23 сентября, понедельник  |  Последнее обновление — 16:13  |  vz.ru
Разделы

Тиндерная демократия уже настает

Герман Садулаев, писатель, публицист
Электронное голосование – неизбежное будущее. Оно откроет множество перспектив. Например, по широкому применению институтов прямой демократии, опросов и референдумов, которые станут дешевыми и простыми. Подробности...
Обсуждение: 26 комментариев

Зачем родители хотят сломать ноги детям

Антон Крылов, журналист
Путешествовать по миру без знания английского языка, в общем, можно. Так же, как можно путешествовать в гипсе со сломанной ногой. Неудобно, но можно. Но лучше иметь две здоровые конечности и больше возможностей для коммуникации с людьми. Подробности...
Обсуждение: 60 комментариев

Война – дело молодых. И бедных

Сергей Мардан, публицист
Атака хуситских дронов на саудовскую нефтянку, да и вся пятилетняя война йеменских повстанцев с Саудовским королевством, говорит об очень важной вещи – военную победу нельзя купить. Подробности...
Обсуждение: 31 комментарий

    В США испытали первый в мире палубный беспилотник-заправщик

    Корпорация Boeing провела испытания первого палубного беспилотного самолета-заправщика MQ-25 Stingray («Стингрэй»), который будет базироваться на авианосцах. Один беспилотник способен доставлять примерно 8 тонн горючего для дозаправки в воздухе от четырех до шести истребителей на расстояние до 930 км
    Подробности...

    Свадьба Ксении Собчак и Константина Богомолова

    В пятницу состоялось венчание телеведущей Ксении Собчак с театральным режиссером Константином Богомоловым. Для обоих это второй брак. Романтические отношения пары завязались еще в 2018 году
    Подробности...

    Визит Владимира Путина в Дагестан

    Президент Владимир Путин встретился с ополченцами из Дагестана в селе Ботлих. Поводом стала двадцатая годовщина боевых действий против террористов. Президент выпил из стопки, которую оставил нетронутой во время своей поездки в Дагестан в августе 1999 года. Так он исполнил обещание, которое дал во время визита в республику 20 лет назад
    Подробности...


        Российские шоферы рискуют оказаться зажатыми в тиски между ГИБДД и местными властями

        Российским водителям готовят ряд жестких мер

        Глава МВД Владимир Колокольцев сумел заинтриговать едва ли не каждого российского водителя, пообещав ряд «серьезных и жестких» мер для снижения смертности на дорогах. Если речь о том, чтобы ужесточить скоростной режим или полностью передать контроль за дорожными видеокамерами местным властям, то в Госдуме категорически против. А вот идея создания базы данных злостных нарушителей получила широкую поддержку. Подробности...
        Обсуждение: 118 комментариев

        Владимир Путин на отечественном лимузине Aurus заехал прямо на территорию немецкого завода

        Почему Mercedes инвестирует в санкционную Россию

        Владимир Путин приехал поздравить Mercedes-Benz с открытием немецкого завода в Подмосковье на отечественном лимузине Aurus. Но по традиции оставил свой автограф на первой российской иномарке, сошедшей с конвейера. Почему Mercedes-Benz решился инвестировать в российскую экономику не в самое простое для нее время? Подробности...
        Обсуждение: 12 комментариев
          НОВОСТЬ ЧАСА:В ОКР заявили об угрозе отстранения России от Олимпиады в Токио
           |  vz.ru

          Читайте также

          Анатолий Осмоловский: «Задача искусства – вызывать катарсис»

          Илья Муромец постмодернизма, в 90-х только казался Соловьем-разбойником
          Что такое скульптура? Это набор ритмов и ракурсов плоскостей, могущих привести к тем или иным эстетическим переживаниям    3 марта 2008, 11:58
          Фото: галерея Марата Гельмана
          Текст: Константин Рылёв

          Анатолий Осмоловский – одна из центральных фигур современного искусства. «Хлеба» (пористые доски, напоминающие хлебные краюхи, расположенные на стене в виде иконостаса) сделали его победителем премии Кандинского. Сейчас знаменитая инсталляция выставлена в Галерее Гельмана. Но как левый радикал Осмоловский, близкий к стихийному анархизму, «дошел» до «Хлебов»? Многие обвиняют художника в «оппортунизме».

