Культура

25 января 2008, 16:15

Творчество Высоцкого и советская власть

Фото: ИТАР-ТАСС

Уже стало банальным гадать, каким был бы Высоцкий сейчас. Интересно другое – почему именно в случае Высоцкого возникает сама возможность постановки такого вопроса. Брюсов в 30-е или, например, Ахматова в 70-е не вызывают удивленных размышлений. А Высоцкий – да, почему-то хочется об этом фантазировать. Наверное, потому что его возможный творческий и просто человеческий путь не кажется таким уж однозначным.

Каким не кажется сегодня и путь пройденный.

В романе Набокова «Дар» есть эпизод, в котором дурачат давно не бывшего в России эмигранта, который не имел с родины никаких вестей и вернулся в конце 50-х годов XIX века. Ему показывают на старика в театральной ложе: это, мол, Пушкин... «Шалость, как это иной раз случается, обернулась не тем боком, и легкомысленно вызванный дух не хотел исчезнуть <…> Что если это и впрямь Пушкин, грезилось мне, Пушкин в шестьдесят лет, Пушкин, пощаженный пулей рокового хлыща, Пушкин, вступивший в роскошную осень своего гения...»

Позволение дышать

Вот творчество, а вот установленные ему властью границы: все, что не одобрено особым указом, – запрещено

Я помню такую картинку. Год примерно 1982-й или 1983-й. Я захожу в университетский корпус, возле которого стоит автомобиль, из него играет какой-то музон (Высоцкий? Вилли Токарев? Тогда не обратил внимания, а жаль!).

Вскоре вслед за мной в корпус заходит мрачного вида дамочка в милицейской форме, просит у вахтерши телефон, и я слышу такой примерно разговор.

Она сообщает начальству, очевидно, номер этого автомобиля и говорит, что надо выяснить, чья машина, так как оттуда звучит социально вредная музыка.

Я слегка обалдел, ибо не предполагал, что маразматичность советской власти доходит до таких степеней. Разумеется, владелец машины не подвергся бы репрессиям, просто в досье появилась бы лишняя строчка.

Но случай этот в очередной раз все четко расставил по своим местам. Есть разрешенная и запрещенная музыка; вот творчество, а вот установленные ему властью границы: все, что не одобрено особым указом, – запрещено.

Творчество Высоцкого – разновидность самиздата, а эта форма творчества в лучшем случае не поощрялась, а в худшем – активно преследовалась.

Стоит вспомнить хотя бы ближайшего по времени коллегу Высоцкого – Александра Галича, которому было запрещено выступать с концертами. В 1971 году он был исключен из Союза писателей и Литфонда, последовал недвусмысленный запрет на профессию и эмиграция в 1974 году.

В случае Высоцкого была выбрана другая тактика, ему дозволялось время от времени выступать с концертами по стране, а брак с Мариной Влади давал возможность бывать и петь за границей.

Режиму, конечно же, ничего не стоило раздавить и Высоцкого, но в отношении его было принято более мудрое (и более подлое) решение: пусть представительствует от неофициальной культуры, да еще и в экспортном варианте, пусть будет живым доказательством свободы творчества в СССР. Поэтому ему прощалось то, за что другого стерли бы в порошок.

Но и «легализовать» творчество Высоцкого не торопились – при жизни певца было напечатано только одно его стихотворение. Что касается пластинок, было несколько миньонов, но количество песен на них едва ли превышало десяток, в то время когда написано их было более семисот.

И все же надо вспомнить воздух того времени и тогдашние правила игры, в том числе и в «культуру».

Если тебя нет официально, то как бы нет и в реальности. Да, есть актерские роли, популярность у кинозрителей. А песен – нет. То есть подразумевалось, что подобное творчество имело статус хобби, самодеятельности, и те единичные примеры его обнародования имели место лишь потому, что замолчать популярность песен Высоцкого было невозможно.

Но невозможным было и официальное признание, поэтому изданный мизер лишь как бы обозначал присутствие Высоцкого на территории дозволенного.

Впрочем, бешеная популярность Высоцкого в какой-то степени облегчала властям проблему издания его песен – можно было не ломать голову, как выбрать то, что приемлемо для цензуры, как все это преподносить и т.д. Просто песни Высоцкого были везде и у всех.

Контролировать распространение «магнитиздата» было невозможно, и количество записей многократно превышало «тиражи» самиздата литературного.

Актер и его маски

Барды, авторы-исполнители, шансонье… Неуклюжие определения сверхпопулярного в СССР жанра, странно, что достойное имя ему так и не нашлось.

Феномен популярности Высоцкого был в том, что в своих песнях он перепрыгивал границы жанра авторской песни, и связано это прежде всего с его актерским ремеслом.

Систему масок в своих песнях до Высоцкого применял и Галич, но его творчество было рассчитано на более узкий круг слушателей, он был слишком интеллигентен для статуса народного любимца.

Диапазон песенных ролей Высоцкого оказался гораздо шире, вплоть до отождествления певца с героями его куплетов. Даже при скидке на наивность и неискушенность определенной части аудитории, даже при труднодоступности адекватной информации в советских условиях сложно объяснить стремление к такой степени доверия.

Высоцкий задел сразу много струн (да, вот такой каламбур) в душах слушателей, он пел о замалчиваемом так, как будто это коснулось лично его, как бы эмоционально восполняя дефицит знания об истории страны, в которой мы жили.

Это были не жанровые сценки, как у Галича, а, скорее, попытка «взять тему» нутром, нахрапом, чаще всего удававшаяся. А многоликость и протеистичность Высоцкого лишь оттеняли прямые лирические высказывания в других его песнях.

