Культура

21 июня 2007, 14:00

Катрин Брейя: «У кино должна быть совесть…»

Фото: olivier.roller.free.fr

Катрин Брейя – известный скандальный кинорежиссер, писатель (соавтор «И корабль плывет» Феллини) и в прошлом актриса (серьезная работа в кино началась для Брейя с эпизодической роли в «Последнем танго в Париже» Бертолуччи).

Брейя прославилась далеко за пределами Франции такими своим работами, как «Романс» или «Анатомия ада», многие картины пытались запретить в различных странах мира.

Брейя не перестает удивлять каждый раз – в «Анатомии ада» в главной роли она сняла самого известного в мире порноактера Рокко Сиффреди, а ее последняя работа, «Старая любовница» с Азией Ардженто в главной роли, заслуженно попала на Каннский фестиваль.

В дальнейших планах Катрин Брейя – экранизировать «Синюю Бороду» и «Бесов» Достоевского. Корреспондент газеты ВЗГЛЯД Ксения Щербино расспросила Катрин о засилье рекламы и «нецелевом» использовании образов.

Я не презираю зрителя, потому что я сама зачастую провожу часы перед телевизором и смотрю рекламу

– Как вы относитесь к эволюции современного кинематографа и телевидения? Какие основные изменения за последние 10–20 лет вы видите, тенденции?
– Ну, прежде всего – это попытка сделать кинематограф коммерческим, попытка перевести символический капитал в материальный эквивалент. Это и реклама, и коммерческое кино, и использование кинематографа как инструмента политического влияния. С одной стороны, кинематограф становится масштабнее и полновеснее, с другой – используется несколько не по назначению.

– Например? Что вы имеете в виду?
– Вот что происходит, например, с главой первого французского телеканала, который, как говорят у нас, «продает мозги «Кока-коле», – то есть часть эфира, ранее занимаемая фильмами и интеллектуальными программами, отдана на откуп рекламе, причем особой нужды в дополнительном финансировании у телеканала нет. С моей точки зрения, это достойно презрения.

– Такое расширение рекламного блока? Его адресат?
– Нет, не совсем. Я не презираю зрителя, потому что я сама зачастую провожу часы перед телевизором и смотрю рекламу. Мне кажется, что, даже если мы считаем себя интеллектуалами, нам иногда необходимо спуститься с небес на землю и жить как обычные люди. Посмотреть телевизор в том числе. Но те, кто промывает людям мозги и делает из них послушных животных при помощи телевизионных программ, кто заставляет людей изменить свои представления о мире и при этом получает за это деньги, – идут против самого принципа демократии.

– Образ – это всегда оружие. Как вы считаете, что может предотвратить такое «нецелевое» использование образа? Есть ли у вас какой-то рецепт?
– К сожалению, образ, изображение – это очень-очень сильный инструмент. Я считаю, что должна существовать определенная моральная этика в обращении с ним.

Желание принести людям пользу, в общечеловеческом смысле, помочь им найти смысл в жизни, их человеческое достоинство, помочь найти им ответы на вопросы, которые их мучают, вместо того чтобы проделывать им дыры в голове и заполнять их образной пустотой, – это требует этики. Да, я думаю, что в работе с образом нам не хватает именно моральной этики.

– Однако реклама, скрытая реклама, продакт-плейсмент – это прежде всего доход. Как молодому режиссеру собрать деньги на фильм, не нарушая этических норм в этом отношении? Как это происходит во Франции?
– В большинстве стран гораздо проще найти независимые средства, хотя подчас деньги трудно собрать не только молодому режиссеру (смеется). Во всем мире существует разнообразное, но предельно сильное и жесткое законодательство об авторском праве, и деятельность национальных центров кинематографии заключается в том, чтобы, как во Франции например, за счет добавочного налога, входящего в стоимость билета, или за счет налогов на иностранные киноленты финансировать свое собственное национальное кино.

У нас такой налог включен в стоимость билета на сеанс, эти деньги идут в фонд, откуда потом спонсируются молодые режиссеры. Кроме того, у нас существует налог на американское кино; так эти сборы позволяют финансировать французский кинематограф.

– Удобное решение, конечно, но ведь для этого необходим правительственный закон, принятие которого, как вы понимаете, может быть сопряжено с определенными трудностями.
– Существует определенный демпинг, гегемония американского кино, которое прежде всего служит инструментом пропаганды. Мне кажется вполне нормальным, что на него следует вводить налог. Во Франции мы так и делаем. Было бы вполне естественно, если бы у вас ввели такую же схему и если бы деньги, собранные таким путем, шли на продвижение молодого русского кино и развитие национального кинематографа.

