Культура

17 января 2008, 17:44

Кристина Блаумане: «Я боялась больших оркестров»

Фото: Фотографии предоставлены
московской филармонией

В Малом зале консерватории состоялся концерт виолончелистки Кристины Блаумане; вместе с пианистом Яковом Кацнельсоном и альтистом Максимом Рысановым она исполнила сочинения Грига, Барбера, Бетховена, Брамса.

Блаумане – победитель ряда крупнейших конкурсов, постоянный участник международных фестивалей, в том числе ежегодного московского «Возвращения».

Я боялась больших оркестров – боялась не услышать себя в большой группе, боялась рутины, боялась возненавидеть музыку. Но это мне не грозит…

Выступала в ансамблях с Исааком Стерном, Гидоном Кремером, Йо-Йо Ма, Мишей Майским, Юрием Башметом и многими другими знаменитыми солистами. Девять лет работает концертмейстером группы виолончелей в лучшем камерном коллективе Голландии «Амстердамская симфониетта», недавно заняла этот же пост в Лондонском филармоническом оркестре (LPO).

О своих пристрастиях в камерной музыке, о работе в Лондоне и о ближайших планах Блаумане рассказала Илье Овчинникову специально для газеты ВЗГЛЯД.

– Кристина, как родилась программа, которую вы представили в Москве?
– Все началось два года назад, после моего концерта в Рахманиновском зале в рамках абонемента «Возвращение. Портреты». Тогда я впервые встретилась с Яковом Кацнельсоном как с музыкантом и подумала о том, как было бы хорошо еще сыграть вместе.

К счастью, это желание было обоюдным, и вскоре мы договорились сыграть сонату Грига, а позже возникли идея и возможность записать диск. В прошлом году в Москве мы его записали, что и было результатом того концерта двухлетней давности.

Эту программу мы уже представляли в Риге – соната Барбера, соната Грига и Вариации на словацкую тему Мартину. В Москве мы также решили сыграть трио Брамса с Максимом Рысановым – очень хотелось выступить вместе, а приехать на фестиваль «Возвращение», который недавно завершился, он не смог. У него была в эти дни запись на BBC и концерт с Базельским симфоническим оркестром, которым он дирижировал.

– Сейчас многие музыканты жалуются на то, что диски выпускать все труднее, и тем не менее у большинства они продолжают выходить. Как эту проблему решили вы?
– Звукозаписывающих фирм очень много, и сейчас все чаще музыкант сам оплачивает запись, а фирма берет на себя ее выпуск и распространение.

В моем случае так и произошло – компания сделала предложение, а расходы по записи зависели уже от меня. Недавно вышел диск и у Максима Рысанова, где он тоже отчасти сам был продюсером. Он записывал его в Риге, с рижским хором Kamer и Лиепайским оркестром.

Сначала хор пригласил его исполнить Styx Канчели, потом они решили это записать и нашли сочинение Тавенера, также для альта и хора с оркестром. Правда, что касается расходов по залу и так далее, то хор тоже занимался поиском спонсоров, потому что они были заинтересованы в этом проекте.

– С чего началась ваша работа в Лондоне?
– В 1996 году я поехала туда учиться, выиграв конкурс и получив стипендию на один год в Guildhall School of Music and Drama. Это стало возможно благодаря работе Британского совета в Латвии.

Прошел год, я стала искать возможность продолжить там учебу, мне это удалось, и я училась еще пять лет. Когда я уезжала из Латвии, там сложилась очень тяжелая ситуация в культуре, уезжали многие, Камерный филармонический оркестр, где я работала, ликвидировали.

Надо было искать другие возможности, в Лондоне мне очень понравилось – за эти годы возникло много важных контактов. Плюс возможность играть камерную музыку, что я особенно люблю.

Работа в LPO возникла уже совсем недавно и, можно сказать, совсем случайно. В марте прошлого года меня позвали туда приглашенным концертмейстером на одну программу.

Здесь сыграли роль контакты, о которых я говорила, – до этого 2–3 года там не было постоянного концертмейстера, они пробовали нескольких людей, позвали и меня.

