«Мульти-Россия» – не коммерческий проект. Созданный при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Первого канала, продюсерской компании «Аэроплан», он является скорее социальной рекламой. Где слово «реклама» вполне можно заменить словом «история». Потому что создатели цикла в первую очередь рассказывают интересные, а зачастую и малоизвестные истории о нашей стране.
Авторы задумали сделать свыше ста мини-мультфильмов, которые составят яркую и праздничную панораму России
Например, знаете ли вы, что на Таймыре есть настоящий мамонт, застывший в огромной ледяной глыбе? Или что Тмутаракань – это название древней славянской крепости на Кубани? А по озеру Шайтан, что в Вятском крае, плавают зеленые острова, а из глубин бьют водяные столбы?
Занимательные сведения касаются географии, экономики, истории, культуры регионов. Благодаря необычному визуальному ряду они легко запоминаются. Авторы задумали сделать свыше ста мини-мультфильмов, которые составят яркую и праздничную панораму России.
– У проекта два названия, – сказал глава Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский на встрече с первыми зрителями, – «Мульти-Россия» и «Мы живем в России». В каждой столице мира есть своя поговорка: «Париж – это еще не Франция», «Лондон – это еще не Англия», «Москва – это еще не Россия».
Чтобы понять дух страны, нужно забредать в разные места. Нужно брать детей и в ближайшие выходные или праздники выезжать за пределы привычного города. Узнать, что же такое настоящая Россия.
Экскурсоводом в большом пластилиновом путешествии стал Медведь-краевед. Он смел, добр, любознателен, с современными взглядами на жизнь. Озвучивает медведя народный артист России Дмитрий Назаров.
– Ни минуты не раздумывал, когда предложили поучаствовать в проекте, – рассказал Дмитрий Назаров. – Был большой опыт озвучки диснеевских мультфильмов, но здесь меня привлекла не просто работа. Мы живем во времена разобщенности, которую усугубляет рейтинговое насилие, бесконечные суды с экрана телевизора.
Мультфильм – это изначально установка на добро. Мне очень нравится, когда Медведь говорит: «А знаете, люди, есть такие народы и вот такие», а в конце: «Вот как! Люди разные, а страна одна».
– Сейчас нам многие пытаются приписать политические мотивы в выборе персонажа, – сказал Георгий Васильев, генеральный директор компании «Аэроплан». – Медведь не имеет никакого отношения к известной партии. Мы понимали, что нужно найти некоего зверя, что это не может быть человек. Потому что сразу возникает вопрос – а почему именно этот, почему у него такой нос, цвет волос и т.д.
У нас такая большая страна, что нет некоего объединяющего всех человека. Почему не орел, не волк и не выхухоль? Медведь ассоциируется с Россией, понятен всем. Он большой и добрый. В конце концов, давайте вспомним, что эмблемой олимпийских игр в 1980 году был Мишка. Мы вне политики, это культурные, природные, исторические сведения о разных регионах, городах и народах.
– Договор мы заключили еще в прошлом году, а выборы есть всегда, – добавил Михаил Сеславинский. – Выборные технологии заключаются в чем угодно, но не в одноминутных мультфильмах. Это скорее выгодно производителям пластилина, РЖД или Аэрофлоту.
И никакое это не «успокаивание социума». Вот мы еще финансируем «Спокойной ночи, малыши» – знаете, как это успокаивает социум! Я вот на своем социуме в квартире, на двух его представителях 4 и 12 лет это очень чувствую.
Но, посмотрев мультфильмы, зрители перестали задавать политические вопросы, больше интересуясь технологией создания, уникальностью рассказанных историй. На что с удовольствием отвечал Александр Татарский, художественный руководитель анимационной студии «Пилот».
– Пластилиновая технология была придумана для «Пластилиновой вороны», «Падал прошлогодний снег». С тех пор уже 25 лет незаметно набежало. А мамонта мы замораживали по-настоящему.
Слепили, облили водой и положили в морозильник. Потом поставили его на старый патефон, крутили и снимали покадрово, пока он таял. Вообще все это снимается специальным фотоаппаратом, а потом монтируется.
Хотелось бы ответить на вопрос, который никто не задал. Мне кажется, что это очень важные маленькие мультфильмы. Я очень хорошо помню себя в детстве. Мне было 5–6 лет, и когда меня спрашивали: «Мальчик, где ты живешь?», я отвечал то, что выучил: «Киев, улица Кирова, 4».
Мой мир действительно был ограничен этой улицей, началом Крещатика. Перед тем как пойти в школу, мы с мамой поехали в Евпаторию. Там перед керосиновой лампой мама читала сборник «Гора самоцветов», купленный на вокзале. Сказки народов СССР в пересказе Булатова.
И я вдруг увидел, что живу совсем не на улице Кирова, а в огромной стране. В которой есть север, есть и юг. Там белые медведи, а тут верблюды. Что имена разные, люди разные, еда у них разная, охотятся они по-разному. И все это одна страна.
Уезжая на море мальчиком с конкретной улицы, я вернулся маленьким гражданином большой страны.
У нас масса сложностей в стране. Я не являюсь ура-патриотом и недоволен множеством вещей, которые были, есть и, наверное, будут в нашей стране. Но я здесь живу. Нельзя детям тыкать целый день убийства, аварии, насилие – это невозможно, от этого можно сойти с ума. Ребенку, да и взрослому нужно показывать, что мы живем в огромной стране, в которой есть много хорошего.
Если дети не будут знать, что они живут в удивительной стране, тогда у этой страны нет будущего. Вот для чего мы все это затеяли.