          – Анатолий, как так произошло, что Вы из левого лагеря перешли в правый?

          «Сейчас наиболее актуальной темой является русская художественная традиция» – Я как придерживался левой политической ориентации, так и придерживаюсь.

          – Согласитесь, это непростой путь: от «…уя», выложенного телами Ваших товарищей на Красной площади – до «Хлебов», от символа фаллоса – до иконостаса, последний, по определению, принадлежит духовно-мистической области.

          – Духовно-мистическая – это все интерпретация. Я провожу линию: иконопись – авангард – концептуализм. Из русского искусства в мире наиболее влиятелен авангард. С большим отрывом от него – иконы.

          В мировом контексте иконы все же считаются византийской эстетикой. Рублева, на самом деле, немногие знают за границей. У него узкая, специализированная, известность. Хотя понятно, русская иконопись – серьезное художественное достижение. Она достойна того, чтобы работать в этом направлении. Не в направлении иконописи, конечно, а в осмыслении ее.

          Меня, как художника, интересует эстетический аспект. И в иконописи, и в русском авангарде он нагляден и поддается рациональному объяснению. Меня интересует русский иконостас, который сильно влияет на сознание людей.

          – Но иконостас изначально – вещь иррациональная, на нем изображены небесные образы. И обращен он к религиозным чувствам прихожан. Разве Ваш путь – от фаллоса до иконостаса – не свидетельство трансформации взглядов?
          – Мои взгляды менялись и меняются до сих пор. И время меняется, как известно. Однако я не считаю, что эстетика может быть левой или правой. Может ли быть левой или правой морковь или картошка?

          – Смотря что видеть в картошке: если причинное место – то она «левая», а если Чапая – «поправее».
          – Не бывает левого и правого искусства. Бывает просто искусство. Искусство обладает определенными эстетическими параметрами. Мне свойственны левые политические взгляды. Но это не говорит, что мое искусство – левое.

          Например, Кулик, который тоже активно работал в 90-е, и у него, как известно, была Партия животных, делал всякие «звериные перформансы». Он в то время свои политические взгляды не выражал, но был откровенно правым с точки зрения либерализма. Я же еще в то время негативно относился к либеральным реформам. И считал их позорной капитуляцией перед мировым империализмом.

          Я придерживаюсь философии Карла Марка и отчасти – Владимира Ильича Ленина. Если брать его ранние работы – про развитие капитализма в России. Где четко и ясно изложено, каковы могут быть последствия такого развития. Мне интересны и современные западные левоориентированные философы. В России философия была слабой.

          – А Соловьев, Бердяев, Андреев?
          – «Роза мира» – забавное произведение, научная фантастика.

          – Как откровение Вы его не воспринимаете?
          – Нет, конечно. Это даже скорее фэнтези. Помню, там были игвы, раругги.

          «Хлеба» сделали анатолия Осмоловкского победителем премии Кандинского
          «Хлеба» сделали анатолия Осмоловкского победителем премии Кандинского
          – Кстати, АЕС+Ф, Ваши основные конкуренты в борьбе за премию Кандинского, представляли шестиметровую скульптуру «Первый всадник» с китайской девочкой на тираннозавре. Когда они ее поставили в Питере на Дворцовой площади, в Рунете появилось фото с надписью «Игва верхом на раругге», так примерно выглядел у Андреева памятник двум расам античеловечества. Я не обвиняю аесов в плагиате, возможно, они «докопались» через свое воображение до прообразов, до архетипов? Вы не верите в такой путь художника?
          – Будучи левым художником, не верю в такие штуки. Я – атеист, марксист, прогрессист, синдикалист.

