Культура

14 декабря 2007, 15:58

Пираты туманного Альбиона

Фото: Reuters

В галерее «Триумф» открылась выставка звезд английского современного искусства Джейка и Диноса Чапменов «Твой разум – это пожирающий тебя кошмар. Теперь жри ты…». Предлагается жрать полуразложившиеся трупы, монстров, червей…

Британские ребята часто в интервью излагают свою идеологию. Они говорят: современное искусство – вложение денег. Все держится на циничной формуле «деньги – товар – деньги». Братья по-марксистски утверждают, что являются «историческими материалистами», а сами они антибуржуазны, поскольку являются выходцами из среднего класса.

История YBA

Конечно, мы античеловечны! И даже антигуманны!

Чапмены принадлежат к группе «Молодых британских художников» (Young British Artists/YBA), взращенной рекламным магнатом, галеристом и политическим пиарщиком Чарльзом Саатчи.

Чарльз Саатчи и его брат Морис родились в еврейской семье в Багдаде. Переехав в Лондон, они организовали успешное рекламное агентство Saatchi & Saatchi. Мориса больше тянуло к политике, а Чарльза – к современному искусству (наш галерист-пиарщик Марат Гельман* объединяет в своем лице обе ипостаси).

В 1985-м Чарльз открыл в Лондоне Saatchi Gallery, специализирующуюся на американском современном искусстве (от абстрактного экспрессионизма до поп-арта). Согласно свои вкусовым и креативным установкам (страх, секс, смерть) он стал вкладывать деньги в местных студентов арт-колледжей. Постепенно сколотилась группа «Молодых британских художников», где главной звездой стал Дамиан Херст.

Херст покорил Чарльза инсталляцией, где в запаянном стеклянном ящике была выставлена гниющая голова коровы, облепленная мухами и личинками. На создание Дамианом более величественного образа смерти Саатчи лично выдал деньги.

Получилась тигровая акула с устрашающе открытой пастью в формальдегиде – «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Чарльзу обошлась эта рыба в 50 тыс. фунтов стерлингов. Впоследствии он продал ее за несколько миллионов.

Акула была выставлена на скандальной выставке «Сенсация» в 1997 году (помимо нее в формальдегиде были показаны ошметки свиней и коров, но экзотичная акула запомнилась больше других «зоологических» экспонатов). Тогда же впервые стали выставляться и братья Чапмен – с восковыми подростками, сросшимися между собой половыми органами.

Другие начинающие художники тоже не отставали по части «шокотерапии»: например, «Мадонну» нигериец Крис Офили сделал из слоновьего дерьма. Мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани был особенно возмущен этим экспонатом, но его быстро затюкала Хиллари Клинтон, рвущаяся в сенат от Нью-Йорка. В результате Хиллари прослыла «продвинутой», а Джулиани нацепили ярлык «нетерпимого консерватора». Радикальное СИ не без боя захватывало мировые рынки искусства.

Кунсткамера

Вид надетых на пики голов, полуголых и окровавленных солдатушек, которых терзали скелеты в касках со свастикой, почему-то не обрадовал ведущего

В той или иной степени большинство художников YBA делали вещи кощунственного содержания. У Чапменов поначалу была «детская специализация»: изображения либо скульптуры совокупляющихся детей. Затем они создали ряд работ с фаллосами, анусами и вагинами на детских лицах. По сути, это лишение детства, присущей ему невинности.

Из старых работ такого типа в «Триумфе» было выставлено «Возвращение угнетенных» (1997): скульптура девочки с двумя головами, сросшимися посредством вагины. Краска на девочке облупливается, вызывая впечатление разложения кожи.

Из новых в том же ключе – скульптура «Хлебало» (в смягченном переводе с английского, 2007), где у пятилетнего мальчика вместо носа фаллос, а вместо рта – анус.

В «Шахматах» (2003) – фигурки черных и белых девочек с такими же «хлебалами». Прожить в таком «анально-оральном» виде (почти по Фрейду, но, думаю, если бы основатель психоанализа увидел такое воплощение открытых им сексуальных комплексов – упал бы в обморок) можно недолго: в каждой шахматной клетке – по паре черепов на фоне скрещенных костей. И притом малютки должны безмерно страдать с такой анатомией. Вспоминается волшебник-недоучка из песни Пугачевой, состряпавший «розовую козу с желтою полосой», у которой «вместо хвоста нога, а на ноге – рога». Если бы «хлебальные» создания кричали Чапменам в ночных кошмарах: «Что с нами сделали вы?», бессонница художникам была бы обеспечена.

