Многие обвиняют художника в «оппортунизме».

– Анатолий, как так произошло, что Вы из левого лагеря перешли в правый?

Сейчас наиболее актуальной темой является русская художественная традиция

– Я как придерживался левой политической ориентации, так и придерживаюсь.

– Согласитесь, это непростой путь: от «…уя», выложенного телами Ваших товарищей на Красной площади – до «Хлебов», от символа фаллоса – до иконостаса, последний, по определению, принадлежит духовно-мистической области.

– Духовно-мистическая – это все интерпретация. Я провожу линию: иконопись – авангард – концептуализм. Из русского искусства в мире наиболее влиятелен авангард. С большим отрывом от него – иконы.

В мировом контексте иконы все же считаются византийской эстетикой. Рублева, на самом деле, немногие знают за границей. У него узкая, специализированная, известность. Хотя понятно, русская иконопись – серьезное художественное достижение. Она достойна того, чтобы работать в этом направлении. Не в направлении иконописи, конечно, а в осмыслении ее.

Меня, как художника, интересует эстетический аспект. И в иконописи, и в русском авангарде он нагляден и поддается рациональному объяснению. Меня интересует русский иконостас, который сильно влияет на сознание людей.

– Но иконостас изначально – вещь иррациональная, на нем изображены небесные образы. И обращен он к религиозным чувствам прихожан. Разве Ваш путь – от фаллоса до иконостаса – не свидетельство трансформации взглядов?
– Мои взгляды менялись и меняются до сих пор. И время меняется, как известно. Однако я не считаю, что эстетика может быть левой или правой. Может ли быть левой или правой морковь или картошка?

– Смотря что видеть в картошке: если причинное место – то она «левая», а если Чапая – «поправее».
– Не бывает левого и правого искусства. Бывает просто искусство. Искусство обладает определенными эстетическими параметрами. Мне свойственны левые политические взгляды. Но это не говорит, что мое искусство – левое.

Например, Кулик, который тоже активно работал в 90-е, и у него, как известно, была Партия животных, делал всякие «звериные перформансы». Он в то время свои политические взгляды не выражал, но был откровенно правым с точки зрения либерализма. Я же еще в то время негативно относился к либеральным реформам. И считал их позорной капитуляцией перед мировым империализмом.

Я придерживаюсь философии Карла Марка и отчасти – Владимира Ильича Ленина. Если брать его ранние работы – про развитие капитализма в России. Где четко и ясно изложено, каковы могут быть последствия такого развития. Мне интересны и современные западные левоориентированные философы. В России философия была слабой.

– А Соловьев, Бердяев, Андреев?
– «Роза мира» – забавное произведение, научная фантастика.

– Как откровение Вы его не воспринимаете?
– Нет, конечно. Это даже скорее фэнтези. Помню, там были игвы, раругги.

«Хлеба» сделали анатолия Осмоловкского победителем премии Кандинского
– Кстати, АЕС+Ф, Ваши основные конкуренты в борьбе за премию Кандинского, представляли шестиметровую скульптуру «Первый всадник» с китайской девочкой на тираннозавре. Когда они ее поставили в Питере на Дворцовой площади, в Рунете появилось фото с надписью «Игва верхом на раругге», так примерно выглядел у Андреева памятник двум расам античеловечества. Я не обвиняю аесов в плагиате, возможно, они «докопались» через свое воображение до прообразов, до архетипов? Вы не верите в такой путь художника?
– Будучи левым художником, не верю в такие штуки. Я – атеист, марксист, прогрессист, синдикалист.

– Именно поэтому Вы в своей арт-деятельности апеллируете к уму, интеллекту. Многие последние Ваши работы по форме напоминают мозг. Вы их сделали такими подсознательно?
– Важность человеческого мозга нельзя переоценить.

– А важность человеческого сердца? Ведь художник обычно затрагивает эмоциональную сферу?
– Художник обращается к чувствам зрителя, даже если его работы интеллектуальны.

– Ваша линия: иконопись – авангард – концептуализм. Но концепт – это мысль, идея. Зрителю всякий раз надо «объяснять» суть того или иного произведения. Воздействие идет не напрямую – через чувства, а посредством принятия идеи.
– Я так не считаю. Искусство всегда апеллирует к чувствам. Но чтобы оценить, к примеру, концептуальные перформансы Монастырского, нужно на них присутствовать. Любая документация – бледное подобие. Перформанс – сродни театру. От театральных постановок остаются только яркие воспоминания. Запись адекватно не передает их эмоциональное воздействие.