Мы проработали неделю, потом мне предложили сыграть в мае конкурс, затем – испытательный срок, и в ноябре они сообщили, что принимают меня.

– Как вы планируете совмещать работу в LPO и в «Амстердамской симфониетте»?
– Мне было бы очень жаль оставлять «Симфониетту», где я работаю постоянно уже 9 лет. Это один из немногих камерных оркестров, где ты чувствуешь, что люди действительно занимаются музыкой. Оркестр собрался на чистом энтузиазме.

– Его основатель Лев Маркиз рассказывал мне, что в «Симфониетте» с самого начала было принципиальным абсолютное равноправие всех участников, что их отношение к работе было не оркестровым, а, скорее, квартетным. Сохранилось ли это до сих пор?
– Да, абсолютно. Сейчас у нас уже несколько лет нет главного дирижера, многие программы мы играем без дирижера. А это как раз способствует такому отношению к работе, о котором вы говорите. Но мне пока трудно сказать, насколько возможно это будет совместить с Лондоном.

– Один из основателей фестиваля «Возвращение», гобоист Дмитрий Булгаков, говорит: «Я не верю в симфонический оркестр – в то, что сто человек в едином порыве могут тебе что-то передать. Поэтому я занимаюсь камерной музыкой». Вы также подчеркиваете, как важна для вас камерная музыка, но не противоречит ли этому работа в симфоническом оркестре? Чем она вас привлекает?
– В первую очередь репертуаром! Вы не представляете себе, сколько мне открылось за последний год; возникает ощущение, будто я до сих пор ничего не знала.

Есть столько прекрасной музыки, о которой я понятия не имела, – знакомиться с ней одно удовольствие. Стыдно говорить, но колоссальным открытием для меня стала Пятая симфония Прокофьева – я знала ее прежде, но никогда не играла, так как не работала раньше в симфоническом оркестре, хотя камерный репертуар переиграла почти весь. Недавно играла Третью и Четвертую симфонии Малера – это тоже для меня огромное открытие.

Мы играли в минувшем году также много сочинений Корнгольда к его юбилею, в частности его оперу трехчасовую Das Wunder der Heliane. Я совершенно не знала его музыку, хотя очень люблю Штрауса, Малера. Имею в виду музыку Корнгольда до того, как он стал работать в Голливуде. Правда, относящийся к этому периоду Скрипичный концерт мы играли тоже. Там влияние Голливуда, конечно, чувствуется, хотя точнее было бы сказать, что это Корнгольд повлиял на Голливуд.

Вот главное, что интересно мне в симфоническом оркестре. Моему интересу к камерной музыке это ни в коем случае не противоречит. Знаете, я боялась больших оркестров и не участвовала в конкурсах все эти годы – боялась не услышать себя в большой группе, боялась рутины, боялась возненавидеть музыку.

Но это мне не грозит еще очень долго, судя по тому, как интересно мы работаем. Нужно столько всего учить, вникать... Конечно, я не буду заниматься только оркестром и оставлю время для камерной музыки. У концертмейстеров LPO такая возможность есть.

– Вы работали также как приглашенный концертмейстер с Kremerata Baltica Гидона Кремера. Есть ли у этого коллектива что-то общее с «Амстердамской симфониеттой», или различия преобладают?

– Общее есть – там работа также происходит достаточно демократично, хотя если именно Кремер сидит на месте концертмейстера, то какие-то свои идеи он, конечно, диктует, хотя и для других мнений всегда открыт.

Как и «Симфониетта», это оркестр без дирижера, где равно важна инициатива каждого человека, за каким бы пультом он ни сидел. В таких коллективах иначе невозможно.

Другое дело, что это оркестр со своим лицом и достаточно специфическим репертуаром и приглашенному музыканту там бывает не так легко.

Есть произведения, которые они часто играют в турах и почти их не репетируют – человеку со стороны влиться в это очень трудно, особенно когда нет дирижера. Но это тоже всегда очень интересно. Особенно такие программы, как, например, последний квартет Шуберта, который я вместе с ними записывала.