Но вот Чапмены появились среди гостей галереи. Выглядели они вполне выспавшимися и здоровыми. Особенно хорош старший, Джейк: он обаятелен и розовощек. На нем коричневый пиджак, джинсы и кроссовки. Динос – тоже в кроссах и в непритязательном черном костюме. Заморских знаменитостей быстро оккупировали дамы.

Смерть пронизывает все произведения Чапменов: начиная псевдодетской книжкой-раскраской («Моя большая книжка-раскраска III», 2007) с гниющими плюшевыми медведями и заканчивая миниатюрными инсталляциями с кромсающими другу друга фашистами («Вид ада», 2007).

Телеведущему канала «Культура» Владиславу Флярковскому подали лупу, дабы он повнимательнее разглядел «Ад». Вид надетых на пики голов, полуголых и окровавленных солдатушек, которых терзали скелеты в касках со свастикой, почему-то не обрадовал ведущего.

Выражение его лица стало более кислым. На фоне его скорбной мины еще мрачней смотрелась «Панель с черепами» (1997). Адскую панораму можно было хорошо разглядеть и без увеличительных стекол: из черной спрессованной массы отчаянно таращились черепа, посверкивая белками глаз…

В отличие от Флярковского, галерейщик Емельян Захаров, доставивший звезд британского искусства в Москву, был в отличном настроении. Позируя фотографам, он эффектно упал на паркет и дал снять себя лежа, в лучах славы. «Подкатываюсь» к нему с диктофоном:
– Как вам удалось вытащить в Москву фигуры такого масштаба?
– Я обожаю их искусство. Когда художник видит, что галерист не просто одержим жаждой наживы, а по-настоящему любит искусство, легко найти общий язык. Эта выставка уникальна тем, что здесь презентуется совершенно новый проект. За всю историю русского искусства такого не было, чтобы премьера проекта звезд мирового класса состоялась в Москве!
– Хоть вы и отрицаете определяющую роль жажды наживы, но сами Чапмены утверждают, что сейчас искусство и капитал – единое целое.
– Так было всегда. Великое итальянское искусство было возможно благодаря тому, что папа его заказывал.
– Согласен, но сейчас у этого искусства лицо довольно устрашающее. Это и есть лицо капитала? – сказал я, обведя рукой черепно-мутационную экспозицию.
– Никоим образом, – жарко возразил Захаров. – Лицо не устрашающее. Тонкое, ироничное, высмеивающее ханжество буржуазного класса, выросшего на викторианских ценностях...

Премьерный проект представляет собой «дорисованные» Чапменами картины. Для них специально были куплены живописные полотна викторианской эпохи (соответственно, с целомудренным содержанием), и братья оторвались по полной: аппетитной румяной даме они домалевали на щеке трупное пятно («Любовь и смерть»), у аристократа они «разрезали» рот до ушей («Какая смерть его настигнет»), картине «Есть что отсосать» придали настолько кощунственное, антихристианское содержание, что пересказывать его я не берусь… Придете – увидите. Впервые «Триумф» работает в открытом для публики режиме – можете все узреть собственными очами.

К одной из картин подходит молодая московская художница и весело смеется. Что же ее так насмешило? Может, там действительно что-то «тонкое и ироничное»?

На полотне мальчик в панталонах и сюртуке. Рядом охотничья собака. Вместо рта у ребенка – пасть с раздвоенным языком. Мальчик вырвал у собаки глаз и собирается им же ее кормить. Название «Глотай, собачка» (2007). Такой изощренный садизм принято считать забавным?

О смыслах

Вместо рта у ребенка – пасть с раздвоенным языком

Размышляю о феномене «Молодых британских художников». Если верить Александру Шабурову из «Синих носов», то художник должен «переваривать окружающую невнятицу в общеупотребимые образы и смыслы».

Какие смыслы доносят до нас Чапмены (и все YBA)? Цитируем Джейка: «Искусство – это абсолютное воплощение капитала. Сопротивляться этому глупо». Или: «Это искусство о том, сколько потрачено на его производство».