– Ваши бронзовые «Изделия» в виде танковых башен мне показались гораздо более интересными, когда я узнал, что Вы подразумевали под ними и «супрематические объекты». Идея усилила впечатление.
– Факт, что танковые башни Вас не затронули, говорит либо о вашей чувственной грубости, либо о том, что эти вещи – не для вас.

В этих работах идея играет второстепенную роль. Хотя, с точки зрения научно-исследовательского подхода, там можно найти любопытные закономерности. Но работа эта рассчитана на восприятие ритмики.

Что такое скульптура? Это набор ритмов и ракурсов плоскостей, могущих привести к тем или иным эстетическим переживаниям. Концептуальная часть этой работы была в том, чтобы выяснить, как современная эстетика воздействует на бессознательном уровне. Инженеры, что разрабатывали танки, никогда не делали их для красоты. Это не автомобили.

У военных специалистов задача – сделать снарядостойкую конструкцию. У меня представлены башни десяти стран (всего десять и производят танки). Я брал только современные модели. Так вот, израильский танк «Меркава» напоминает буквицы иврита. Русские танки – с круглыми башнями. Россия – единственная страна в мире, которая делает круглые башни танков.

– Национальный менталитет оказывает влияние?
– Конечно. Известно, что у русских витязей были круглые шлемы. Это архетипы, которые заложены в глубоком бессознательном.

– Валерий Айзенберг из арт-группы «Escape» заметил, что Вы «из своего бессознательного» улавливаете тенденции, «которые увлекут арт-тусовку на ближайшие два года». Спрашиваю у первоисточника: и что это будет?
– Мне кажется, российское современное искусство должно озаботиться национальной художественной традицией.

– А форма?
– Это сложный вопрос. Я стараюсь отвечать на него своими работами. Я считаю, что «Хлеба» и есть сплав авангарда и иконописи.

«Жуки»(2004) – абстрактные деревянные скульптуры, напоминающие орехово-авокадной формой, мозги
– Не пойдет ли сейчас профанация: все начнут клепать иконостасы из разных материалов.
– Если начнут клепать – меня там уже не будет. Это я могу гарантировать.

– Вы и дальше будете двигаться в сторону традиционной эстетики? Ближайшие открытия?

– Меня сейчас интересует уничтоженная традиция русского язычества. Ее, опять же, эстетические составляющие, а не идеологические. Русская художественная традиция является наиболее животрепещущей и актуальной темой.

– На церемонии вручения премии Кандинского Вы сказали, что, словно Илья Муромец, противостоите Добром своих «Хлебов» Злу произведений «АЕС+Ф». Вы действительно поляризуете себя с аесами?
– Да. Я из другой среды. Я за искусство для искусства. За чистое искусство. «АЕС+Ф» – за шоу-бизнес, я – против шоу-бизнеса.

– Вы расходитесь только в рыночных позициях?
– Нет, это фундаментальная разница. Шоу-бизнес – реакционный тип потребления информации. А искусство – прогрессивный тип потребления информации. Хоть это деление выглядит грубовато, оно отражает различие в подходах.

– Но «Хлеба» у Гельмана не бесплатно висят. Есть прайс-лист, их можно купить.
– Конечно, не бесплатно.

– Значит, Вы не радикально боретесь с денежными знаками?
– А никто не занимается борьбой с денежными знаками. Но я считаю, что задача искусства – не производство денежных знаков.

– А какая?

– Вызывать у зрителя ужас и благоговение, что вкупе и есть катарсис!

От революционера – к эстету

Проследим путь выдающегося авангардиста, акциониста и теоретика искусства, чтобы выяснить, что же произошло с художником за последние лет дцать...

Горбачев издал закон о нравственности, согласно которому за мат в общественном месте полагалось 15 суток. В 1991 году Осмоловский со товарищи в ответ своими телами выложили на Красной площади слово из трех букв. Власти хотели впаять ребяткам статью за «хулиганство в особо циничной форме», но отпустили: не до того было, СCCР разваливался.

В 1993 году Анатолий уселся на плечо бронзового Маяковского, акция скромно называлась «Маяковский-Осмоловский» (в рамках российско-голландского проекта «Exchange/Обмен»).