          – Именно поэтому Вы в своей арт-деятельности апеллируете к уму, интеллекту. Многие последние Ваши работы по форме напоминают мозг. Вы их сделали такими подсознательно?
          – Важность человеческого мозга нельзя переоценить.

          – А важность человеческого сердца? Ведь художник обычно затрагивает эмоциональную сферу?
          – Художник обращается к чувствам зрителя, даже если его работы интеллектуальны.

          – Ваша линия: иконопись – авангард – концептуализм. Но концепт – это мысль, идея. Зрителю всякий раз надо «объяснять» суть того или иного произведения. Воздействие идет не напрямую – через чувства, а посредством принятия идеи.
          – Я так не считаю. Искусство всегда апеллирует к чувствам. Но чтобы оценить, к примеру, концептуальные перформансы Монастырского, нужно на них присутствовать. Любая документация – бледное подобие. Перформанс – сродни театру. От театральных постановок остаются только яркие воспоминания. Запись адекватно не передает их эмоциональное воздействие.

          – Ваши бронзовые «Изделия» в виде танковых башен мне показались гораздо более интересными, когда я узнал, что Вы подразумевали под ними и «супрематические объекты». Идея усилила впечатление.
          – Факт, что танковые башни Вас не затронули, говорит либо о вашей чувственной грубости, либо о том, что эти вещи – не для вас.

          В этих работах идея играет второстепенную роль. Хотя, с точки зрения научно-исследовательского подхода, там можно найти любопытные закономерности. Но работа эта рассчитана на восприятие ритмики.

          Что такое скульптура? Это набор ритмов и ракурсов плоскостей, могущих привести к тем или иным эстетическим переживаниям. Концептуальная часть этой работы была в том, чтобы выяснить, как современная эстетика воздействует на бессознательном уровне. Инженеры, что разрабатывали танки, никогда не делали их для красоты. Это не автомобили.

          У военных специалистов задача – сделать снарядостойкую конструкцию. У меня представлены башни десяти стран (всего десять и производят танки). Я брал только современные модели. Так вот, израильский танк «Меркава» напоминает буквицы иврита. Русские танки – с круглыми башнями. Россия – единственная страна в мире, которая делает круглые башни танков.

          – Национальный менталитет оказывает влияние?
          – Конечно. Известно, что у русских витязей были круглые шлемы. Это архетипы, которые заложены в глубоком бессознательном.

          – Валерий Айзенберг из арт-группы «Escape» заметил, что Вы «из своего бессознательного» улавливаете тенденции, «которые увлекут арт-тусовку на ближайшие два года». Спрашиваю у первоисточника: и что это будет?
          – Мне кажется, российское современное искусство должно озаботиться национальной художественной традицией.

          – А форма?
          – Это сложный вопрос. Я стараюсь отвечать на него своими работами. Я считаю, что «Хлеба» и есть сплав авангарда и иконописи.

          «Жуки»(2004) – абстрактные деревянные скульптуры, напоминающие орехово-авокадной формой, мозги
          «Жуки»(2004) – абстрактные деревянные скульптуры, напоминающие орехово-авокадной формой, мозги
          – Не пойдет ли сейчас профанация: все начнут клепать иконостасы из разных материалов.
          – Если начнут клепать – меня там уже не будет. Это я могу гарантировать.

          – Вы и дальше будете двигаться в сторону традиционной эстетики? Ближайшие открытия?

          – Меня сейчас интересует уничтоженная традиция русского язычества. Ее, опять же, эстетические составляющие, а не идеологические. Русская художественная традиция является наиболее животрепещущей и актуальной темой.

          – На церемонии вручения премии Кандинского Вы сказали, что, словно Илья Муромец, противостоите Добром своих «Хлебов» Злу произведений «АЕС+Ф». Вы действительно поляризуете себя с аесами?
          – Да. Я из другой среды. Я за искусство для искусства. За чистое искусство. «АЕС+Ф» – за шоу-бизнес, я – против шоу-бизнеса.

          – Вы расходитесь только в рыночных позициях?
          – Нет, это фундаментальная разница. Шоу-бизнес – реакционный тип потребления информации. А искусство – прогрессивный тип потребления информации. Хоть это деление выглядит грубовато, оно отражает различие в подходах.

          – Но «Хлеба» у Гельмана не бесплатно висят. Есть прайс-лист, их можно купить.
          – Конечно, не бесплатно.

          – Значит, Вы не радикально боретесь с денежными знаками?
          – А никто не занимается борьбой с денежными знаками. Но я считаю, что задача искусства – не производство денежных знаков.

          – А какая?

          – Вызывать у зрителя ужас и благоговение, что вкупе и есть катарсис!

          От революционера – к эстету

          Проследим путь выдающегося авангардиста, акциониста и теоретика искусства, чтобы выяснить, что же произошло с художником за последние лет дцать...

          Горбачев издал закон о нравственности, согласно которому за мат в общественном месте полагалось 15 суток. В 1991 году Осмоловский со товарищи в ответ своими телами выложили на Красной площади слово из трех букв. Власти хотели впаять ребяткам статью за «хулиганство в особо циничной форме», но отпустили: не до того было, СCCР разваливался.

          В 1993 году Анатолий уселся на плечо бронзового Маяковского, акция скромно называлась «Маяковский-Осмоловский» (в рамках российско-голландского проекта «Exchange/Обмен»).

          Анатолий как бы принял эстафету у великого поэта-футуриста, тоже склонного в раннем творчестве к стихийному анархизму.

          В тот же году – зловеще-знаковый снимок «Хаос – мой дом», где Осмоловский держит в руках отрезанную голову мертвой женщины.

          Слабеющее советское государство выпустило из рук множество республик (как выразился Борис Ельцин: «Берите столько суверенитета, сколько унесете»). В том числе, и условную «территорию искусства».

          Дабы она не пропадала зря, Осмоловский сколотил группу «Экспроприация Территории Искусства» («ЭТИ»). И до последнего времени государство не вмешивалось в арт-среду с идеологическими поправками. Зато огромное количество музыкантов и художников пиарит те или иные политические силы.

          Поход Осмоловского в политику в конце 90-х завершился созданием партийного блока «Против всех». Анархист победил в Анатолии пиарщика. «Я считаю, выборы 1990-х годов были грандиозным обманом. Ни о какой демократии и говорить не приходится», – заявил он в интервью журналу «Арт-Хроника».

          Дабы не смешивать политику и искусство, Осмоловский в 2000-х сосредоточился на создании «эстетических» арт-объектов. Его «Жуки» (2004) и «Золотой плод Натали Саррот» (2006) – абстрактные деревянные скульптуры, напоминающие орехово-авокадной формой мозги. Вероятно, они отражают напряженное размышление автора: куда двигаться?

          Революционно-анархистская ситуация уничтожила госаппарат подавления, основанный на властной иерархии. Однако вместе с его разрушением (Путин начал свою деятельность с восстановления «властной вертикали»), была нивелирована и иерархия морально-нравственных ценностей. «Десакрализация» – это когда не осталось «ничего святого». Что опасно для существования общества как такового. В радикально-левом направлении работал в 90-х и главный московский «собаковод», создатель Партии животных – Олег Кулик.

          Как ни странно, при внешней несхожести методов, на «левом поле» промышляли гораздо раньше питерская «Новая академия» Тимура Новикова и «Поп-механика» Сергея Курехина.

          Однако питерцы, в отличие от социально и политически ориентированных москвичей, тоньше чувствовали грозную метафизическую силу, что стояла за демонтажем советской системы. Курехинская композиция «Донна Анна» (сквозная тема декадентского фильма «Господин Оформитель») и цойская «Между Землей и Небом война» еще в 1988 возвестили о ней.

          Цой погиб в 1990-м. Сергей Курехин, неожиданно ставший исповедывать правые взгляды, умер от смертельной болезни в 1996-м. Тогда же смертельно заболел и главный «неоакадемик» (в честь его мастерской назван культовый фильм «АССА») Тимур Новиков. Как-то подзабылось, что он первым отрастил бороду и стал вещать в образе «мудрого старца» за несколько лет до подобной трансформации Олега Кулика.