– Все же это представляется довольно сложным шагом.
– Дело не в том, что это сложно. А в том, что чем больше американцы будут продвигать свое кино на русском рынке методами того же демпинга, тем больше денег смогут заработать молодые русские кинематографисты.

Тогда у них появится возможность найти свою публику во всех странах мира. Так произошло и в Корее; Корея сейчас находится на волне подъема кинематографа, настоящий бум молодых авторов.

И это произошло потому, что Министерство культуры и корейское правительство очень во многом помогли корейскому кинематографу. И именно поэтому американцы сейчас оказывают на них давление, их не устраивает, что национальный кинематограф получает такую поддержку.

Об этом следует знать: американцы всегда будут оказывать максимальное давление, чтобы никакое другое кино, кроме их собственного, не получало льгот и поддержки.

Славянская культура колоссальна по своей глубине, она намного больше, чем американская культура; у вас были большие имена в литературе, в кино… И с какой стати она, эта культура, должна умереть теперь? И если для того, чтобы смотреть новые великолепные российские фильмы, следует поработать, то все дело за вами.

Катрин Брейя разговаривает с актрисой во время съемок

– Тогда не проще ли сразу использовать американскую модель и делать так же? Кстати, а что конкретно они делают и как, по-вашему?
– Все дело в рекламе – они делали все, чтобы экспортировать образ своей страны. Мы напрямую столкнулись с этим после освобождения Франции союзными войсками, сразу после войны.

Именно как только американцы предложили план Маршалла по помощи послевоенной Европе – там один из первых пунктов был о кинематографе. Они потребовали, чтобы их кино шло в кинотеатрах пять дней в неделю, а французское кино имело бы право только на два оставшихся.

Отсюда, согласитесь, можно сделать вывод, что для них кино – очень важный политический инструмент.

– То есть вы уверены, что кинематографу необходимо оказывать государственную поддержку, необходимо вмешиваться?
– Еще раз: если вы хотите, чтобы вас понимали, хотите экспортировать вашу душу, ее образ, стиль вашего мышления – кино становится незаменимым проводником.

Вспомните об американцах. У них есть законы против доминирующей позиции чужого национального кино, а для них самих кино – это важнейший продукт мирового экспорта.

Конечно, это несколько хрупкий продукт, потому что далеко не везде есть инфраструктура, способная его поддержать, но американца стараются послать свой фильм в массы, привязав к нему весь комплекс своего образа жизни.

Однако это проистекает вовсе не от их щедрости, это экспорт их культуры, их продуктов, и относится это скорее к сфере коммерции, которая опять-таки позволяет утверждать их гегемонию в мире.

Я не знаю, насколько в России возможно помогать национальному кино за счет налогов на американские фильмы, но сама идея помощи вполне естественна. Это не противоамериканский акт, а, скорее, необходимость утвердить собственное национальное самосознание.

– И как же бороться с подобной гегемонией?
– Политически – для правительства это всегда сложный шаг. Нас, французов, другие страны Европы иногда упрекают в чрезмерной гордости своей системой.

Не стоит забывать и о проамериканском лобби, об их попытке ввести систему копирайта. Копирайт – это их система авторского права, для которой жизнедеятельность французского кинематографа служит настоящим оскорблением.

Вы знаете, мы не поддерживаем копирайт, у нас действует своя, совершенно другая система авторского права, а копирайт нам кажется придуманным для выкачивания максимальных прибылей.

Можно, конечно, обвинять Францию в чрезмерной гордости, однако французское кино живет и процветает, тогда как итальянское, например, некогда одно из самых великих, фактически перестало существовать.

Именно потому, что не были приняты меры, чтобы его защитить. Законодательство, позволяющее защитить национальный кинематограф, вовсе не является протекционизмом; культура является не только культурой, но и частью национального самосознания, и ее защита не является защитой только нескольких интеллектуалов.

Это тот капитал, который хранит в себе национальный образ страны.

Текст: Ксения Щербино

Вам может быть интересно

Российские ПВО за ночь сбили 17 украинских беспилотников над четырьмя регионами
Темы дня

Визит Блинкена обнажил слабость США перед Китаем

Ни одно из высокопоставленных официальных лиц Китая не пришло в аэропорт провожать госсекретаря США Энтони Блинкена, так бесславно закончившего свой визит в КНР. Почему важнейшие для Вашингтона переговоры закончились по сути провалом, что требовал Блинкен от Китая по поводу отношений с Россией – и какие проблемы мешают США давить на Китай?

