После того как «Волга» загнулась по бедности, саратовские власти, отказывавшие журналу в поддержке, как будто внезапно озаботились и изыскали средства на поддержку якобы той же самой «Волги». В Саратове стал издаваться совершенно другой журнал – «Волга ХХI век» (редактор Николай Болкунов). Нулевой в культурном отношении. Зато кормушка для приближенных к власти.
За четыре года существования новая «Волга» не сумела занять даже крошечного места в культурном пространстве, даже на провинциальном уровне, не говоря уже о российском или мировом. Ни критики, ни ссылок, ни даже мелкого места в интернетовском пространстве. Нечего было критиковать, не на что было ссылаться, и нечего было читать.
Возрождение?
Трудно поверить, что все снова свалится в болото мракобесия, антисемитизма и бездарности. Но…
Неизвестно, сколько еще протянула бы «Волга ХХI век» в виде абсолютно пустого места. Но тут происходят следующие события. Тендер на издание журнала выигрывает Сергей Гришин, который пытается изменить печальную ситуацию. И вот первый номер журнала вышел, и о намерениях нового издателя уже можно судить более или менее конкретно.
Это детский спецвыпуск. В прозе – сказки довольно успешных детских писателей из Саратова Михаила Каришнева-Лубоцкого и Ольги Клюкиной. Сказка Валерия Володина: ее интересно будет прочитать не только «вольным» читателям, но и тем, кто помнит о том, что после довольно-таки насыщенной творческой жизни (публикации в «Волге», номинации на Букера) этот писатель на десять лет исчез с литературного горизонта.
Фрагмент сказочного романа Алексея Слаповского «Пропавшие в Бермудии» (в скором времени выйдет полностью отдельным изданием). Все это в рубрике «Четвертое измерение». Не сказочная проза (рубрика «Наш ералаш») – смешные рассказы Тамары Крюковой, известной по множественным изданиям детских книг и фильмам, снятым по ее произведениям.
Рядом с ней – Оля Беломестнова, шестиклассница, – коротенький рассказ с забавным сюжетом. Детские стихи саратовских литераторов. Информация о детском сайте президента России. Критика – Олег Рогов, Роман Арбитман, Анна Сафронова: анализ тенденций в современной детской литературе, юбилеи полюбившихся героев (Винни-Пуха, Мэри Поппинс), педагогические заметки...
Засада
И вот, прочитав прозу, поэзию и критику, читатель вздрагивает, обнаружив в конце журнала рубрику «Трибуна учредителей» со скорбным примечанием от редакции: «Материалы этого блока представлены учредителями журнала. Тексты публикуются в авторской редакции».
Понятненько. Стало быть, не напечатать редакция не могла. Стихи Н. Палькина, И. Малохаткина, Н. Ивлиева. О чем говорить? Без комментариев: «…Сидит он на смородине, Поет о милой родине…» (из И. Малохаткина).
Ситуация, конечно, парадоксальная. Издатель журнала стремится к независимости, но учредителями журнала остаются Министерство печати Саратовской области и саратовское региональное отделение СП России.
Как разрешить противоречие? Издатель продемонстрировал намерение вернуть саратовский журнал в большой культурный контекст. А председатель саратовского отделения СП России (В. Масян) уже направил в Министерство печати гневное письмо с требованием расторгнуть договор на издание журнала с С. Гришиным.
О стилистике и содержании письма легко судить уже по одной цитате: «…В альманахе напечатана статья Романа Арбитмана, проникнутая плохо скрываемым русофобским душком … Анна Сафронова допустила вопиющую бестактность, унижающую человеческое достоинство известнейшего в России поэта Николая Палькина, поместив его детские стихи в последнем разделе альманаха «Трибуна учредителя», издевательский смысл заголовка которого всем ясен: «Ваше место у па…». И это в то время, когда губернатор Саратовской области Ипатов П. Л., правительство области и общественность намерены широко отметить 80-летие замечательного поэта и почетного гражданина области…»
Сочетание приснопамятной коммунистической лексики и лексики уголовной. Смысл – «держать и не пущать». Кстати, сочинитель этого послания В. Масян «прославился» как автор романа «Мамлюк», главным героем которого был некто Дмитрий Федорович Мамлюков, а вовсе не тогдашний губернатор (позднее скандально смещенный с должности главы областной администрации) Дмитрий Федорович Аяцков. Но премию имени Михаила Алексеева, учрежденную Д. Ф. Аяцковым в 1998 году, «Мамлюк» получил незамедлительно.
Михаил Алексеев, чье имя написано на боевом знамени саратовских членов СП России, тоже любил писать письма. Например, в 1969 году он подписал знаменитое «письмо одиннадцати», где описывались грехи «Нового мира» Твардовского перед коммунистическим режимом.
Жив, жив курилка, и живы, увы, его традиции.
Ситуация с саратовским журналом выглядит дикой, выпрыгнувшей из допотопного прошлого. И трудно как будто поверить, что все снова свалится в болото мракобесия, антисемитизма и бездарности. Но… Ситуация непридуманная, так что шанс такой есть. Динозавры не вымерли и очень хотят кушать.