Но почему-то три картины великого современного художника Джексона Поллока, выставленные на аукционе Sotheby’s в мае этого года, не нашли покупателя. Античность и классика давно уже не пользуются популярностью, но самый дорогой лот 2007 года – протоэламская каменная львица, созданная около 5 тыс. лет назад.
Ниже – самые дорогие и самые неуспешные лоты минувшего года.
1. Львица из Гуэннола (Месопотамия, III тысячелетие до н.э.) – 57 млн долларов, Sotheby’s, 5 декабря 2007.
5 декабря 2007 года эта фигурка была продана за 57 млн долларов на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке при изначальном эстимейте в 12–18 млн
Это одно из старейших, но и одно из самых значимых произведений древнего (тем более протоэламского) искусства, которые появлялись на торгах за последнее время.
По самой распространенной версии, фигурка львицы с формами человека, изогнутой в неестественной, но вместе с тем страстной позе, изображает демона, однако также возможно, что это изображение богини войны и любви Инанны. Маленькая статуя, по легенде, служила талисманом одному из древних правителей Месопотамии.
Согласно каталогу Sotheby’s, два маленьких отверстия в голове львицы свидетельствуют о том, что ее, скорее всего, носили на шее.
Ярость и сила, отраженные в позе зверя, должны были отгонять злые силы и несчастья от владельца. Изображения львов на протоэламских печатях обычно связывают с символом власти, однако их место в системе верований и мифологии породившей их культуры остается неизвестным. Письменных источников, которые могли бы пролить свет на эту загадку, не сохранилось.
5 декабря 2007 года эта фигурка была продана за 57 млн долларов на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке при изначальном эстимейте в 12–18 млн. Эта цена побила рекорд цены за скульптуру, установленный в ноябре 2007 года, когда за «Голову женщины» Пабло Пикассо покупатель заплатил 29 млн. Предыдущий рекорд был тоже установлен в 2007 году, в мае, когда за римскую бронзовую скульптуру было заплачено около 28 млн долларов.
2. Марк Ротко, «Белый центр» – почти 73 млн долларов, Sotheby’s, 15 мая 2007.
«Белый центр» был написал в тот чудесный для Ротко 1950 год, когда художник наконец обрел свой стиль, окончательно отказавшись от «биоморфизмов» и греческой мифологии, которые интересовали его в 40-х годах, и перейдя к своего рода расплывающемуся «пэчворку в искусстве». Сам он характеризовал свои картины как «драмы; формы в моих работах – это актеры… Это организмы, обладающие волей и страстью к самоутверждению». Однако вскоре он перерос и эту игру с цветом и увлекся тем, что сам называл «неизвестными пространствами». «Белый центр» – крупнейшее из 16 полотен, которые Ротко написал в тот год, которые, по мнению художника, отражают основные человеческие эмоции: трагедию, экстаз, судьбу и т.д. В этой картине он достигает своего рода синтеза строгого, аскетичного дизайна и чувственности цвета – тех противоположностей, которые раздирали его в ранние годы.
Картина принадлежала Дэвиду и Пегги Рокфеллер и последний раз демонстрировалась публике в мае 1998 года в рамках ретроспективы Марка Ротко.
Это стало рекордно высокой ценой за произведение современного искусства, втрое превысив некогда максимальную стоимость в 22,4 млн долларов США, установленную тем же самым Ротко в ноябре 2005 года на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за полотно «Почитание Матисса».
3. «Авария зеленой машины» («Горящая зеленая машина I») Энди Уорхола – почти 72 млн долларов, Christie’s, 17 мая 2007 года.
Между 1962 и 1964 годом Уорхол работал над серией, которая называлась «Смерть и катастрофа» – на редкость актуальная, надо сказать, тема для наших дней. Серия принтов в зеленом цвете (единственный цветной ряд, т.к. остальные серии были в черном и белом), посекундно изображающая автокатастрофу, относится к тому периоду творчества Уорхола, когда он еще был действительно великим художником, а не растиражированной иконой поп-арта.
Рекорд за Уорхола на аукционных торгах, лишний раз свидетельствующий о том, что рынок современного искусства сейчас переживает бум.
4. Дэмиан Херст, «Весенняя колыбельная» – 19,2 млн долларов, Sotheby’s, 21 июня 2007 года.
Год 2007-й вообще стал счастливым для Херста. Череп из золота и бриллиантов работы художника украсил обложки всех глянцевых журналов и в результате был продан за 100 млн, а результаты продаж его работ на аукционах сделали его самым дорогим художником из ныне живущих.
5. Рембрандт, «Молодой Рембрандт в образе Демокрита – смеющегося философа» – 2,58 млн фунтов, Moore Allen & Innocent, 26 октября 2007 года.
Рембрандт, более того – автопортрет Рембрандта, и с эстимейтом, не превышающим 3 тыс. фунтов? Впору воскликнуть, как в рекламе плавленого сыра: «Нет, сынок, это фантастика!» Но первоначальная цена работы «Молодой Рембрандт в образе Демокрита – смеющегося философа» действительно составляла 1 тыс. фунтов. Владелец миниатюры уверил экспертов маленького аукционного дома Moore Allen & Innocent в том, что согласно экспертизе, проводившейся много лет назад, работа была создана современником великого живописца. Однако представители отделения аукционного дома Sotheby's в Амстердаме уверены, что речь идет об оригинальном Рембрандте, поскольку картина под названием «Автопортрет молодого Рембрандта в образе смеющегося философа» упоминается во множестве монографий.
6. Винсент Ван Гог, «Поля» («Пшеничные поля») – осталась непроданной при эстимейте в 28–35 млн, Sotheby’s, 7 ноября 2007 года.
Эта картина должна была стать хитом сезона – очень известная, яркая, красивая и очень редкая (последний из поздних ландшафтов Ван Гога, находящийся в частных руках) картина художника мирового значения. К тому же картина с историей. Многие исследователи творчества Ван Гога считают, что именно «Поля» – последняя картина, нарисованная художником. В письме, которое Винсент отправил брату Тео 10 июля 1890 года, он упоминает ее: «просторное пшеничное поле под тревожным небом», в котором он старался выразить «печаль и одиночество». 27 июля, в возрасте 37 лет, он застрелился – все в том же «просторном пшеничном поле» – и умер на руках у брата со словами: «Печаль вечна».
Провал картины Ван Гога на аукционе был абсолютно непредсказуем. Если бы на этом же аукционе скульптура Пикассо, о которой мы уже упоминали, не была продана за 29 млн, а одна картина из таитянского цикла Гогена, «Утро», – за 39 млн (правда, чуть-чуть не дотянув до нижней границы эстимейта в 40 млн долларов), можно было бы говорить о падении интереса к импрессионистам. Но поживем – увидим.
7. Веласкес, «Портрет короля Филиппа IV» – осталась непроданной при эстимейте в 2 млн евро, Sala Retiro, 12 декабря 2007 года.
Абсолютно необъяснимая ирония торгов – при смехотворном эстимейте картина одного из самых известных испанских художников не находит покупателей. И это притом, что около двух лет назад испанская полиция сорвала попытку продать фальшивую копию этой картины за 900 тыс. евро!
8. Джексон Поллок, «Номер 16» – осталась непроданной при эстимейте в 12–16 млн долларов, Sotheby’s, 15 мая 2007 года.
Словно опровергая бум на рынке современного искусства, картина Джексона Поллока не нашла своего покупателя несмотря на то, что за 6 месяцев до этого «Номер 5» был частным образом приобретен за 140 млн долларов.