Брошенные фабрики Bosch и Ariston заработают без западных хозяев

Италия недовольна передачей российских активов Ariston во временное управление «дочке» Газпрома, которая также получила и производственные мощности Bosch. Работа фабрик этих двух концернов в России была приостановлена после начала СВО. Почему же решение передать управление фактически брошенными заводами российской компании вызвало негативную реакцию Рима и как будет действовать Москва с другими простаивающими активами компаний из недружественных стран?

The Washington Post: Зеленский преуменьшил настоящие потери ВСУ на поле боя

Стало известно о планах усиления Днепровской флотилии

В США обнаружили погубившую все великие империи проблему

Новости

В ФРГ дали ответ на призыв Китая к расследованию подрыва «Северных потоков»

Министерство иностранных дел Германии стандартным ответом отреагировало на призыв КНР к скорейшему началу международного расследования под эгидой ООН теракта на газопроводе «Северный поток».

Полянский пригрозил Литве «жалостным нытьем» из-за Крымского моста

Заместитель постоянного представителя России при ООН Дмитрий Полянский осудил угрозы в адрес Крымского моста, прозвучавшие со стороны экс-главы МИД Литвы, который сейчас является послом этой страны в Швеции, Линаса Линкявичюса.

ЕС призвал Россию отменить решение по Bosch и Ariston

Европейский союз выступил с требованием к России пересмотреть решение о передаче под временное управление активов ряда немецких и итальянских компаний, об этом говорится в заявлении, распространенном в субботу внешнеполитической службой ЕС.

Европейские журналисты рассказали о цензуре в западных СМИ

Журналисты из Италии и Финляндии рассказали о цензуре в западных СМИ, где блокируются материалы, освещающие события в новых регионах России.

МВД объявило в розыск двух депутатов Верховной рады Украины

МВД России объявило в розыск ряд украинских политиков и журналистов, в том числе депутатов Верховной рады Алексея Гончаренко и Владимира Парасюка, бывшего генпрокурора Украины Виталия Ярему, а также телеведущих Янину Соколову и Наталью Мосейчук.

Шольц: С ракетами Taurus на Украину надо будет отправить немецких военных

Канцлер Германии Олаф Шольц отверг возможность передачи дальнобойных ракет Taurus Киеву, так как в этом случае надо будет отправить на Украину военных бундесвера.

Блогера-самбиста с Украины арестовали за избиения жителей Ростовской области

Суд Ростовской области отправил под стражу 17-летнего подростка, который нападал на прохожих на улицах, сообщает пресс-служба СК РФ по региону.

Названа причина задержания лидера «Коррозии металла»

Как сообщила Рунова, правоохранители хотят привлечь музыкантов к ответственности за пропаганду нацистской символики. Речь идет о не предназначенной к продаже символике на брендированной продукции группы, «где изображены древнеславянские символы в виде различных образов солнца с загнутыми по кругу лучами».

На аэродроме Остафьево в Москве подожгли вертолет

Неизвестные лица в ночь на 26 апреля подожгли вертолет на аэродроме Остафьево на юго-западе Москвы, сообщили СМИ со ссылкой на источники в МВД и территориальном отделе полиции.

Макрон порассуждал о применении ядерного оружия

Президент Франции Эмманюэль Макрон выступил за начало дискуссии о будущем европейской обороны, включая ядерное оружие. Об этом он заявил в беседе с французской молодежью.

Россия готова вернуться к переговорам о поставках Су-35 в Индонезию

Россия готова возобновить переговоры с Индонезией о закупке истребителей Су-35, заявил военный атташе посольства РФ в Индонезии полковник Максим Лукьянов.

В МИД объяснили проверки иностранных граждан на российской границе

Россия ужесточила пограничный контроль в связи с сохранением террористической угрозы, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
Мнения

Евдокия Шереметьева: На «передке» есть только сейчас

Каждая поездка туда превращает войну из обезличенных сводок о занятых деревнях и количестве попаданий в галерею из маленьких встреч, полных дыхания жизни, более наполненной, чем в любом месте на Земле. Жизнь там настолько острее, что, кажется, за сутки проживаешь недели и даже месяцы. Острее там всё – дружба, благодарность, признательность...

Глеб Простаков: Прекращение транзита газа через Украину на руку России

Война на энергетическом фронте с точки зрения результативности, возможно, не уступает войне на земле. Так же, как и движение войск на карте, она переформатирует геополитическую реальность на европейском континенте и способствует ускорению переформатирования мира.

Тимофей Бордачёв: Иран преподает уроки выживания

Непрестанное состояние борьбы и древняя история выработали у иранской элиты уверенность в том, что любое взаимодействие с внешними партнерами может быть основано только на четком понимании выгоды каждого.
Вопрос дня

Что известно о новом главкоме ВСУ Александре Сырском?