Анатолий как бы принял эстафету у великого поэта-футуриста, тоже склонного в раннем творчестве к стихийному анархизму.

В тот же году – зловеще-знаковый снимок «Хаос – мой дом», где Осмоловский держит в руках отрезанную голову мертвой женщины.

Слабеющее советское государство выпустило из рук множество республик (как выразился Борис Ельцин: «Берите столько суверенитета, сколько унесете»). В том числе, и условную «территорию искусства».

Дабы она не пропадала зря, Осмоловский сколотил группу «Экспроприация Территории Искусства» («ЭТИ»). И до последнего времени государство не вмешивалось в арт-среду с идеологическими поправками. Зато огромное количество музыкантов и художников пиарит те или иные политические силы.

Поход Осмоловского в политику в конце 90-х завершился созданием партийного блока «Против всех». Анархист победил в Анатолии пиарщика. «Я считаю, выборы 1990-х годов были грандиозным обманом. Ни о какой демократии и говорить не приходится», – заявил он в интервью журналу «Арт-Хроника».

Дабы не смешивать политику и искусство, Осмоловский в 2000-х сосредоточился на создании «эстетических» арт-объектов. Его «Жуки» (2004) и «Золотой плод Натали Саррот» (2006) – абстрактные деревянные скульптуры, напоминающие орехово-авокадной формой мозги. Вероятно, они отражают напряженное размышление автора: куда двигаться?

Революционно-анархистская ситуация уничтожила госаппарат подавления, основанный на властной иерархии. Однако вместе с его разрушением (Путин начал свою деятельность с восстановления «властной вертикали»), была нивелирована и иерархия морально-нравственных ценностей. «Десакрализация» – это когда не осталось «ничего святого». Что опасно для существования общества как такового. В радикально-левом направлении работал в 90-х и главный московский «собаковод», создатель Партии животных – Олег Кулик.

Как ни странно, при внешней несхожести методов, на «левом поле» промышляли гораздо раньше питерская «Новая академия» Тимура Новикова и «Поп-механика» Сергея Курехина.

Однако питерцы, в отличие от социально и политически ориентированных москвичей, тоньше чувствовали грозную метафизическую силу, что стояла за демонтажем советской системы. Курехинская композиция «Донна Анна» (сквозная тема декадентского фильма «Господин Оформитель») и цойская «Между Землей и Небом война» еще в 1988 возвестили о ней.

Цой погиб в 1990-м. Сергей Курехин, неожиданно ставший исповедывать правые взгляды, умер от смертельной болезни в 1996-м. Тогда же смертельно заболел и главный «неоакадемик» (в честь его мастерской назван культовый фильм «АССА») Тимур Новиков. Как-то подзабылось, что он первым отрастил бороду и стал вещать в образе «мудрого старца» за несколько лет до подобной трансформации Олега Кулика.

Трагедия Новикова была в том, что он, к тому же, ослеп. Тимур успел в лекциях заклеймить московских коллег, проводя аналогии между акционизмом и оккультизмом.

Московские художники не любят залезать в метафизические дебри, им ближе концептуальные труды: от Маркса до Дебора с Деррида.

Однако в 2003-м Кулик отправился в Монголию снимать пустыню Гоби и ее обитателей, «живущих в согласии с Природой». В аннотации к своему видео-2004 «Gobi Test» (представленному на 51-й биеннале в Венеции) Кулик написал: «Единственный рекламный билборд в Монголии я видел на границе. Он обращен в сторону Китая. Это реклама «Хеrох», метафора нынешнего западного мира, копирующего безумие».

Кулик первый обозначил переориентировку российского современного искусства на Восток, от материализма к духовности. Тогда же Кулик сменил имидж, приняв облик «буддийского мудреца».

Уже в таком в виде он затеял проект «Верю», где самым заметным явлением стали «Хлеба» Осмоловского. «Мозговые» произведения завершись разверткой: иконостасом из пористых досок. Эту работу заметили на Двенадцатой кассельской Документе, а в конкурсе на соискание премии Кандинского она взяла главный приз, сделав автора «Художником года».

18 февраля в «The New Times» Осмоловский поместил программную статью. Имеет смысл привести из нее выдержки.

