Культура

18 сентября 2007, 12:06

Вячеслав Дурненков: «Время стеба прошло»

Фото: ИТАР-ТАСС

Драматурга из Тольятти Вячеслава Дурненкова знают в первую очередь по творческому дуэту с братом Михаилом. Однако у него хватает и самостоятельных работ. Удачно войдя в первую волну «новой драматургии», Вячеслав занял в контексте одно из лидирующих мест. Его пьесами интересуются в разных городах и странах. К его мнению прислушиваются те, кто сегодня начинает заниматься театром. Он желанный гость на любом драматургическом фестивале, семинаре, конкурсе.

Герои Вячеслава Дурненкова ищут бога и познают мир. Ранят себя, чтобы выздороветь и стать настоящими. Они могут быть странными, чудными, наивными. Но при этом до слез близкими нам. Кажется, что это и есть мы, но такие, какими нам хотелось бы быть. Несмотря на жесткость ситуаций, автор очень любит своих героев.

В театр пришло то поколение, которое хотело быть рок-музыкантами…

Историк по образованию, Вячеслав Дурненков любит выстраивать сюжет не только внутри нынешнего времени, но переходить границы. Его трудно сравнить с коллегами по цеху. Однако у пришедшего 5–6 лет назад в драматургию поколения наблюдается немало общих черт. С этого вопроса театральный обозреватель газеты ВЗГЛЯД Алиса Никольская и начала цикл бесед с самыми интересными деятелями новой театральной волны.

– Слава, какие, на твой взгляд, отличительные черты у людей, занимающихся сегодня новым театром, новой драматургией?

– В театр пришло то поколение, которое хотело быть рок-музыкантами. Никакого понятия о театре не имея. И это важно. Ведь если бы эти люди чему-то специальному учились, ничего нового бы не родилось. Сбились бы на мейнстрим в лучшем случае. Ведь смешно себе представить, скажем: Юра Клавдиев – выпускник литературного института. Люди просто хотели стоять на сцене, чтоб были стадионные эмоции. Это дико важно. Они могут не понимать тонких психологических вещей, которые есть у Гинкаса и Някрошюса. Просто хотят, чтоб зал орал. Привнесение в театр рок-н-ролла – вот что произошло.

– Можно сказать, что произошла некая подмена?

– Абсолютно.

– Она адекватна?

– Не совсем. Смотри, первые спектакли, которые я увидел, были «Кислород», «Красной ниткой», «Облом-off». И я думал, что весь театр такой. И подумал: круто. До этого-то я видел только кукольные спектакли, которые смотрел с детьми. Это сейчас я наверстываю. А когда я увидел «Облом-off» на первой «Новой драме», потом шел к метро и не мог прикурить сигарету – настолько меня это потрясло. До глубины души. И я понял, что этим людям я буду верить. И кредит доверия будет вечным. Что бы они ни делали. Потому что про меня все рассказали. И не в песне Виктора Цоя, а в театре. И я понял: я хочу быть с ними.

– Очень важно вот что: ты сказал «хочу», пошел и сделал.

– Конечно, одного желания мало. Тут нужно было везение. Все, кто попал в эту первую волну, – везунчики. Мы успели на последний трамвай. Ведь потом вдруг перестали появляться серьезные имена. Два-три года – это много для «новой драмы». Немножко исправляется ситуация сейчас: появились Аня Яблонская, Костя Стешик. А мы начинаем маленько играть в дель арте. Мы уже сами по себе расписные. Мы театр тем, что мы есть. Играем сами себя. И превращаемся в персонажей. Поэтому нам надо делать попытки бегства от этого. Главное – это новая кровь. Здесь нет дембелей и новичков, должен быть постоянный процесс поиска. Ведь мы растерялись, когда пришли. Думали, что раз мы все новые, то нам рады. Оказалось, что это совсем не так. И театр не только прекрасный, но и очень малоподвижный. Склонный к манифестациям, к старомодности.

Я очень многих вещей не знал. И спрашивал, например, – а почему вот этот актер считается гением, ведь нет доказательств? А потом понял: большую роль играют догмы и традиции. Есть понятия естественные, как катарсис например. Во что можно верить. Вот я верю Аристотелю, он новее любой «новой драмы». Как и Гротовский, и Брук.

– То есть этот посыл стал ключом и к самообразованию?

– Конечно. Мне стыдно себя вспомнить, когда я пришел в театр. Меня все завораживало, я чувствовал, что за этим стоит гигантская работа, опыт, но как это сделано – было непонятно абсолютно. И я никогда не забуду, что для нас сделали Михаил Юрьевич Угаров, Лена Гремина. Я понимаю, что это была своего рода месть за невнимание к их поколению. Низкий им поклон. Они прошли все испытания и уберегли нас таким образом. А мы стали поколением реванша.

– Как ты думаешь, какие задачи стоят сегодня перед тобой, твоими собратьями по цеху?