Но это только об экономической стороне британского искусства. Уместно напомнить и о последнем сенсационном произведении Херста: платиновой копии черепа мужчины XVIII века, инкрустированной бриллиантами.

Название: «Ибо это есть любовь к Богу». Потрачено на изготовление 40 млн долларов. Выставлялась с ценником 100 млн. Ее якобы выкупило несколько акционеров (среди которых замечен и сам художник). Череп гастролирует по музеям, дабы «обрасти легендой». Тогда, возможно, его цена вырастет «по-настоящему» и акционеры продадут его за названную цену.

Теперь о смысле. Цитата взята из Библии. Символ смерти называется любовью к Богу. Но это не просто символ, а дорогая вещь. Однако художники из окружающей «невнятицы» вытаскивают сущность в виде образа. И если «искусство – воплощение капитала», значит, бриллиантовый череп и есть образ западного капитала, утверждающего ценность денег и отрицающего христианские ценности. Между прочим, акулу Херста переименовали, и теперь она называется по-ницшеански: «Бог умер».

Если для кого-то Бог умер, значит да здравствует дьявол: свято место пусто не бывает (о чем весь роман Булгакова «Мастер и Маргарита»). И хотя Джейк Чапмен считает свое мировоззрение «сугубо материалистическим и атеистическим», почему-то он настойчиво дает мистические названия собственным произведениям («Ад», «Вид Ада»), да и частенько упоминает другие религиозные понятия: «Мы не хотим давать ни малейшей надежды на спасение, которая, увы, присутствует у многих художников нашего поколения. Эти придурки все равно уверены, что их искусство способно исправить мир».

Но творчество Херста в сравнении с Чапменами более лаконично и изобретательно. Его бриллиантовый череп можно трактовать и так: капитал во имя роста прибыли нарушает заповеди (полностью цитата из Библии: «Ибо это есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его»), что ведет человечество к духовной смерти. И физической: философия прибыли любыми методами питает торговлю наркотиками (кумиры Чапменов и Херста – панк-группа Sex Pistols – погибли на этой почве) и оружием. Если сказать шире – торговлю Смертью. Ее образы и тиражируют британские художники.

Что в вещах Чапменов антибуржуазного, если они разрисовывают деньги черепами со свастикой, дабы таким образом купюру уже как «произведение» поднять в цене? Значит, прибыль их интересует в первую очередь.

А это – буржуазный подход.

Другим путем

Прорываюсь сквозь женский кордон к очаровашке Джеймсу.

– Вы в своем творчестве больше антибуржуазны или античеловечны?
Джеймс улыбаясь отвечает:
– Конечно античеловечны! И даже антигуманны!

Срочно придумываю что-нибудь попроще:
– У вас в роду не было пиратов?

Уж очень все фантазии Чапменов с солдатиками и черепами похожи на сны какого-нибудь героя «Пиратов Карибского моря».

Переводчица замешкалась.
– Блэк Роджер! – завопил я, вспомнив эмблемы на шахматах.
Наконец англичанка поняла и спросила, были ли в «фэмили» художника пираты? Джеймс аж расцвел:
– Йессс!

Когда я с тем же вопросом пристал к Диносу, тот тоже радостно закивал и добавил:
– Это тема Джеймса. Он об этом может говорить часами.
На груди Диноса красовался медальон в виде черепа с ушами Микки-Мауса.

Прикольно угадать любимую тему братьев. Джеймс действительно обожает подчеркивать пиратское «происхождение» (тем более его морская родина внесла неоценимый «вклад» в это разбойное дело) своего творчества, фотографируясь в тельняшках и демонстрируя наколку на правой руке в виде штурвала.

Что сказать напоследок? Лучше, если российское современное искусство, подверженное огромному влиянию западного, четко бы осознало демоническую направленность последнего и противопоставила ему свое видение мира.

Конечно, трудно бороться с такими бабками, но не заниматься ведь тем же самым: выражать агрессию и цинизм крупного капитала? Вручение главной премии Кандинского Анатолию Осмоловскому за его хлеба в виде икон дает основание надеяться, что наши художники обретут свой самобытный путь, противоположный тому, каким идут представители YBA.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

Текст: Константин Рылёв

Вам может быть интересно

Белоусов: Российская армия сорвала кампанию ВСУ 2025 года
Темы дня

Россия делает последний шаг к полной независимости от Boeing и Airbus

Первые полеты полностью импортозамещенных МС-21 и SJ-100 c отечественными двигателями должны состояться в 2025 году, заявили в Минпромторге. Тем самым Россия покажет Западу, что не только может самостоятельно строить самолеты, но и делать их на 100% из собственных деталей независимо от западных двигателей и комплектующих.

«Орешник» стал неядерной дубинкой против НАТО

ВС России нанесли удар по одному из крупнейших заводов в Днепропетровске с помощью «Орешника». Это новейшая баллистическая гиперзвуковая ракета в неядерном оснащении. Владимир Путин назвал испытание «Орешника» ответом на дальнобойные удары с использованием ракет США и Британии. По мнению экспертов, применением принципиально нового мощного оружия Россия показала свои не афишируемые ранее боевые возможности отнюдь не Киеву.

Путин рассказал об ударе «Орешником» по Украине

Медведев обратился к Западу после пуска ракеты «Орешник»

Кадыров призвал показать Украине и Западу «убийственную мощь» российского оружия

Новости

Маск прокомментировал «список задач» на обложке Time

Американский предприниматель Илон Маск прокомментировал появление на обложке журнала Time списка задач, якобы ему принадлежащего, отметив, что не давал СМИ интервью и не связан с этой информацией напрямую.

Полиция Бразилии обвинила экс-президента Болсонару в попытке госпереворота

В Бразилии Федеральная полиция обвинила бывшего президента страны Жаира Болсонару в попытке госпереворота и других преступлениях, сообщил G1.

Минфин США объявил присоединение банков к российской СПФС «красным флагом»

Подключение иностранных банков к Системе передачи финансовых сообщений (СПФС) ЦБ России рассматривается как «красный флаг» (red flag, тревожный сигнал), заявило подведомственное Минфину США управление по контролю за иностранными активами (OFAC).

Российские войска уничтожили укрепрайон ВСУ у Макеевки в ЛНР

Российские войска уничтожили укрепленный район ВСУ у Макеевки в Луганской народной республике, заняв покинутые позиции, что укрепило их стратегическое положение, сообщил военный эксперт Андрей Марочко.

Россия предупредила США об ударе «Орешника» по Украине за 30 минут

За 30 минут до пуска гиперзвуковой ракеты «Орешник» по Украине Москва предупредила США о нем в автоматическом режиме по линии Российского национального центра по уменьшению ядерной опасности, сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.

Пентагон: США не хотят войны с Россией

США не хотят войны с Россией и не стремятся к расширению украинского конфликта, но продолжат помогать Украине, заявила заместитель пресс-секретаря американского оборонного ведомства Сабрина Сингх.

Стало известно о панике в Киеве из-за угрозы ударов России

В Киеве и среди украинских военных наблюдается паника из-за угрозы ответных ударов со стороны России, сообщил на канале ABC News австралийский журналист Джон Лайонс.

Зеленский потребовал «жесткой реакции на поступки России»

На фоне запуска российской гиперзвуковой ракеты средней дальности «Орешник» по объекту на Украине украинский лидер Владимир Зеленский выразил недовольство «уважаемыми партнерами» Киева.

Япония сообщила, что санкции США не затронут участников «Сахалина-2»

Американские санкции против Газпромбанка не коснутся японских компаний, участвующих в проекте «Сахалин-2», сообщил генсек кабмина Японии Есимаса Хаяси.

Трамп предложил нового кандидата на пост генпрокурора США

Избранный президент США Дональд Трамп сообщил, что выдвигает кандидатуру бывшего прокурора штата Флорида Пэм Бонди на должность министра юстиции – генпрокурора США после того, как конгрессмен Мэтт Гетц заявил о самоотводе.

Песков: Российские войска выйдут на границы Донецкой области 1991 года

Москва признала ДНР в границах Донецкой области 1991 года, также было принято решение о возвращении республики в состав России в этих границах, российским войскам предстоит выйти на эти границы, сообщил пресс-секретарь президента страны Дмитрий Песков.

Рютте решил убедить Трампа не уступать России по Украине

Генсек НАТО Марк Рютте планирует обсудить с избранным президентом США Дональдом Трампом в его резиденции Мар-а-Лаго стратегию мирных переговоров по Украине, акцентируя внимание на необходимости избегать уступок России.
Мнения

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение её на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

Андрей Медведев: Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

Сергей Миркин: Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?