– А в чем специфика их репертуара?
– Много музыки ХХ века – Петерис Васкс, Гия Канчели, Леонид Десятников. Очень много переложений. Естественно, Астор Пьяццолла.

– «Книгу» Васкса вы играли два года назад в Москве на сольном концерте. Насколько важное место в вашем репертуаре занимает музыка прибалтийских композиторов?
– «Книгу» я с 19 лет играю постоянно, записала ее на диске, где разные исполнители играют камерную музыку Васкса.

Виолончельный концерт его не играла, зато много играла его Партиту для виолончели с роялем – хорошая музыка, не уверена, что на диске она издавалась.

Играю Петериса Плакидиса, он на год моложе Васкса, тоже, можно сказать, живой классик. Очень популярен в Латвии, сейчас его начинают выпускать и на Западе.

Год назад я играла его произведение для виолончели с оркестром, написанное по заказу «Симфониетты», – Pasticcio a la Rossini. Он очень любит стилизации и делает их очень талантливо – были у него вещи в стиле Вебера, в стиле Гайдна и так далее.

Играла концерт для виолончели Яниса Ивановса, это наш классик ХХ века.

– Каковы ваши ближайшие планы относительно камерной музыки?

– В апреле с концертмейстерами LPO мы играем Первое фортепианное трио Брамса. Летом в Берлине – квартет Малера – Шнитке, квинтет Шнитке и третий квартет Шостаковича – там будут Жанин Янсен, Юлиан Рахлин и Максим Рысанов.

А из Москвы еду в Лондон – там два концерта с LPO, в одном солистом будет Кремер с концертом Сибелиуса, в другом Шломо Минц со Вторым концертом Бартока.

В феврале еду в Амстердам, мы везем одну программу в Нью-Йорк с альтисткой Ким Кашкашьян. Это будет сочинение Neharot, Neharot Бетти Оливеро, написанное специально для Кашкашьян, мы с ней его уже играли.

– Какие сочинения, не исполнявшиеся вами прежде, вам хотелось бы сыграть?
– «Квартет на конец времени» Мессиана – это большая моя мечта. Мессиан для меня тоже открылся совсем недавно.

Мне очень запомнился концерт на «Возвращении» четыре года назад, программа называлась «Боги», и Катя Апекишева играла фрагмент цикла «Двадцать взглядов на младенца Иисуса». Меня это настолько поразило, что я сразу поняла – хочу что-нибудь из Мессиана сыграть. Но для этого квартета нужен потрясающий кларнетист.

Надеюсь, когда-нибудь сложится. Очень хочется сыграть трио Бетховена с кларнетом. Хочу повторить и многое из того, что уже играла. Секстеты Брамса, квинтет Шуберта с двумя виолончелями – их играть я всегда готова.

Текст: Илья Овчинников

Вам может быть интересно

В Волгоградской области при атаке дронов ВСУ пострадали дети
Темы дня

Украинские спецслужбы ищут в России уязвимых подростков

Российские правоохранители фиксируют участившиеся случаи социально опасных действий, диверсионно-террористических актов, совершаемых подростками. Эксперты отмечают, что за большинством инцидентов стоят украинские спецслужбы, ведущие обработку молодежи через соцсети и мессенджеры. При этом российским силовым структурам удается предотвращать кратно больше преступлений еще на стадии подготовки, поэтому громкие случаи остаются редкими исключениями.

Выборы на Украине подорвут могущество Каллас

Проведение выборов на Украине в условиях боевых действий «определенно не является хорошим решением». Так глава евродипломатии Кая Каллас прокомментировала сообщения СМИ о том, что в Киеве якобы начали планировать электоральные процессы после требования США провести голосование до 15 мая. Когда же на Украине все-таки состоятся выборы и почему Каллас выступает против их проведения?

Рютте ошибочно приписал США главную характеристику России

В Нигере объявили о начале войны с Францией

Новые правила бронирования гостиниц в России вступят в силу с 1 марта

Новости

Сын Мадуро сообщил мнение отца о ситуации в Венесуэле

Сын президента Венесуэлы депутат Николас Мадуро Герра провел с отцом телефонный разговор и передал слова отца об одобрении действий правительства страны.