– Программу-минимум мы уже выполнили: привлекли молодых людей в театр. Я имею в виду зрителей. А дальше – вопрос. Надо двигаться. В сторону мастерства, в сторону мэтров. Время стеба, иронии прошло. Надо верить, что театр – сакральное искусство. И работать в этом направлении. На полном серьезе. Не знаю, получилось ли у нас быть неповерхностными. Но уже нет права на ошибку. Прошло время карнавала, когда мы были просто странными фриками и это было прикольно. Театр сказал: или заходи внутрь, или уходи.

– Действительно, период сложный, период безвременья…

– Не то слово. Я это по всем вижу. Мы обязаны держать знамя. Самурайский принцип: идти на смерть, отдавать себе отчет. Игра кончилась. Мы уже, условно говоря, не школьный ансамбль, а нормальная группа, которая должна записывать пластинки, вызывать у людей смех и слезы. Надо работать с душой. Двигаться в сторону сердца. Мы не можем симулировать какие-то эмоции. Это онанизм получится. Мы должны быть настоящими – любой ценой.

Вот я смотрю на Васильева и понимаю, что это уже не жизнь, а нечто над ней. Вот к чему надо стремиться. Похожести на жизнь мы уже достигли. На это нас хватает. А сможем ли мы подняться «туда» – это вопрос.

– А что для этого нужно сделать?

– Решиться. Преодолеть свой страх. Признать театр. Ведь он нас признал. Может быть, нехотя, но это произошло. Хотя я вспоминаю встречи с актерами, которые говорили всякие неприятные вещи… Но с другой стороны, я не хочу быть главным в театре. Мне сразу кажется, что я обманщик. Если что-то делать, то только вместе. В театре все должны быть главными: и актер, и режиссер, и драматург. Может, мои коллеги так и не считают, но это мое мнение. Я преклоняюсь перед режиссером, потому что это дико сложная профессия. У театра должно быть нормальное лицо, без флюса. Должна быть гармония.

Я понимаю, почему Васильев не ставит современную пьесу. Он движется к античности, потому что древние умели писать. Надо учиться у них: у Софокла, у Аристофана. Я читаю их – и у меня волосы дыбом встают. Вообще я фанат античности.

Знаешь, черта нашего поколения – это, к сожалению, необразованность. Но на каком-то этапе это нас спасло, вынесло. Какое-то время мы сдавали это за самобытность. Но сейчас уже, извините, речь пошла о грамотной работе. Мы превращаемся в профессионалов, вот что плохо.

– Неужели это плохо?

– Я не могу понять. Мы делали ставку на эту дикость… Но когда ты взрослый человек, тебе за тридцать, тебе хочется состояться в чем-то… Конечно, я хочу заниматься театром. Потому что в этой сфере у меня больше всего получается, и хочется, и нравится. Значит, надо быть там. А чтобы быть там, надо «по фене ботать», то есть говорить на этом языке. Ведь театр – это, с одной стороны, дом с колоннами, пыльный и скучный, с другой – вот я сижу в зале, и у меня в душе так все переворачивается. Я смотрел четыре раза «Красной ниткой» и плакал в одном и том же месте. Вообще я очень впечатлительный.

– Важно, что критерии восприятия меняются, становятся выше уровнем.

– «Душа, полная впечатлений, стучится в двери рая», как у Декарта.

– А что задевает по-настоящему?

– Когда со сцены объясняют про меня и я это понимаю. К тому же в театре все еще и красиво. Когда я вижу дорогу своей жизни и прохожу ее заново – это здорово. Это слезы восторга. А что я могу дать театру? Могу рассказать про других людей. А про глобальные вещи мог только Шекспир говорить.

– Да, Шекспир – это тот самый сакральный театр.

– Да! Круче Шекспира вообще никого нет. Об одной сцене можно часами говорить. Надо брать у него. В драке за мозги мы должны скачать то, что знают они, и владеть этим. Васильев, Виктюк, да кто угодно. Всю технологию мы обязаны знать.

– А за личные качества отвечать самим?

– Безусловно. Быть человеком – это всего лишь норма. Не предавать, не оскорблять. Вот что мне дико импонирует в «новой драме» – это человеческий фактор.

– Смотри, и мы опять приходим к истокам.

– Да, вот вопрос – смешивать ли театр и жизнь? Где одно заканчивается и другое начинается? Мы эти вещи четко разделяем. Все равно жизнь интереснее. А театр – это алхимия, лаборатория. Вот ты идешь по улице – и ты человек, заходишь в театр, надеваешь капюшон – и ты алхимик, ты должен создавать.

Текст: Алиса Никольская

Вам может быть интересно

Российские войска взяли в полуохват Часов Яр на Донбассе
Темы дня

Армия Зеленского теряет людей и мотивацию

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать ВСУ новые атаки в следующем году и с какими угрозами может столкнуться Россия?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?