«В 90-е я был очень успешным художником, но это время я вспоминаю с ужасом». Казалось бы, чего ужасаться, если «Хаос – твой дом»?

«В конечном счете, цель авангарда – спровоцировать человека на активную мозговую деятельность». Иными словами, Анатолий обращается в первую очередь к интеллекту зрителя. Хотя в нашем интервью он утверждает несколько иное.

«Искусство является прообразом идеального общества. Самим фактом своего существования оно критикует нашу хаотичную, неорганизованную социальность…»

Осмоловский из разрушителя-«служителя Хаоса» превратился в созидателя. Анархизм (или любимая Осмоловским его разновидность – синдикализм) стремится к уничтожению любой иерархии, но иконостас (матрица «Хлебов») – ее очевидное воплощение.

Экс-анархист Осмоловский поддерживает теперь структуризацию российского общества, поскольку: «Процесс нормализации идет в позитивном направлении».

Здесь он развивает тезис «нонспектакулярности» – отказа от эпатажа и внешних эффектов ради ухода вглубь. Арт-объект теперь должен быть «прост и непонятен». О чем это Осмоловский? О сакрализации, конечно. Ведь «непонятность», «тайна» рождает благоговение, а вызвать это чувство – одна из его новых задач. Поэтому Анатолий ездит на Русский Север: для изучения тамошних церквей и иконостасов, в своем творчестве художник решил ориентироваться на «народные традиции».

В душе он все тот же «Илья Муромец» (как авангардист назвал себя на церемонии награждения «Кандинским») – «защитник обиженных и оскорбленных».

Просто раньше Осмоловский спасал обывателей от государства, а сейчас стремится спасти их души от распада. По-своему, конечно, концептуально. Что не умаляет заслуг «Ильи Муромца постмодернизма».

Между прочим, на картине Константина Звездочетова «Два богатыря» 2005 года (Алеша Попович – хитрость, Добрыня Никитич – физическая мощь), место Ильи, символизирующего силу русского духа, вакантно. На него явно претендует Осмоловский. Ведь это он только издалека казался Соловьем-разбойником, а на самом деле – былинный богатырь.

Текст: Константин Рылёв

Вам может быть интересно

Российские ПВО за ночь сбили 17 украинских беспилотников над четырьмя регионами
Темы дня

Визит Блинкена обнажил слабость США перед Китаем

Ни одно из высокопоставленных официальных лиц Китая не пришло в аэропорт провожать госсекретаря США Энтони Блинкена, так бесславно закончившего свой визит в КНР. Почему важнейшие для Вашингтона переговоры закончились по сути провалом, что требовал Блинкен от Китая по поводу отношений с Россией – и какие проблемы мешают США давить на Китай?

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

Власти Подмосковья предупредили об опасности сбитых БПЛА после схода снега

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Американские бомбы GLSDB оказались бесполезны на Украине

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Таджикистан рекомендовал гражданам на время воздержаться от поездок в РФ

Министерство иностранных дел Таджикистана рекомендовало гражданам республики временно воздержаться от поездок в Россию.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

Скончался народный артист России Василий Решетников

Народный артист России Василий Решетников ушел из жизни на 75-м году после продолжительной болезни.

Уровень безработицы в России в марте обновил исторический минимум

Уровень безработицы в России в марте 2024 года продолжил снижение и достиг исторического минимума в 2,7%, сообщает Росстат.

Шольц: С ракетами Taurus на Украину надо будет отправить немецких военных

Канцлер Германии Олаф Шольц отверг возможность передачи дальнобойных ракет Taurus Киеву, так как в этом случае надо будет отправить на Украину военных бундесвера.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Священник призвал не заваривать освященные ветки вербы

В преддверии Вербного воскресенья, которое православные христиане отметят 28 апреля, руководитель информационной службы Московской епархии протоиерей Александр Волков разъяснил верующим смысл освящения вербных веток.

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Арестован бывший подчиненный экс-замглавы Минобороны Иванова

Басманный суд Москвы арестовал бывшего подчиненного экс-заместителя министра обороны России Тимура Иванова, следует из картотеки суда.

Россия готова вернуться к переговорам о поставках Су-35 в Индонезию

Россия готова возобновить переговоры с Индонезией о закупке истребителей Су-35, заявил военный атташе посольства РФ в Индонезии полковник Максим Лукьянов.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?