В СПЧ призвали Сухум выдать заочно арестованного в России абхазского депутата

Cпецслужбы Абхазии должны приложить все усилия для задержания людей, которые подозреваются в серьезном преступлении против россиян, сказал газете ВЗГЛЯД член СПЧ Александр Ионов. В четверг суд в Сочи заочно арестовал семерых граждан Абхазии, в том числе действующего депутата Кана Кварчия. Известно, что они подозреваются в разбойном нападении на граждан России в Абхазии.

Мэр города в Пензенской области уволилась после скандала сертификатами на жильё

Мэр Сердобска Пензенской области Марина Ермакова объявила 12 февраля о решении уйти в отставку после скандала с выдачей сертификатов на жильё семьям мигрантов. Ранее глава города выложила в соцсетях фото с обладателями сертификатов и, по ее словам, не ожидала такой волны критики.

Драги заявил об ухудшении экономики в Европе

Экономика Евросоюза столкнулась с ухудшением ситуации, а энергозатраты и рыночные барьеры требуют срочных изменений для повышения конкурентоспособности региона, заявил бывший глава Европейского центробанка Марио Драги.

Генсек НАТО: США готовы поставить Украине оружие на 12-15 млрд долларов

США выразили готовность поставить вооружение на сумму от 12 до 15 млрд долларов для передачи Киеву в 2026 году, заявил генеральный секретарь НАТО Марк Рютте.

В Севастополе задержали гревшую ноги на Вечном огне женщину

В Севастополе 54-летнюю жительницу Ялты задержали за то, что она грела ноги без обуви на Вечном огне мемориала героической обороны, сообщили в полиции.

Страны группы «Рамштайн» решили закупить американское оружие для Киева

Генеральный секретарь НАТО Марк Рютте сообщил о решении стран-участниц контактной группы по Украине в формате «Рамштайн» выделить сотни миллионов долларов на закупку оружия производства США для ВСУ.

Бывшую дальневосточную чиновницу обвинили в создании криптопирамиды

Бывшую заместительницу мэра Арсеньева в Приморье заключили под стражу по подозрению в обмане россиян на 25 млн рублей через финансовую криптопирамиду.

Хуснуллин заявил о беспрецедентной атаке на инфраструктуру Белгородской области

Вице-премьер Марат Хуснуллин сообщил о ряде поручений по дополнительным мерам поддержки Белгородской области, которая подверглась беспрецедентной атаке противника.

Дмитриев прокомментировал отставку главы британской госслужбы цитатой из Queen

Глава РФПИ Кирилл Дмитриев прокомментировал отставку главы госслужбы Британии Криса Уормолда из британского правительства цитатой из песни «Another One Bites the Dust» британской рок-группы Queen.

На Украине начали готовить запрет всей печатной продукции на русском языке

Власти Украины разрабатывают юридические механизмы для полного прекращения распространения любой печатной продукции на русском языке на территории страны.

В ОП предложили альтернативное название среднему профобразованию

«Хорошим термином станет «профессиональное образование», – сказала газете ВЗГЛЯД советник министра просвещения, президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию Наталья Золотарева, комментируя поручение президента Владимира Путина переименовать «среднее профессиональное образование».
Мнения

Ирина Алкснис: Переход дипломатии к военным аргументам – последний звонок для врага

Можно констатировать, что Киев с Европой почти добились своего, а Вашингтон получил от Москвы последнее предупреждение, которое прозвучало в исполнении российского министра иностранных дел.

Игорь Мальцев: «Файлы Эпштейна» открыли обыкновенный фашизм

Сдается мне, что вот это публичное насаживание свиной головы Эпштейна на кол – скорей дымовая завеса от того, что в реальности происходит сейчас в некоей группе «влиятельных лиц».

Геворг Мирзаян: Четыре условия устойчивого мира на Украине

Ни сегодня, ни завтра, ни через несколько месяцев никакого устойчивого мирного соглашения подписано не будет. Разве что на фронте или в украинском тылу произойдет такое событие, которое заставит руководство киевского режима (очевидно, не Зеленского) резко протрезветь и принять тяжелые условия.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов