Национальный филармонический оркестр России (НФОР) впервые в своей истории выступил с Геннадием Рождественским, а теперь дает один концерт за другим на фестивале «Владимир Спиваков приглашает...». Российский национальный оркестр (РНО) открыл сезон программой музыки Мендельсона и собирается сыграть премьеру сочинения Шуберта, известного публике лишь наполовину. Эти и другие события составили наш хит-парад, на первых местах которого – всё самое важное и интересное.
1. Улучшая Шуберта
Мне пеняли на то, что мой Скрипичный концерт завершается цитатой из Шуберта, зато теперь музыку Шуберта я завершил собственной
Каждый московский концерт дирижера Владимира Юровского становится событием, начиная с его дебюта в столице в 2002 году. За прошедшее время маэстро стал главным приглашенным дирижером РНО, вместе с которым представляет в Москве не меньше двух программ в год.
2 октября в Большом зале консерватории прозвучат Второй фортепианный концерт Брамса (солист Николя Ангелич), а также Неоконченная симфония Шуберта. Последнее сочинение, казалось бы, известно вдоль и поперек; однако мы услышим версию нашего современника Антона Сафронова, дописавшего к двум шубертовским частям две своих.
Идея не нова – в ХХ веке предпринималось немало попыток завершить неоконченные произведения: в том числе и симфонию Шуберта, не соответствующую традиционному симфоническому циклу, но вполне законченную по форме.
Так, возникло несколько версий Десятой симфонии Малера – из пяти частей композитор закончил лишь две. Малеровский незавершенный квартет продолжил Альфред Шнитке, построив вторую часть на нескольких сохранившихся тактах.
Свою версию Девятой симфонии Шнитке, не законченной автором, представил Геннадий Рождественский – но после премьеры композитор попросил отменить дальнейшие исполнения. Эдисон Денисов добавил час музыки к неоконченной кантате Шуберта «Лазарь», остроумно заметив: «Мне пеняли на то, что мой Скрипичный концерт завершается цитатой из Шуберта, зато теперь музыку Шуберта я завершил собственной».
О «Лазаре» нельзя не вспомнить потому, что Антон Сафронов учился у Денисова и, несомненно, имел в виду опыт учителя, завершая Неоконченную. В комментарии к премьере Сафронов почему-то об этом умалчивает: «Избранный мною подход к работе с незаконченным оригиналом не нов в истории музыки – достаточно напомнить хотя бы пример с «Реквиемом» Моцарта, который после смерти своего создателя более чем наполовину был завершен рукой его ученика Зюсмайра – включая и знаменитую «Лакримозу», из которой Моцарт написал лишь восемь тактов».
Денисов в «Лазаре» оказался достойным продолжателем Шуберта; можно ли будет сказать то же о работе денисовского ученика, мы скоро узнаем.
2. Семь грехов Спивакова
Среди самых известных мелодий ХХ века практически каждый назовет «Мэкки-нож», известный в великолепном исполнении Луи Армстронга и десятков других знаменитых артистов.
Всем известна и Alabama Song (Whiskey Bar) – одна из лучших песен группы The Doors. Далеко не каждый, однако, сходу назовет имя автора «Мэкки-ножа» и «Алабамы» – выдающегося немецкого композитора Курта Вайля, создателя «Трехгрошовой оперы» и целого ряда не менее культовых сочинений.
Музыка Вайля столь своеобразна, что так и не заняла окончательного места в табели о жанрах – с точки зрения классики у Вайля слишком много от эстрады и кабаре, а с точки зрения эстрады гармонии и созвучия Вайля чересчур сложны. Поэтому за редкими исключениями из его наследия у нас время от времени исполняются лишь отдельные песни в камерных концертах.
Одно из центральных сочинений Вайля, балет с пением «Семь смертных грехов» (как и «Трехгрошовая опера», написанный в содружестве с Бертольтом Брехтом), звучал в Москве лишь однажды – восемь лет назад под управлением Владимира Федосеева. Музыкальная часть была на высоте, вокальная оставляла желать лучшего.
5 октября «Грехи» прозвучат вновь: в Доме музыки на форуме «Владимир Спиваков приглашает...» их споет Уте Лемпер под управлением инициатора фестиваля. Лемпер – одна из лучших в мире исполнительниц Вайля, и ее концерт – уникальная возможность услышать «аутентичного Вайля», насколько это возможно сегодня.
3. Конец времени в деревне
Дирижер Теодор Курентзис известен своей любовью к проектам экстраординарной протяженности; сам себя Курентзис превзошел год назад, устроив на первом фестивале «Территория» четырехчасовой концерт, который любым другим дирижером был бы поделен как минимум на два. На второй «Территории», кажется, программ такой длины не предвидится, зато их будет больше, и ни одну из них в нашей музыкальной действительности без Курентзиса представить себе невозможно.
8 октября днем в театре «Школа драматического искусства» Курентзис даст мастер-класс, который завершится исполнением ключевого сочинения Дьердя Куртага. Вокальный цикл «Послания покойной Р.В. Трусовой» в музыке ХХ века занимает место рядом с такими шедеврами, как «Лунный Пьеро» Шенберга и «Молоток без мастера» Булеза.
Солирует Наталья Загоринская, артистка театра «Геликон-опера», великолепная исполнительница современного репертуара, год назад певшая с Курентзисом Четырнадцатую симфонию Шостаковича. Здесь же вечером того же дня прозвучат «Свадебка» Стравинского, «Деревенские сцены» Бартока и сочинение «…Zwei Gefühle…» Хельмута Лахенмана для оркестра и двух чтецов.
10 октября Курентзис приглашает в Кафедральный собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии. Широкую панораму европейского хорового искусства – от мотетов Жоскена и мадригалов Джезуальдо до Хорового концерта Шнитке – представит Камерный хор New Siberian Singers Новосибирского государственного академического театра оперы и балета.
Фестиваль завершится 14 октября в Концертном зале имени Чайковского; российская премьера «Мистерии о конце времени» Карла Орфа, автора «Кармины Бураны», состоится при участии ансамбля ударных инструментов Марка Пекарского и большой команды приглашенных солистов и музыкантов. Можете быть уверены, что эти концерты вы не забудете никогда.
4. Восемьдесят лет практики
Упомянутый выше ансамбль Марка Пекарского в эти дни открывает и свой собственный концертный сезон, первый концерт которого посвящается 80-летию русской музыки для ударных инструментов.
2 октября в Рахманиновском зале консерватории будет представлена программа с вычурным названием: «Получив «Нос», мы не остались с носом». Как легко догадаться, концерт откроется антрактом из оперы Шостаковича «Нос» – первого российского сочинения для одних ударных.
В версии Пекарского прозвучит великолепный вокальный цикл Александра Мосолова «Газетные объявления»: четыре подлинных объявления из «Известий», положенные в основу вокального цикла, рождают ощущение не меньшего абсурда, нежели лучшие страницы «Носа». «Гражданин Заика Стефан Наумович» сообщает здесь о том, что «переменяет фамилию Заика на Носенко», а безымянный доброволец, предлагающий свои услуги по ловле крыс и мышей, довольно-таки угрожающе уточняет: «Двадцать пять лет практики».
Прозвучат также «Регтайм» Стравинского, сочинения Рославца, а на десерт Пекарский представит фрагмент «Ромео и Джульетты» Прокофьева в собственной обработке: «Образ Джульетты-девушки понят соавтором Марком Пекарским как персонаж с картин Ильи Машкова: эдакая пышнотелая разудалая развеселая розовощекая цветущая купчиха в малиновой юбке, с яркой косынкой на голове».