          Трагедия Новикова была в том, что он, к тому же, ослеп. Тимур успел в лекциях заклеймить московских коллег, проводя аналогии между акционизмом и оккультизмом.

          Московские художники не любят залезать в метафизические дебри, им ближе концептуальные труды: от Маркса до Дебора с Деррида.

          Однако в 2003-м Кулик отправился в Монголию снимать пустыню Гоби и ее обитателей, «живущих в согласии с Природой». В аннотации к своему видео-2004 «Gobi Test» (представленному на 51-й биеннале в Венеции) Кулик написал: «Единственный рекламный билборд в Монголии я видел на границе. Он обращен в сторону Китая. Это реклама «Хеrох», метафора нынешнего западного мира, копирующего безумие».

          Кулик первый обозначил переориентировку российского современного искусства на Восток, от материализма к духовности. Тогда же Кулик сменил имидж, приняв облик «буддийского мудреца».

          Уже в таком в виде он затеял проект «Верю», где самым заметным явлением стали «Хлеба» Осмоловского. «Мозговые» произведения завершись разверткой: иконостасом из пористых досок. Эту работу заметили на Двенадцатой кассельской Документе, а в конкурсе на соискание премии Кандинского она взяла главный приз, сделав автора «Художником года».

          18 февраля в «The New Times» Осмоловский поместил программную статью. Имеет смысл привести из нее выдержки.

          «В 90-е я был очень успешным художником, но это время я вспоминаю с ужасом». Казалось бы, чего ужасаться, если «Хаос – твой дом»?

          «В конечном счете, цель авангарда – спровоцировать человека на активную мозговую деятельность». Иными словами, Анатолий обращается в первую очередь к интеллекту зрителя. Хотя в нашем интервью он утверждает несколько иное.

          «Искусство является прообразом идеального общества. Самим фактом своего существования оно критикует нашу хаотичную, неорганизованную социальность…»

          Осмоловский из разрушителя-«служителя Хаоса» превратился в созидателя. Анархизм (или любимая Осмоловским его разновидность – синдикализм) стремится к уничтожению любой иерархии, но иконостас (матрица «Хлебов») – ее очевидное воплощение.

          Экс-анархист Осмоловский поддерживает теперь структуризацию российского общества, поскольку: «Процесс нормализации идет в позитивном направлении».

          Здесь он развивает тезис «нонспектакулярности» – отказа от эпатажа и внешних эффектов ради ухода вглубь. Арт-объект теперь должен быть «прост и непонятен». О чем это Осмоловский? О сакрализации, конечно. Ведь «непонятность», «тайна» рождает благоговение, а вызвать это чувство – одна из его новых задач. Поэтому Анатолий ездит на Русский Север: для изучения тамошних церквей и иконостасов, в своем творчестве художник решил ориентироваться на «народные традиции».

          В душе он все тот же «Илья Муромец» (как авангардист назвал себя на церемонии награждения «Кандинским») – «защитник обиженных и оскорбленных».

          Просто раньше Осмоловский спасал обывателей от государства, а сейчас стремится спасти их души от распада. По-своему, конечно, концептуально. Что не умаляет заслуг «Ильи Муромца постмодернизма».

          Между прочим, на картине Константина Звездочетова «Два богатыря» 2005 года (Алеша Попович – хитрость, Добрыня Никитич – физическая мощь), место Ильи, символизирующего силу русского духа, вакантно. На него явно претендует Осмоловский. Ведь это он только издалека казался Соловьем-разбойником, а на самом деле – былинный богатырь.


          ← На главную страницу Письмо в редакцию Подписка на новости
           
           
           
          © 2005 - 2018 ООО Деловая газета «Взгляд»
          E-mail: information@vz.ru
          .masterhost
          В начало страницы  •
          Поставить закладку  •
          На главную страницу  •
          ..............