Роланд Эммерих, затеяв проект «10 000 лет до нашей эры», буквально дословно повторяющий идеей и сюжетом «Апокалипсис» Мела Гибсона, судя по всему, об этом не думал. О чем он думал – вообще непонятно. Неужели он полагал, что компьютерных мамонтов и саблезубых тигров будет достаточно, чтобы все зашлись от восторга, наблюдая за похождениями наших доисторических предков с фарфоровыми зубами? Едва ли человек с таким опытом может быть настолько наивен. Или может?
«10000 лет до нашей эры»
Пока Джон Ву тихо загнивает в Голливуде, место лучшего гонконгского постановщика боевиков занял его тезка Джонни То
Фильмы, подобные творению Эммериха, заставляют думать, что технологии – это зло. Ибо многие постановщики как дети заигрываются ими, делая спецэффекты не просто самоценными, а тем единственным, что есть в их картинах. «10 000 лет до нашей эры» настолько глуп, неряшлив в исторических реалиях и шаблонен, что ругать его – как бить лежачего.
Что же до Эммериха, то после этого фильма его впору записывать в блаженные. Только блаженный может снимать кино, словно до него не было ни тысячелетий истории драмы, ни века истории кинематографа, ни системы Станиславского, ни… В общем, ничего не было. Словно его фильм не только о временах пещерных людей, но и снят тогда же.
Пересказывать сюжет даже как-то неудобно, потому что он высветит беззастенчивое воровство у Гибсона. Вроде главной номинации «Серебряной калоши», в которой прокручивают куски из песен в связке с первоисточниками.
Судите сами.
Где-то в горах живет племя, охотящееся на мамонтов. Но однажды на племя совершают набег невесть откуда взявшиеся воины и уводят всех в рабство. Уцелел лишь сын вождя Д’Лех, отправляющийся вслед за ними, чтобы вызволить свою девушку, голубоглазку Эволет.
Как видно, разница лишь в том, что у Гибсона племя жило в лесу и охотилось на тапиров, а герой, наоборот, должен был бежать из плена, чтобы спасти жену и ребенка, прячущихся в затапливаемом дождем колодце.
На лицо плагиат и идейный, и сюжетный. Но во всем остальном картины разделяет пропасть. Насколько хороша работа Гибсона, настолько бездарно творение Эммериха. Причем стратегических, концептуальных и каких угодно еще ошибок в «10 000 лет до нашей эры» столько, что перечислять их – значит вбивать гвозди в крышку гроба режиссера.
Остановиться стоит лишь на одной – на общей пафосности подачи, на которую в первую очередь работает закадровый комментарий рассказчика, озвученный в оригинале Омаром Шарифом. Слушать, как серьезно и величественно преподносится невыносимая ересь, было бы смешно, если бы не было так грустно.
Грусть вызывает то, что фильм стал еще одной конфетой со вкусом козявки из носа, которая, помнится, как-то досталась Рону Уизли. Конфеты, казавшейся такой притягательной благодаря красивой обертке, а на деле оказавшейся совершенно несъедобной.
Масштаб обмана прекрасно иллюстрируют результаты первого уикенда в США, где «10 000 лет до нашей эры» собрали 36 млн долларов. Нет сомнений, что и в России сборы будут внушительными. Но и отклики, уверен, будут столь же разгромными, как и за океаном.
«Хортон»
Обладатель огромных ушей и не менее большого сердца, слон Хортон услышал однажды призыв о помощи |
Хортон взял пылинку под свою опеку, переместив ее на цветок клевера, но для всех вокруг он был сбрендившим слоном, который разговаривает сам с собой. И они не намерены терпеть его выходки – чтобы образумить Хортона, животные решили сварить клевер со всеми его обитателями, в которых они не верят.
«Хортон», созданный студиями, на счету которых оба «Ледниковых периода», имеет в своей основе сказку доктора Сьюза, самого популярного в США детского писателя. У нас его знают лишь по весьма сомнительным экранизациям «Гринч – похититель Рождества» и «Кот», хотя в 1992 году Алексей Караев снял короткометражную мультипликационную адаптацию «Хортона» под названием «Я вас слышу».
Сьюз написал свою книжку после трагедии Хиросимы, и ее главной идеей было то, что каждый народ ценен, как бы мал он ни был. И надо сказать, эта простая мысль не потеряла своей актуальности и поныне и звучит весьма остро в свете ситуации вокруг Косова, Абхазии и других мало кем признанных республик.
Но не стоит думать, что мультик донельзя политизирован и детям на нем будет скучно. Тем он и хорош, что все идеи поданы в нем положены вторым слоем, а на первом – юмор, который будет понятен даже самым маленьким. Именно поэтому главных героев в оригинале у нас озвучивали Джим Керри и Стив Кэррел, а у нас – резиденты «Камеди Клаба» Тимур Батрутдинов и Александр Ревва.
Плюс это или минус, каждый решает для себя, но одно можно сказать наверняка: здесь нет пошлых шуточек, на которых специализируются Тимур и Александр, и детей на «Хортона» можно вести смело.
«Отверженные»
Сцены перестрелок тут восхитительны, и ни одно сравнение не будет для них слишком завышенной оценкой |
Но они там не одни. На выручку Во пришел Тай, когда-то бывший подельником Во в том покушении. Он прихватил с собой друга, и так уж вышло, что все пятеро крепко дружили в детстве. Именно поэтому, постреляв, они сели за один стол, чтобы перевести дух, перекусить и пообщаться. Хотя дружеские посиделки – не ко времени: навестить своего неудачливого убийцу явился и сам Фэй.
Пока Джон Ву тихо загнивает в Голливуде, место лучшего гонконгского постановщика боевиков занял его тезка Джонни То. В России его уже хорошо знают – один за другим у нас вышли его «Горячие новости», «Выборы» и «Выборы 2». И даже тем, кто не занимался вопросом специально, впору было заметить, что режиссер остается верным однажды выбранной теме: все его фильмы – о гонконгских гангстерах.
Но «Отверженные» немного отошли от привычного расклада. Поменялась диспозиция. Джонни То посвятил свой новый фильм событиям в Макао, причем, по его собственным словам, изначально вообще была мысль снимать на Кубе, но не хватило денег. Между тем это мало что меняет. Тема дружбы и воровской чести по-прежнему занимает в его работе центральное место.
И, конечно, нельзя не сказать, что в фильмах гонконгского режиссера важно не только что, но и как. Сцены перестрелок тут восхитительны, и ни одно сравнение не будет для них слишком завышенной оценкой. Ну и, конечно, финал в «Отверженных» снят в традиции, уходящей корнями в классику вестерна, что делает бессмысленным извечный спор Востока и Запада.
«10 000 лет до нашей эры» (10,000 B.C.)
Звезды – Камилла Белль, Омар Шариф
Жанр – приключенческий
Про что – про доисторического охотника на мамонтов, отправившегося на спасение своей возлюбленной, которую угнали в рабство.
«Хортон» (Horton Hears a Who!)
Жанр – анимационный
Про что – про слона, который, единственный во всех джунглях, мог слышать голоса маленького народца, обитавшего в пушинке на цветке клевера.
«Отверженные» (Fong juk)
Жанр – боевик
Про что – про пятерых друзей детства, оказавшихся по разные стороны баррикад в гангстерских разборках Макао.