Как-то все оказалось ладно друг к другу подогнано и все вместе производило потрясающий эффект – известность и официальная непризнанность, лиричность и гражданственность, игра и искренность. Успешность и гонимость. Плюс характерный голос. Плюс знаковые роли, которые довелось сыграть в кино.

Феномен Высоцкого – это редкий случай народного признания и возможности при этом уцелеть. Причем внешней возможности. Вектор саморазрушения (алкоголь и более жесткие наркотики, которые сначала помогают, в том числе и творчеству, а потом выставляют счет) был достаточно силен, чтобы оборвать жизнь на ее середине.

Потому и спрашиваем – а каков был бы он сегодня? Насколько, например, сегодня возможно для артиста это шаткое равновесие народной любви и ненависти официоза?

Не говоря уже о более простых моментах, о том же «русском шансоне», который уже нельзя даже пародировать и исполнители которого по-прежнему клянутся именем Высоцкого.

А кого, кстати, спрашиваем об этом? Себя, больше некого. Значит, образ Певца, который создал Высоцкий, уже стал частью новой мифологии, его можно «примерять» на разные эпохи, сверять с ним теперешние эстрадные моды, упрекать и быть благодарным.

Текст: Олег Рогов

Вам может быть интересно

Пожар площадью 10 тыс. кв. метров произошел под Улан-Удэ
Темы дня

Зачем Украина признала себя диктатурой

Миф о демократии на Украине можно считать окончательно разоблаченным. И соответствующее признание де-факто сделал сам киевский режим, предъявив Европе соответствующее заявление о системных нарушениях прав человека в стране. Что означает это признание и зачем оно нужно Киеву?

В США испугались сокращения объемов российской нефти на рынке

США временно разрешили проводить операции с российскими банками, в том числе Сбербанком и ВТБ. Транзакции возможны только в области энергетики и согласованы до 1 ноября этого года. Почему Вашингтон принял такое решение и как оно отразится на рынке?

Военный эксперт объяснил неразорвавшиеся суббоеприпасы от ракет ATACMS в Крыму

Бывший американский разведчик рассказал о страхе США перед Россией

Отступление ВСУ из Очеретино вызвало бурную реакцию на Украине

Новости

Российские войска продвинулись на трех ключевых направлениях

ВС России в последние сутки смогли занять более выгодные позиции сразу на нескольких направлениях, указало российское Министерство обороны во вторник.

Белый дом отказался признавать уничтожение шести ракет ATACMS российской ПВО

Координатор по стратегическим коммуникациям в Совете национальной безопасности Белого дома Джон Кирби не стал комментировать информацию о том, что шесть американских ракет ATACMS были сбиты средствами противовоздушной обороны (ПВО) России.

Маск предрек «бесконечную войну» из-за соглашения между США и Украиной

Возможное соглашение между Киевом и Вашингтоном повлечет «бесконечную войну», заявил американский предприниматель Илон Маск.

BI: Ошибка ВСУ помогла России продвинуться у Очеретино

ВСУ допустили ошибку, которая позволила российским войскам провести успешное наступление у Очеретино, пишет Business Insider (BI).

В Германии возмутились словами Зеленского о ВС России

Читатели немецкого издания Focus раскритиковали заявление украинского президента Владимира Зеленского о том, что ВС России пользуются возможностями, пока украинской армии не хватает вооружения.

Ученый сказал, что уничтожает инопланетные цивилизации во всех галактиках

Инопланетные цивилизации могли погибнуть из-за гамма-всплесков, предположил профессор физики и астрономии Университета Стоуни-Брук Фредерик Уолтер.

Арестованы пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в Москве

В столице под стражу помещены пятеро подозреваемых в поджоге вертолета в аэропорту Остафьево, сообщили в пресс-службе судов общей юрисдикции города.

Европу предупредили о риске новой зависимости от России

Европа неосознанно становится зависимой от российских удобрений, как это уже происходило с газом, заявил исполнительный директор норвежской химической компании Yara International Торе Хольсетхер.

AstraZeneca признала образование тромбов у пациентов из-за вакцины от COVID

Британско-шведская фармкомпания AstraZeneca признала, что ее вакцина против коронавируса может вызывать тромбоз, пишет Telegraph со ссылкой на документы из коллективного судебного иска.

Пленный ВСУ рассказал об обмане командования в Очеретино

Командование Вооруженных сил Украины (ВСУ) обманом отправило непригодных к военной службе в Очеретино, заявил украинский военнопленный Александр Ведерников.

У Майданова возник отек Квинке

Певцу Денису Майданову стало плохо в Центральном академическом театре Российской армии в Москве, сообщил его директор Захар Майданов.

Армения признала проблемы в отношениях с Россией

В отношениях Еревана и Москвы есть некоторые проблемы, стороны работают над их решением, заявил армянский министр иностранных дел Арарат Мирзоян.
Мнения

Владимир Можегов: Как джаз взломал культурный код белой Америки

Когда говорят, что джаз – музыка народная, это не совсем правда, или даже – совсем не правда. Никаких подлинных африканских корней у этой музыки нет. Но как же такая музыка смогла не только выжить, но и завоевать мир? А вот это очень интересная история.

Тимур Шерзад: Выборгская резня навсегда останется позором Финляндии

29 апреля 1918 года финские белые войска взяли Выборг, один из главных центров красных финнов. И тут же принялись вымещать свою ненависть к коммунистам. Но большинством жертв кровавой расправы стало обычное русское население города.

Андрей Новиков-Ланской: Русская идея Иммануила Канта

Самая устойчивая кантианская цитата – его сентенция о звездном небе над нами и нравственном законе внутри нас. В этой метафоре сконцентрированы главные русские интуиции: чувство бесконечного пространства и нравственное чувство, поиск высшей справедливости.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?